13 мин.

Помните, как фанаты «Ливерпуля» закатили концерт в Мадриде? Это большая традиция, все начиналось с вечеринок в баре

От редакции: привет! Вы в блоге «The Anfield Voice» – здесь постят самые интересные и душевные тексты про «Ливерпуль». Мы весь сезон восхищались фанатами «красных», которые никогда не унывают и поют громче всех в Европе. Этот пост – перевод большого текста Goal.com про то, как болельщики «Ливерпуля» стали такими крутыми. Читайте, подписывайтесь и ставьте плюсы!

Парень с гитарой в руках сделал глубокий вдох, чтобы успокоиться. Снаружи был полнейший хаос, устроенный 50-тысячной армией болельщиков «Ливерпуля», которые собрались под палящим испанским солнцем на площади Фелипе Второго. Одна из самых больших и знаменитых площадей Мадрида превратилась в красное море.

Для Джейми Уэбстера это один из многих трогательных моментов большого сезона. До финала Лиги Чемпионов оставалось несколько часов – это придавало моменту дополнительную важность. До матча 25-летнему электрику из Мерсисайда предстояло дать самый большой концерт в жизни.

«Сумасшествие! – говорит он, размышляя над своим часовым  выступлением. – Но я знал, что все будет именно так. Это же «Ливерпуль»!

История «Ливерпуля» последних нескольких сезонов определилась различными событиями на поле. Голы Мохамеда Салаха, сейвы Алиссона Беккера, улыбки и объятия Юргена Клоппа. У «Ливерпуля» есть команда и тренер, которым завидует вся Европы. Но и за пределами поля часто происходит нечто невероятное. Сейчас лучшее время, чтобы быть частью КОПа – знаменитой фанатской трибуны красных.

Уэбстер – скаузер до мозга костей – стал одним из символов и голосом этого «Ливерпуля». Он та искра, которая зажигает публику. Неважно где: в Ливерпуле, в Мюнхене или Мадриде.

«Люди симпатизируют Джейми, проникаются его творчеством, потому что он настоящий, – говорит Дэниел Николсон, чьи мероприятия дали Уэбстеру площадку, позволившую дотянуться до миллионов болельщиков красных по всему миру. – В первую и самую главную очередь, он фанат «Ливерпуля», и это знает каждый. Он появляется везде – и на тренировках, и на выездах. И когда он на сцене, думаю, люди видят в нем самих себя».

Boss Night – концерт, на котором ты как будто на стадионе

BOSS Nights на самом деле появился как BOSS Mag, фанатский журнал под редакцией Николсона. Его начали выпускать в октябре 2007 года.

«Идея состояла в том, чтобы просто записать несколько историй, с которыми вы сталкиваетесь как болельщик, особенно на выезде, – говорит Николсон Goal.com. – Все это должно было быть олдскульным, черно-белым, стоить гроши, местами собранным из обрывков. Но смысл был в том, чтобы рассказать, каково это быть болельщиком в то время. Ясное дело – футбол, но здесь имели место быть и музыка, мода, культура, юмор».

Изначально было задумано охватить как «Ливерпуль», так и «Эвертон», но переговоры со фанами синих не сложились.

«Они посмеялись надо мной! – говорит Николсон. – И назвали это типичным поведением парней с КОПа».

Всего в выпустили 12 выпусков, но BOSS Mag просуществовал девять лет. В 2012 году Николсон и его приятели переключились на живые события. Так появилась BOSS Night.

«Сейчас я понимаю, что нужно было получше подумать над названием, – смеется Николсон. – Но для нас BOSS Mag был не только про футбол, но и про музыку. Поэтому проводить фанатские концерты было логичным шагом».

Первый концерт состоялся в Static Gallery в Ливерпуле, где собралось четыре сотни человек.

«Это было больше выступление группы, а не футбольного клуба «Ливерпуль», – говорит Николсон.

Скоро это изменилось, так как нам ребятам из BOSS пришла идея устраивать послематчевые вечеринки для фанатов Ливерпуля после игр по субботам или воскресеньям.

Как Джейми Уэбстер стал голосом «Ливерпуля»

BOSS Nights первоначально проводились в баре OSQA возде станции Lime Street и быстро разрастались. И через год появился молодой паренек по имени Джейми Уэбстер.

 «Я играл на гитаре уже много лет, – вспоминает Джейми. – Но, честно говоря, я никогда не рассказывал об этом  ребятам, с которыми хожу на матчи. Я отделял музыку от футбола».

Бритоголовый, с детским лицом, одетый с макушки до пят в Hugo Boss, он быстро стал местной звездой. Когда BOSS Night переехал в новое место сбора в Baltic Quarter, выступления Уэбстера стали более футбольными.

«Я помню, как после одной игры сезона-2013/14 я играл песню Simon and Garfunkel Mrs Robinson. И как следом толпа, в основном мои товарищи по трибуне, запели Here’s to you, Jordan Henderson. Так появилась эта песня».

Дальше – больше. Однажды во время ночного выступления Уэбстера и BOSS Night мир услышал песню Mo Salah running down the wing на мотив мелодии групы Janes – Sit Down. И эта песня стала хитом. 

