8 мин.

Жозе показывает родной город (мама до сих пор живет в многоэтажке) и классно говорит: зачем учит немецкий, почему назвал себя особенным

Журналист Sky Sports Гари Коттерилл провел день с Жозе Моуринью в родном городе тренера – Сетубале. Итог встречи – фактурное 45-минутное видео. Вы вряд ли когда-нибудь видели Жозе в такой обстановке.

Мы зафиксировали главное, разделив рекап на две части: мысли Моуринью о футболе и прогулка тренера по родному городу, о котором он рассказывает с восхищением. Вперед!

Впервые за 20 лет у него куча свободного времени, но наслаждаться тяжело – скучает по футболу

«Я нахожусь в Сетубале в конце июля или начале августа впервые за 20 лет, и у меня есть время подумать, проанализировать все. И я чувствую, что полон огня. Друзья говорят мне: «Наслаждайся отпуском, тем, чего у тебя никогда не было». Но, честно говоря, я не могу этим наслаждаться, я недостаточно счастлив, чтобы наслаждаться. Я скучаю по своему футболу, во мне есть этот огонь.

Мое будущее начнется после моего следующего шага, и немного нелепо, что я не могу по-настоящему наслаждаться свободным временем, учитывая количество прекрасных вещей вокруг меня и многих вещей, которых у меня не было очень долго.

Мне нравится думать о будущих вызовах, а не останавливаться, оглядываться назад и оценивать то, что я уже сделал. Что сделано, то сделано. Я очень мотивирован».

Готов рассматривать предложения только из топ-5 лиг Европы. Сборные – это пока не его (но в будущем все возможно)

Журналист спрашивает, интересуют ли Моуринью только клубы из пяти сильнейших чемпионатов Европы. Жозе несколько раз уверенно кивает. Но уточняет: если за пределами топ-5 ему предложат особенный проект, который нужно будет вывести на новый уровень, он может рассмотреть предложение. Впрочем, это маловероятно. История с отказом Моуринью возглавить китайский «Гуанчжоу Эвергранд» подтверждает эти слова.

Работать со сборными Жозе тоже пока не готов: «Работа в национальной команде не для меня – одна игра в месяц, много офисной работы. Ждать два года Евро, а затем два года – чемпионат мира… Нет уж, я не готов! Но однажды – может быть. Если не Португалия, то другая сборная. Когда я приезжаю на Евро или чемпионат мира, оказываясь в центре происходящего, у меня появляется ощущение, что однажды я захочу возглавить сборную. Хотя потом думаю, что эта работа не для меня. Но однажды – может быть, и если это будет Португалия, я буду очень горд.

Сейчас я учу немецкий, потому что мне нужен этот язык. Я говорю на английском, испанском, португальском, французском и итальянском. Я ничего не исключаю, даже Германию. Хотя ни один клуб не ждет меня и не стучится в мою дверь».

Считает, что главное в тренерской работе – харизма. И утверждает, что не играет на публику

«Я все еще думаю, что самое важное в футбольном тренере – это харизма. Харизма важнее академического образования, футбольного опыта, футбольных знаний, стратегий лидерства. Если вам надо привести пример тренера с харизмой, то я назову мистера Бобби Робсона. Тренеры с харизмой работали 50, 30, 10 лет назад и будут работать в 2030 году. [Робсон] был очень, очень, очень харизматичен.

Почему мое поведение на поле и вне его сильно отличаются? Возможно, это моя ошибка. Я очень закрытый человек. Когда я работаю, я нуждаюсь в одиночестве. Футбольный тренер во многих случаях – одинокий человек. Он остается один на один со своими мыслями, чувствами, решениями. Да, у тренера могут быть помощники, люди, которые работают с ним, но ключевой момент – это решение, и только один человек несет ответственность за их принятие.

Возможно, это моя вина, потому что я склонен замыкаться. Возможно, моя вина и потому, что болельщики видят только 90 минут. То, как ты ведешь себя по ходу матча, как ты ведешь себя перед камерами. Люди, которые видят меня на улице, говорят: «Ой, вы выглядите моложе. Ой, я думал, вы слегка толще, а вы худой. Ой, вы выше, я думал, вы меньше ростом». Телекамеры меняют перспективу.

Я есть тот, кто я есть. Я не играю. Я смотрю, как играют, но сам не играю. Все естественно. Когда я не праздную гол на скамейке – это естественно, потому что я сосредоточен на происходящем. Естественно, когда я бросаю бутылки с водой, когда я их пинаю. Вы видите то, что есть на самом деле. Если у меня есть причина улыбнуться, я улыбаюсь. Мне нравится улыбаться. Сложно это объяснить».

Рассказал, почему назвал себя «Особенным» на первой пресс-конференции в «Челси»

«Когда я пришел в «Челси», меня спросили, готов ли я к Премьер-лиге. Я подумал: «Чего?! Я только что выиграл Лигу чемпионов, а ты думаешь, что я никто?»

Так что я слегка разозлился и сказал, что я не какой-то кот в мешке (в оригинале Моуринью употребил фразу «not one from the bottle» (не кто-то из бутылки) – Sports.ru), а особенный. Но потом бам – и это приклеилось ко мне. Ну, нет проблем».

*****

Сетубал – красивый портовый город, в начале тренерской карьеры Моуринью работал с юношескими командами местной «Витории». Жозе говорит, что гордится малой родиной и чувствует любовь людей, которые знают его всю жизнь (они, кстати, называют его просто Зе). А еще гордится уважением со стороны молодого поколения – он кумир для мальчиков, мечтающих о будущем в футболе. В Сетубале все знают Моуринью и хотят с ним сфотографироваться.

Моуринью показывает стадион «Витории», за которую выступал его отец Фелиш (умер в 2017 году). «Могу ли я когда-нибудь возглавить «Виторию»? Это слишком большая ответственность для меня», – вроде бы шутит тренер, но на самом деле говорит искренне: для него тренировать «Виторию» на эмоциональном уровне было бы сложнее, чем сборную Португалии.

Недалеко от стадиона многоэтажка, где жила семья Жозе. И его мама до сих пор в ней живет.

Вот так выглядит школа, в которой учился тренер.

Жозе рассказывает, что в детстве они с друзьями согнули один из таких железных прутьев, чтобы убегать из школы. Куда убегали? На стадион «Витории», где можно было глянуть тренировку команды.

А здесь Моуринью-подросток играл в футбол с друзьями. Жозе жалуется, что теперь на этом месте автостоянка – раньше ее не было.

В Сетубале даже есть проспект имени Моуринью. Португалец стеснительно говорит, что ему немного неудобно из-за этого – и он до сих пор называет улицу по-старому.

По словам Жозе, у него всегда была мечта добиться успеха, но он никогда не гнался за ней – в юности он просто наслаждался жизнью и не ставил перед собой точных целей.

«Все произошло естественным путем, – говорит Моуринью. – Я понял, что это серьезные вещи, лишь когда уехал из Сетубала в Лиссабон. До этого я работал школьным учителем, у меня была спокойная жизнь. Я работал с детьми с синдромом Дауна, тренировал юношеские команды «Витории» – тогда они играли на любительском уровне, еще не было профессиональных академий.

Я живу в Лондоне и рано или поздно возглавлю какой-нибудь новый клуб. Но я всегда буду мальчиком из Сетубала».

50 лучших клубных тренеров всех времен: Пеп – 5-й, Моуринью – 13-й

Моуринью заработал на своих увольнениях больше 50 млн фунтов

Жозе пересчитал трансферы Клоппа и Пепа, а еще сказал, что у тренеров отнимают власть