🍺Депутаты ЛДПР хотят вернуть пиво на стадионы. Наш футбол – за, Минздрав и РПЦ – против
Даже в топ-5 европейских лиг алкоголь разрешен далеко не везде.
На прошлой неделе депутаты ЛДПР Игорь Лебедев (сын Владимира Жириновского) и Дмитрий Свищев (президент Федерации керлинга) внесли в Госдуму законопроект о разрешении продажи пива на российских стадионах.
«Мне кажется, после Кубка конфедераций и ЧМ-2018 всем стало понятно, что продажа пива болельщикам не настолько опасна, как представлялось ранее, – говорит в интервью Sports.ru Лебедев. – В 2005-м мы это запретили, прошло 15 лет. Те граждане, которые представляли тогда опасность на стадионах, выросли. К тому же, нас постоянно обязывает к этому ФИФА. ЧМ – обязала, Кубок конфедераций – обязала, Евро-2020 в Петербурге – тоже обяжут. Мы постоянно этот запрет отменяем. Я думаю, можно снять его полностью».
По новому законопроекту пить пиво можно будет пить в подтрибунных помещениях, но пронести на трибуну – нельзя. «Будет большое сопротивление. Мы хотим сделать первый шаг, чтобы пиво разрешили продавать в тех местах, где сейчас продают бутерброды, – говорит Лебедев. – Пройти с пивом на трибуну будет нельзя. И продавцы с пивом вдоль трибун ходить не будут. Футбол транслируется в прямом эфире, нам бы пока не хотелось, чтобы на телеэкраны попадала реклама пива. А дальше посмотрим».
Почему пиво на стадионах запретили?
Купить пиво на стадионах в России нельзя с 2005 года. Корни запрета уходят в 2002 год и погромы на Манежной площади после матча сборных России и Японии. Игру показывали на большом экране, любой мог принести на просмотр хоть ящик пива, хоть бутылку водки. «Там все больше собиралось молодежи. И напивались. В одной руке бутылка с пивом, а в другой – с водкой. И без закуски!» – ругался начальник ГУВД Владимир Пронин. «Народ грузился по полной», – подтвердил член следственной группы Леонид Чаленко.
Проблемой в тот день стал не только алкоголь, но и стеклянная тара. «Пиво продавали на самой Манежной площади, в переходах и в начале Тверской, – рассказал Sports.ru очевидец погромов Сергей Малашенко. – В первом тайме народ только начинал выпивать, но во втором тайме уже выпил прилично. Допив бутылку, некоторые бросали ее за спину – она падала, разбивала кому-то голову, дальше человек шел разбираться». Как писал «Коммерсант», после легендарного промаха Бесчастных по воротам японцев пустые бутылки полетели в экран.
В 2005-м запрет прописали в законодательстве: был принят Федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления пива…». Через шесть лет новый закон «О госрегулировании производства и оборота алкоголя» фактически приравнял пиво к крепкому алкоголю.
«В 2005-м… Или в 2002-м, я не помню уже точно, 15 лет прошло. Тогда были не совсем приятные события на Манежной с участием болельщиков, которые вылились в массовые столкновения с органами правопорядка, – говорит Лебедев. – Решили, что болельщики и так взрывоопасная волна, а с алкоголем риск повышается. Тогда ограничили потребление алкоголя на стадионе, чтобы снизить накал на трибунах. Хотя пиво на стадионе оставалось всегда – в вип-ложах и вип-залах оно все равно продается. Ну и если человек захочет выпить, то найдет, где. Он может уже на стадион прийти подготовленный. Или пронести алкоголь на стадион».
Кто за возвращение пива?
Босс РФС Александр Дюков весь год говорит, что пиво на стадионах поможет русскому футболу. 22 февраля 2019 года, в первый день в новой должности, Дюков заявил, что с пивом на стадионе клубы добились бы того, что зрители приходили не к началу матча, а раньше. В качестве примера он сослался на Европу.
«Там болельщики приходят семьями и не спешат уходить со стадиона. Помимо этого, есть коммерческие права на показ матчей, креативная работа со спонсорами. Если все будет выполняться, то и спонсорские контракты клубов вырастут. Разрешение продажи пива на стадионах – это не основной фактор (доходности клубов), но мы прекрасно понимаем, что в субботу, когда у человека есть желание выпить слабоалкогольный напиток, а на стадионе человек это не может сделать, то он будет это делать где-то вне стадиона и будет проводить меньше времени на стадионе. Это очень важный источник дохода как для лиг, так и для клубов», — сказал он.
Босс РПЛ Сергей Прядкин поддерживал возврат пива еще в 2013-м, с тех пор его позиция не поменялась. «Наша позиция одна – пиво должно быть. С приходом нового президента РФС мы рассчитываем, что этот вопрос может быть ускорен», – сказал он в феврале 2019-го. «Желание есть огромное, и оно присутствует не только лично у меня и моих коллег, но и болельщиков. Пока все на том же уровне — уровне обсуждения, законодательных вопросов», – распространил он свою мысль в июле.