«Я думаю, тексты песен отражают то, каково это – поддерживать «Ливерпуль» – говорит Уэбстер. – Той ночью в зале было около пятнадцати моих друзей, и когда я закончил, они просто продолжили петь Mo Salah, Mo Salah, running down the wing. И я пел вместе с ними. Видео с выступления разлетелось повсюду. Оно было во всех социальных сетях. Вот так все это и началось».

То же был придуман чан про Дивока Ориги – это кавер на песню Saturday night исполнительницы Whigfield, которую придумал пьяный друг Уэбстера на матче Кубка Лиги в Бертоне. А спели впервые после победы над «Эвертоном» в дерби в 2017 году.

Но если и есть одна песня Уэбстера, которая стала определяющей во всех его выступлениях, так это Allez Allez Allez.

Она была саундтреком к сезону Ливерпуля, песня, которую, кажется, знает каждый игрок команды. Например, когда Алиссон посетил в феврале клуб District для документального фильма LFCTV, он и Уэбстер исполнили ее вместе. У видео уже почти 750 000 просмотров на YouTube.

«Песня взяла свое начало в Порту в прошлом сезоне-2017/18, – говорит Уэбстер. – После следующей домашней игры я сыграл ее в Halfway House рядом с «Энфилдом». И это было просто грандиозно. Я пел ее на протяжении пятнадцати минут! Следующим матчем была игра на «Олд Траффорд», и как только я вошел на террасу, я начал петь эту песню. Это было безумие. Они обыграли нас со счетом 2:1, а мы продолжали петь. Знаете, это был один из тех моментов, когда ты совсем не понимаешь, что происходит».

Тот сезон закончился в Киеве. Уэбстер даст самый большой концерт в своей жизни (во всяком случае, на тот момент) в парке Шевченко. «Ливерпуль» проиграл «Реалу», но никто из присутствующих там не забудет, что они чувствовали в те выходные.

«Это был поворотный момент», – говорит Николсон.

Фанаты «Ливерпуля» предпочитают местные бренды

Это касается не только музыки. Появилось много местных брендов одежды: Lost Soles, основанный болельщиком «Ливерпуля» Джоном Саттоном, Transalpino, названный в честь студенческого туристического агентства, которое в 80-х отправляло фанатов на выезды в Европу. Теперь у болельщиков «Ливерпуля» есть собственный стиль, в котором они едут на выезды.

Футболки, толстовки и головные уборы становятся такими же культовыми, как лого клуба. Коллекцию Transalpino Madrid range, выпущенная в мае к финалу Лиги Чемпионов, распродали за нескольких часов. Еще одна местная фирма Hat Scarf or a Badge разрывалась на части.

«Мне посылают видео и фотографии всякий раз, когда играет «Ливерпуль», – говорит Саттон, который был свидетелем того, как Lost Soles превращаются из краткосрочного всплывающего торгующего пространства в один из оживленнейших магазинов города, в самом сердце Albert Dock.

«В прошлом году в Киеве, куда бы вы ни посмотрели, были наши футболки. У меня крышу снесло, когда я их увидел! Я думаю, скаузеры, и в особенности фанаты «Ливерпуля», всегда горели желанием быть впереди, когда дело доходит до моды. И я очень горд наблюдать за нашим логотипом, который путешествует по Европе вместе с «Красными». Это может продолжаться долго!».

Клуб научился работать с болельщиками

Предположение Николсона о том, что Киев стал поворотным пунктом в отношениях между «Ливерпулем» и болельщиками, весьма интересно.

Конечно, у фанатов до сих пор есть разногласия с клубом. Самая большая проблема – билеты. Недавние переговоры о клубной системе абонементов на все кубки и перераспределении билетов на финал Лиги Чемпионов еще раз подтвердили, что тема остается в центре внимания. Источники «Ливерпуля» знают, что такая важная проблема может сломать все, чего добился клуб. Поэтому стремятся поддерживать тесный диалог с болельщиками для поиска оптимальных решений.

Но многое указывает на то, что те, кто находится у власти на «Энфилде», начинают видеть преимущества сотруднических отношений с фанатами. Что владельцы ценят и понимают фан-базу и их свое представление о культуре и идентичности.

«Я думаю, что они боялись фанатов, – говорит Николсон. – Но они не должны были».

Многие игроки сотрудничают с местными благотворительными организациями – это помогает им прочувствовать связь с городом, клубом, болельщиками. Трент Александр-Арнольд помогает An Hour for Others, Энди Робертсон – Fans Supporting Foodbanks (болельщики собирают еду нуждающимся), Вирджил ван Дейк сотрудничает с The Owen McVeigh Foundation. На Рождество Джордан Хендерсон и Адам Лаллана собрали вечеринку для нуждающихся семей прямо на «Энфилде» – ее не афишировали, поэтому о акции узнали только от восхищенных работников стадиона – капитан команды сам развлекал детей и был сердцем праздника.

«Ливерпуль» поддерживает связь с организациями болельщиков, такими как Spirit of Shankly или Spion Kop 1906 – именно они они отвечают за флаги, которые можно увидеть на «Энфилде» и во время выездов. Клуб помог фанатам пронести флаги на трибуны во время финала Лиги чемпионов.

