Первый матч «Унион Берлина» в Бундеслиге глазами болельщика гостевой трибуны
В «Унион Берлин» и правда невозможно не влюбиться. Даже если ты болельщик другой команды и сидишь в гостевом секторе. Есть в атмосфере этого клуба что-то такое, что очаровывает и завораживает сразу. Что-то такое, что не испытывал нигде и никогда. Вот только представьте на секунду. Клуб играет первый в своей истории матч в Бундеслиге, вокруг игры сумасшедший ажиотаж, билетов нет за несколько недель, у перекупщиков на стоячие места цены достигают пяти-шести сотен евро. Телевидение, пресса, бесконечные анонсы и превью. Ощущение наступающего эпохального события и фееричного открытия. Но на стадионе нет ни предматчевого шоу, ни орущих микрофонов, ни громыхающей музыки. Никто не выносит на поле огромную эмблему клуба и не режет гигантских размеров ленточку. Нет вообще никаких привычных атрибутов открытия. И при всём при этом ты необычайно остро чувствуешь торжественность момента и колоссальное волнение, которое пробирает до мурашек. В этой простоте есть что-то гениальное – дать возможность почувствовать историчность события без лишней мишуры и парадности. Просто сместить фокус зрителя с перфомансов и развлечений на самое важное. Это действительно дарит удивительные ощущения.
Предматчевая атмосфера окунала в себя задолго до стадиона. Ещё выходя из метро уютного берлинского района Кёпеник, расположенного на юго-востоке города, можно было поймать себя на ощущении, что идёшь не на футбол, а на большой семейный праздник. Просто гостей на нём так много, что не все друг друга знают и помнят. Шарманщик, играющий мелодии из старых немецких сказок, семьи из трёх поколений болельщиков, старички, обнимающиеся и внимательно листающие какой-то альбом прямо на ступеньках у входа в метро. Другое пространство и какая-то совсем другая футбольная реальность. То ли хорошо забытая, то ли никогда не существовавшая.
Коллеги из блога «Вы это видели?» уже писали про невероятно трогательную и красивую акцию «Униона» с плакатами умерших родственников, принесённых болельщиками на трибуны. Но даже до того, как эти плакаты были развёрнуты, чувствовалось, что на стадионе происходит что-то чрезвычайно значимое. Чувствовалось в разговорах, взглядах, лицах, в приглушённом гуле, а иногда даже полумолчании трибун, которые уже за час до игры были практически заполнены.
Но, конечно, для дебюта в Бундеслиге Униону трудно было найти более символичной афиши и соперника более принципиального, чем РБ Лейпциг. И дело даже не в том, что обе команды представляют Восток Германии и неоднократно встречались друг с другом в разных дивизионах. Это дерби немного другого измерения. Противостояние двух абсолютных антиподов. Не просто футбольных, но культурных и мировоззренческих. Унион – настоящая немецкая футбольная сказка. Команда-традиция, шаг за шагом шедшая к своей цели, следуя нерушимым «железным» принципам. РБ Лейпциг – движимая успешным коммерческим проектом команда-сенсация, проделавшая стремительный путь от низших футбольных дивизионов к Бундеслиге всего за несколько лет. Настоящая команда-мечта, но правда совсем не немецкая. Собственно, для Униона РБ Лейпциг – это картинка того, каким футбол быть не должен. Большие деньги, бизнес-система управления клубом, широкие рекламные кампании и отсутствие истории.
Именно поэтому свой первый в истории матч в Бундеслиге Унион начал с 15-минутного молчания фанатской трибуны в протест политики РБ Лейпциг. Отговорить болельщиков от такой затеи пытались даже сами игроки Униона, мотивируя это значимостью исторического момента для клуба. Но фанаты своего решения не отменили. И тем самым лишний раз подчеркнули, что принципы для Униона важнее любых внешних обстоятельств.
Впрочем, ни намёка на какую-либо агрессию по отношению к самим болельщикам или игрокам Лейпцига на стадионе или за его пределами не было. Да, неодобрительный гул и отдельные лозунги на плакатах во время игры. Но даже они адресовались скорее немецкому футбольному союзу и системе управления футболом, чем непосредственно клубу. В остальном вполне дружелюбная и гостеприимная атмосфера.
Тоже самое можно сказать и о фанатском секторе Лейпцига. Значительная часть болельщиков гостей снимала на телефоны происходящее на трибунах с не меньшим интересом, чем приветствия игроков собственной команды. К слову, удивительное дело: при всех немыслимо сложных взаимоотношениях между болельщиками немецких команд из разных лиг (в особенности на востоке страны), ни от одного из них пока не приходилось слышать какого-либо негатива или агрессии в адрес Униона. Лёгкую иронию и шутки, да. Но не более того. Возможно, конечно, это лишь случай или просто временное явление. Но даже это о уже чём-то говорит.
Увы, к сожалению для большей части аудитории сам сюжет игры напряжённостью и драматургией не отличился. Вернее, с напряжением и волнением не смогли справиться игроки Униона, которые допускали грубые ошибки. Защитники позволяли легко обыгрывать себя в штрафной, полузащитники теряли мячи в центре. Унион так ничего и не смог противопоставить прессингу Лейпцига, которому толком и не понадобилось включать свою полную мощь. К концу первого тайма после голов Хальстенберга, Сабицера и Вернера исход встречи был, по сути, предрешён. Окончательный счёт во втором тайме установил французский новичок Лейпцига Нкунку. В итоге 0:4, при том, что для хозяев всё могло закончиться и более крупным поражением.
Излишне говорить, что с трибун никто не уходил. До самого финального свистка стадион оставался полным, а после окончания игры болельщики ещё минут пятнадцать приветствовали команду песнопениями. Казалось, что психологическое состояние игроков их волнует куда больше результата. Да и вообще складывалось ощущение, что этот матч для болельщиков Униона был важен чем-то другим. Не результатом, не борьбой за очки и не дерби…
Унион попал туда, куда стремился долгие годы. Но при этом попал в тот футбольный мир, с которым всегда пытался бороться. Идеализм и следование принципам это всегда рискованное мероприятие, которое безусловно потребуют серьёзных жертв. Но очень хочется, чтобы у Униона получилось. Как бы то ни было, но Бундеслига уже совершенно точно приобрела ещё одно культовое место в своей географии, к посещению которого будут стремится тысячи болельщиков из разных стран.