Министр спорта РФ Павел Колобков также не видит препятствий для допуска пива на стадионы: «Продажа пива никак не влияет на поведение болельщиков. Вопрос в организации этой работы».
Наконец, горячо поддерживают изменение закона и сами клубы. Sports.ru связался с представителями «Спартака», «Зенита», «Уфы» и «Рубина» – все они подтвердили, что поддерживают возвращение пива.
«Такое решение может способствовать росту доходов клуба от сотрудничества с пивным брендом-партнером и от продажи пива на стадионе, – сообщили в «Спартаке». – Культура футбольных болельщиков тесно связана с потреблением пива во время просмотра матча. Предлагая болельщику возможность выпить хорошего пива на стадионе, мы не ставим его перед выбором – идти на стадион, где пива нет, или остаться смотреть футбол дома либо в баре, но с пивом».
«Рубин» всеми руками и ногами за то, чтобы вернули пиво на стадионы», – рассказали в пресс-службе казанского клуба.
Кстати, в 2018-м с вопросом о возвращении пива на стадионы к Путину обратился президент Татарстана Рустам Минниханов. «Хотел бы поднять один вопрос, который мы проверили по ходу чемпионата. Это продажа пива. Мы продали пива на 89 млн рублей, никаких проблем не было. Просил бы посмотреть. Во-первых, все-таки мужчины любят пиво», — сказал Минниханов.
«Не все, в Татарстане, может, больше любят?» — ответил Путин.
«Мне стыдно, мусульманину, говорить, что вот пиво. Но я забочусь о наших братьях — православных», — ответил Минниханов.
«Какой вы молодец!» — сказал Путин.
Кто против?
Вскоре после разговора Путина и Минниханова против возврата пива выступила РПЦ. «Да, у православных нет полного запрета на употребление алкоголя, но мы против пьянства, против употребления алкоголя в общественных местах, против свободной продажи алкоголя. Православный не значит пьяный, пьянство считается страшным грехом», — заявил руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости синодального отдела Московского патриархата по благотворительности Валерий Доронкин.
Президент Дмитрий Медведев и председатель правительства Владимир Путин смотрят футбол, 2009 год
Пресс-служба Роспотребнадзора осенью 2018-го объявила, что возвращение пива на стадионы не способствует проводимой государством политике против алкоголизации населения и ставит под угрозу уже достигнутые результаты.
Но главный оппонент – Минздрав. В апреле 2019-го в ведомстве заявили, что во время просмотра матчей у болельщиков высокий эмоциональный фон, поэтому пиво «может провоцировать негативное девиантное поведение и быть причиной совершения правонарушений, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений».
«Минздрав сопротивлялся, сопротивляется и будет сопротивляться вне зависмости от всего, – говорит Игорь Лебедев. – Для них на первом плане здоровье граждан, алкоголь – подрыв здоровья. Но с другой стороны, вы видите, что движение идет. Правительство поддержало инициативу по введению мест для курения в аэропортах. Идет обсуждение, чтобы разрешить продажу слабого алкоголя на автозаправочных станциях. Мы видели сухой закон в нашей стране. Люди как пили, так и пьют. Поэтому любой запрет не всегда на пользу. Думаю, маленькими шажочками приблизимся к тому, что будем как Германия».
Кто продвигает законопроект и есть ли в России пивное лобби?
Как объяснил Sports.ru руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru Павел Толстых, в России существует профессиональное пивное лобби. «В каждой пивной компании есть структурные подразделения по связям с органами государственной власти, где работают профессионалы. У них консолидированная позиция в рамках ассоциации – Союза российских пивоваров. У них есть бюджеты, которые выделяются на лоббизм. У них есть лоббистские фирмы, которые обслуживают их интересы и помогают продвигать их задумки в органы государственной власти».
Толстых объясняет, как построена работа лоббистов следующим образом: «В начале выясняется потребность – например, возвращение пива на стадион. Потом считается примерный финансовый и имиджевый эффект. Дальше готовится аргументация и проект закона. Все это пишется в кабинетах корпораций. К закону готовится обосновывающая документация – надо подтянуть к чисто коммерческой идее какое-то общественное благо, чтобы было легче продвигать эту инициативу. В этом случае – поддержка детского спорта.
Игорь Лебедев
Дальше задачу прорабатывают ассоциация и лоббистская фирма, которые уже имеют близких им депутатов. И проводится предварительная работа по возможной поддержки данной инициативы в более статусных коридорах власти. Когда поддержка найдена, процесс запускается. Лоббистская фирма обеспечивает мониторинг и прохождение дела в стенах госвласти, ассоциация пишет письма-запросы профильным чиновникам и дает комментарии в СМИ. PR-фирма обеспечивает должное инфоприкрытие».