«Привезите «Энфилд» в Мадрид, – твитнул Мохамед Салах незадолго до финала. Желание египтянина было исполнено. «Ливерпуль» отклонил предложение УЕФА о том, чтобы болельщики участвовали в постановочной мозаике и церемонии размахивания флагами перед игрой.

«Мы в Ливерпуле болеем по-другому, – заявил один из источников внутри клуба. – Мы хотели, чтобы это выглядело и ощущалось как настоящий «Ливерпуль». Так оно и было».

Сейчас в клубе работают настоящие фанаты «Ливерпуля» – даже на трибунах их очень уважают и говорят, что эти ребята понимают идентичность клуба и важность болельщиков. Ведь это люди, которые сами долгое время ходили на КОП или писали про команду и болельщиков.

«Посмотрите на клуб сейчас, он полон настоящих фанатов, – говорит Уэбстер. – Отдел связей с общественностью возглавляет Тони Барретт, Том Кэссиди и Джейн Филлипс работают в отделе по туризму, на LFCTV есть Марк Платт, Марк Воланте и Фил Рид. Все они понимают, каково это – болеть за «Ливерпуль». Это важно».

Рядом с клубом за последнее время окрепли несколько фанатских СМИ: The Anfield Wrap, Redmen TV, Anfield Index и This is Anfield. The Anfield Wrap выпускают ежедневные подкасты (в них иногда принимает участие Александр Горюнов – журналист Окко и Матч ТВ) на самые разные темы и могут похвастаться почти тринадцатью тысячами подписчиков. Клуб поощряет игроков и Клоппа за сотрудничество с такими сайтами. Это означает, что болельщикам дали доступ, который в прошлом был ограничен только главными и клубными медиа.

Клубные медиа тоже добились больших успехов. Через различные видео и акции в социальных сетях клуб пытается транслировать то ощущение, которое есть у болельщиков – все хорошее и плохое, что можно ощутить на трибунах. Такие вещи, как совместное пение Алиссона и Уэбстера, разумеется, становятся вирусными, но LFCTV занимается и серьезными вопросами.

Документальный фильм «Сквозь бурю», выпущенный в октябре прошлого года, посвящен влиянию проблем психического здоровья на футбол и общество в целом. В нем рассказана история бывшего игрока Джейсона Макатира, который пережил и поборол серьезную депрессию. Это было пусть и тяжелое, но очень важное для многих болельщиков видео.

«Важно, что клуб может делать такие вещи, – говорит Николсон. – Охват «Ливерпуля» огромен, и иногда можно легко забыть, как он может повлиять на жизни людей. И как может их изменить».

Еще Николсон отметил, что фанатская база клуба сама по себе пережила очень тяжелую борьбу и сейчас наконец-то объединилась. В качестве примера он привел финал Лиги чемпионов в 2007 году, когда местные фанаты практически подрались с фанатами из других стран и просто приезжими.

«Думаю, что местные были напуганы тем, что их культура изменится и станет блеклой. А теперь, спустя 12 лет, посмотрите, как все едины. Мы проиграли финал Лиги Чемпионов, но все все равно поют Allez Allez Allez! Откуда бы ты ни был, ты хочешь быть частью этого, ты хочешь петь песни, носить футболки, и размахивать флагами. Среди болельщиков присутствует чувство единения, которого совсем недавно не было».

Ливерпуль умно использует это единение для достижения хорошего эффекта. Слоган «This means more» (Это значит больше – Sports.ru), например, основывается на идее, что есть нечто уникальное в поддержке клуба. И это – правда.

Результат восхождения Уэбстера – после лигочемпионской ночи его поблагодарил Клопп

Первые часы второго июля на послематчевой лигочемпионской вечеринке «Ливерпуля» в отеле Eurostars в Мадриде. Юрген Клопп, подвыпивший, но не проявляющий признаков усталости, позирует для фото с фанатами и спонсорами.

«Я обычно не решаюсь на подобные вещи», – говорит Уэбстер. «Но это была особенная ночь, поэтому мне нужно было поговорить с ним! Я был со своей девушкой, и просто похлопал его по плечу и сказал: «Юрген, не могу ничего сказать, кроме слов благодарности».

«Клопп посмотрел на меня, стиснул зубы и хлопнул меня по лицу! «Нет, Джейми, тебе спасибо!» – сказал он и потом крепко обнял, подняв меня. Я представил его своей девушке – она, наверное, удивлялась происходящему. И он такой: «Привет, девушка Джейми!» Еще одно объятие, к счастью, без пощечины на этот раз. Для меня все это подводит итоги последних нескольких лет. Я всегда был болельщиком  «Ливерпуля» и всегда буду. Но сейчас мы чувствуем себя частью клуба».

Подписывайтесь на группу The Anfield Voice ВК и в Телеграм

Фото: instagram.com/abossnight; instagram.com/jamiewebsterlfc; instagram.com/spionkop1906; lostsoles.co.uk; Gettyimages.ru/Matthias Hangst, Laurence Griffiths