5 мин.

Отчёт CIES «Посещаемость футбольных стадионов» (2003-2018)

1. Введение

В апрельском ежемесячном отчете футбольной обсерватории CIES анализируется посещаемость матчей в 51 национальных футбольных лигах, расположенных в 42 разных странах. Для 26 лиг из них наличие расширенных информационных источников позволило нам обратиться для сравнения к данным 2003 года (15 сезонов). По 25 оставшимся чемпионатам данные анализируются по прошедшим пяти годам.

Первая часть отчёта посвящена выборке из 26 чемпионатов. Он прослеживает показатели по посещаемости стадионов за последние годы. Вторая часть изучает сравнительно усредненные д2. Исторический анализ 26 лиг с 2003 по 2018 годы.анные, зарегистрированные в прошедшие пять сезонов для всех 51 чемпионата, которые были включены в наш анализ.

2. Исторический анализ 26 лиг с 2003 по 2018 годы

Средняя посещаемость одного матча в анализируемых нами 26 чемпионатах с 2003 года составляла чуть более 15 000 зрителей. Этот средний показатель лишь ненамного увеличился между первым и последними пятью изученными сезонами: +4%. Именно поэтому уровень популярности футбола в 22 странах, принимающих 26 лиг, включённых в этот анализ, продолжает оставаться относительно стабильным.

Тенденции по увеличению или уменьшению посещаемости в отдельно взятых лигах гораздо более заметны. Между 2003-2008 и 2013-2018 гг. наибольший относительный рост наблюдался в высшем дивизионе Польши: +47%. Совместная организация финального этапа чемпионата Европы 2012 года, безусловно, оказала положительное влияние в этом плане. Популярность Высшей лиги футбола (MLS) в США и Канаде также сильно возросла: +34%.

Профессиональный футбол в странах Скандинавии наоборот, находится на спаде. Средняя посещаемость снизилась: между -11% в Швеции (в последние годы, однако, появляются признаки восстановления первичных показателей) и -29% в Норвегии. Наибольшее относительное снижение между первой и последней изученной пятилеткой было зафиксировано в Греции. Частые скандалы и инциденты, омрачавшие матчи, довольно неблагоприятно сказались на интересе зрителей.

3. Анализ всех 51 чемпионатов с 2013 по 2018 годы

Анализ средних показателей посещаемости за последние пять лет наглядно даёт понять о невероятной любви и страсти, которая окружает футбольную культуру в Германии, профессиональные футбольные клубы в частности. Бундеслига является наиболее посещаемым футбольным соревнованием в абсолютном выражении (+18% по сравнению с Английской Премьер-лигой), в то время как Вторая бундеслига также является наиболее посещаемым чемпионатом среди первых дивизионов с наибольшим средним количеством зрителей (как раз перед английским Чемпионшипом).

Мексиканский высший дивизион является самым популярным соревнованием среди неевропейских лиг, охваченных исследованием. В десятке лучших чемпионатов с наибольшим количеством зрителей находятся еще два соревнования, проходящие за пределами Европы: китайская Superliga (6-й) и MLS (8-й). Японская J-лига 12-я, чуть впереди бразильской Серии A.

С более, чем 80 000 зрителями за матч, «Боруссия Дортмунд» занимает первое место в рейтинге посещаемости футбольных клубов среди 51 лиги. За немецким грандом расположились четыре футбольных гиганта: это «Манчестер Юнайтед», «Барселона», «Бавария» и «Реал Мадрид». Кроме того, пять немецких клубов находятся в первой десятке рейтинга (кроме БД и «Баварии», это «Шальке-04», «Гамбург» и «Штуттгарт»). «Атланта Юнайтед» же - самый популярный неевропейский клуб (10-е место).

В течение пяти сезонов между 2013/14 и 2017/18, «Селтик» привлек более трети зрителей, посетивших матчи шотландские Премьер-лиги. Близкие к 30% показатели в доле посещаемости своих чемпионатов показали «Хайдук» в Хорватии, «Црвена Звезда» в Сербии и «НК Марибор» в Словении. Кроме того, парагвайский «Серро Портеньо» и «Персополис» (Иран) были крупнейшими неевропейскими клубами, которые внесли наибольший вклад в показатели посещаемости своих лиг.

Принимая во внимание вклад трёх самых популярных клубов по Лиге, концентрация посещаемости в некоторых чемпионатах выделяется более четко. Учитывая количество задействованных команд, значение, измеренное для португальского высшего дивизиона, особенно впечатляет. Три команды, набравшие наибольшее количество зрителей за сезон, составили 63,9% от общего числа зрителей, в отличие от 36,1% для оставшихся пятнадцати клубов.

4. Вывод

Сравнительный анализ, который был нами проведён, показывает существенные различия в зависимости от анализируемой лиги. Германия выступает как доминирующая футбольная страна по уровню посещаемости. Также очень популярны английские и испанские клубы, хоть они и имеют значительно меньше зрителей, чем немецкие команды. За пределами Европы мексиканские клубы привлекают самые большое количество зрителей.

Изучение показателей посещаемости с 2003 года показывает растущий интерес к футболу в Соединенных Штатах и Канаде. Несмотря на увеличение числа команд, участвующих в MLS, средняя посещаемость продолжает постоянно расти, итогом чего является преодоление показателя в 20 000 зрителей за матч за последние пять лет. Эту цифру также превзошли и в Китае, где популярность футбола отныне также находится на высоком уровне.

Оригинал: Рафаэль Поли, Лоик Раванэ и Роджер Бессон, апрель 2019

Перевод: Блог «48 hours»