4 мин.

Россель критикует английскую модель

Президент «Барселоны» Сандро Россель раскритиковал ситуацию, сложившуюся в английском футболе, когда большинство клубов принадлежит крупным компаниям или иностранным бизнесменам. Он заявил, что пока он находится у руля клуба, владельцами которого являются 180 000 «сосьо» (официальных членов клуба), «Барселона» не будет выставлена на продажу ни при каких условиях».

В своем выступлении в Цюрихе на конференции International Football Arena, посвященной проблемам футбольных финансов, Россель отметил, что, по его мнению, клубы должны быть общественными «ассоциациями», которые управляются официальными членами, а не крупными бизнесменами-одиночками. А тот факт, что впервые за более чем 100-летнюю историю «Барселоны» на игровых футболках появилась рекламная надпись по контракту, который принесет клубу 166 млн. евро (140 млн. фунтов) за 5 лет, Сандро Россель объяснил необходимостью быть конкурентоспособными в гонке с владельцами других команд, вкладывающих в свои детища «чрезмерно большие» деньги.

Про покупку клубов богатыми иностранными инвесторами президент «Барселоны» сказал следующее: «Мне жаль, что так происходит. Лично мне это не нравится, но мы находимся на открытом рынке. В Премьер-лиге больше не видно клубов, которые могут быть проданы в ближайшее время, поэтому они (иностранные инвесторы) обратили свои взоры на Испанию. Процесс уже пошел, и, видимо, с этим ничего нельзя поделать».

 «Барселона» - это не бизнес, это чувство. Совладельцем нашего клуба не может быть кто попало, мы одно целое. У нас нет «клиентов». Я никогда не дам согласия провести игру своей команды в 12 часов дня в угоду китайским зрителям. Да, мы хотим расширять свой рынок, но ни в коем случае не забудем свои корни. Пока я являюсь президентом, «Барселона» не будет выставлена на продажу ни при каких условиях».

А вот генеральный секретарь АПЛ Ник Ковард, высказываясь на ту же тему, защищал «открытый подход», который привел к тому, что владельцами большинства крупных английских клубов стали крупные заграничные бизнесмены. «Мы абсолютно нейтрально относимся к разным моделям владения клубами», - заявил он. 

На вопрос о вреде, наносимом такими моделями управления клубам, в частности, ситуации, когда после покупки «Манчестер Юнайтед» семейством американских бизнесменов Глейзеров на клуб были повешены их долги в размере 473 млн. фунтов, Ковард ответил, что «формально их действия правомерны, поскольку они не нарушили никаких законов».  

Ковард привел также аргумент, что соглашение о телевизионных правах, заключенное в 1992 году, когда клубы Первого Дивизиона вышли из состава Футбольной Лиги и организовали Премьер-Лигу, заложило фундамент общего успеха и популярности. Когда исполнительный директор Йан Эйр недавно высказал мнение, что большие клубы должны получать больше денег от продажи телевизионных прав за границей, «19 клубов высказались против этого, и только один – за, так что даже не пришлось проводить голосование».  

Россель защищал контракт с Qatar Foundation, по которому впервые в истории клуба на футболках игроков появится коммерческая рекламная надпись. Он сказал, что это было сделано только из-за нарастающего финансового давления, и назвал это спонсорский конракт «вынужденным».

 «Тот факт, что рекламируется не компания, а страна, не играет никакой роли с точки зрения коммерции. Если бы не было необходимости конкурировать с клубами, которыми владеют очень богатые люди, я бы никогда не допустил размещения рекламы на футболках, и они остались бы девственно чистыми».

Россель  не обошел вниманием и маленькие испанские клубы, отметив, что тем приходится еще тяжелее, поскольку они вынуждены пытаться конкурировать с заведомо более сильными и богатыми «Реалом» и «Барселоной». Также он высказал мысль, что, возможно, двум грандам следует продавать телевизионные права совместно с остальными клубами Ла Лиги.

Сейчас «Барселона» и «Реал» получают 66% общего объема доходов от продажи прав на трансляции, и только треть приходится на долю остальных 18 клубов испанской Лиги. Несколько испанских клубов, включая, «Расинг» из Сантандера и «Сарагосу» вынуждены были запустить операцию банкротства. И хотя национальная сборная Испании является действующим чемпионом мира и Европы, а «Барселона» - обладателем Кубка Чемпионов, Ла Лига постоянно находится под угрозой забастовки тех игроков, которым не были выплачены причитающиеся им по контракту деньги.

«Сейчас мы продаем телевизионные права каждый по отдельности, однако через 3-5 лет нам придется продавать общий пакет всех клубов Примеры, как это делается сейчас в Италии и Англии, - заявил Россель. – Вы вместе с мадридским «Реалом» обращаемся к остальным командам. Мы понимаем, что за этим будущее, и это неотвратимо должно случиться. Однако я считаю, что вместе с этим необходимо сократить число клубов Ла Лиги с 20 до 16».

Директор «Милана» Умберто Гандини прямо сказал, что в Италии, чей высший дивизион Серия А еще лет 20 назад был сильнейшим чемпионатом континента, футбол сейчас "определенно находится в кризисе", во многом из-за устаревших стадионов и беспомощности футбольных властей. В пример он привел, конечно же, «Милан», владелец которого, Сильвио Берлускони, ставший премьер-министром Италии во многом благодаря успехам клуба, вынужден был вложить порядка 600 млн. евро (514 млн. фунтов) в команду с момента приобретения клуба, находившегося в состоянии банкротства, в 1986 году.  

Поэтому, добавил  Гандини, инициатива УЕФА по введению финансового фэйр-плэй, который заставит клубы тратить не больше, чем они зарабатывают, достойна всяческого одобрения.   

Однако он заявил, что будет крайне тяжело ввести эти правила во всей Европе, поскольку почти половина клубов (46%) сильнейших чемпионатов, в том числе и 16 из 20 клубов Премьер-Лиги, являются на данный момент убыточными.

Дэвид Конн, The Guardian