Толстых говорит, что с авторами законопроекта Лебедевым и Свищевым точно поработали лоббисты. «Законно это или нет? Если им заплатили – нет, это коррупция. Если их убедили в этом – например, с аргументом, что это для развития спорта – тогда все законно».
Какой прогноз?
Законопроект, предложенный двумя депутатами от ЛДПР, не выглядит стопроцентно проходным: обычно проекты, которые имеют высокие шансы на принятие, вносятся депутатами от разных фракций или президентом России.
Тем не менее, и назвать его заведомо провальным нельзя: Свищев – член комитета Госдумы по физической культуре и спорту (то есть профильного для этого законопроекта). Кроме того, и он, и Лебедев были соавторами принятых в 2018-2019 годах законопроектов. Несколько документов они составили вместе: в частности, подписи и Лебедева, и Свищева стоят под принятым Госдумой законом о штрафах для спортсменов за употребление допинга.
Алексей Миллер (слева) и Дмитрий Свищев
«Учитывая, что недавно табак пролоббировал курение в аэропортах (пока пройдено только первое чтение – Sports.ru), видимо, сейчас удачное время, чтобы лоббировать закон с пивом, – говорит Павел Толстых. – Раньше пивные и табачные инициативы очень резко воспринимались в коридорах власти. Но проект внесли ЛДПР, поэтому у меня скептическое отношение к будущему законопроекта. Законопроект от ЛДПР однозначно не будет принят, если к нему не присоединятся влиятельные единороссы. Законопроекты такого рода от других фракций сами не проходят, должна быть инициатива «ЕР», согласованная с Володиным и администрацией президента».
«Сейчас это тестинг – посмотреть реакцию в коридорах власти», – констатирует эксперт. Депутат Лебедев с ним не согласен: «Я думаю, в сентябре законопроект попадет в повестку дня заседания Госдумы, – говорит он. – В течение октября он будет принят окончательно. Где-то в конце октября-начале ноября будет подписан президентом и с Нового года вступит в силу, так что с весенней части РПЛ мы сможем порадовать болельщиков пивом на стадионах, а РФС – дополнительным источником доходов. Деньги на развитие футбола, я думаю, будут немалые».
«Я не пью пиво, оно мне не нравится, – говорит Sports.ru Лебедев. – Вообще не очень люблю алкогольные напитки, мне больше нравится спорт. Но я понимаю, что масса болельщиков любят пропустить кружечку-другую при просмотре футбола. Обязанность депутата – думать не о себе, а об избирателях».
В Европе не везде можно пить пиво
Неверно думать, что в Европе на всех стадионах свободно пьют пиво. Ограничения есть даже в странах топ-5 лиг.
В Англии можно выпить в подтрибунке, но не на трибуне (или любой другой зоне, где открывается вид на поле). Это следствие закона, принятого в 1985 году правительством Маргарет Тэтчер вскоре после эйзельской трагедии с участием болельщиков «Ливерпуля».
В Испании нельзя выпить на территории стадиона вообще. Это прописано в Национальном законе о спорте 1990 года, также сформулированном под влиянием событий на «Эйзеле».
Во Франции алкоголь на стадионах в целом запрещен. Это следствие закона Эвина (в честь бывшего министра-социалиста Клода Эвина), запрещающего рекламу алкогольных напитков на спортивных мероприятиях. Как следствие, на том же «Парк де Пренс» можно купить алкоголь на концерте, но не матче «ПСЖ». При этом закон Эвина строго запрещает только рекламу пива на стадионах, поэтому клубы периодически пытаются договорить о продаже пива во время тех или иных матчей.
Так, за несколько дней до финала Кубка лиги-2015/16 между «ПСЖ» и «Лиллем» Французская футбольная лига объявила, что на «Стад де Франс» можно будет купить пиво. «Мы несколько сезонов просили разрешить пиво на стадионах и добились положительной реакции от консула Сен-Дени. Разрешили пиво, но не другой алкоголь. Теперь мы можем открыть стадион за 4 часа до начала матча, развлекать людей до игры, а не заставлять их есть где-то снаружи», – объяснял решение спортивный директор лиги Арно Руже. Но в итоге власти Сен-Дени пиво не разрешили.
Бан на продажу алкоголя во время матчей Лиги чемпионов и Лиги Европы сняли только прошлым летом.
На хоккее можно пить пиво, на футболе нельзя. Почему?
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Дмитрий Коробейников, Максим Блинов, Максим Богодвид, Дмитрий Астахов, Владимир Федоренко, Михаил Климентьев; Gettyimages.ru/Catherine Ivill
А с другой стороны — на матче Россия-Египет, на центральной трибуне, с билетами по 13к, на соседнее кресло приземлился никакущий пассажир, упал на впереди сидящих египтян и мешал всем вокруг. И во время матчей РПЛ таких вот Васьков будет полно, в том числе на центральной трибуне. Они и сейчас то умудряются пьяными на стадион проходить. Так ли нам это пиво нужно?