Герой лета – тренер Мадагаскара. Он бросил тихую жизнь физрука во Франции, работал без зарплаты, бился против чиновников
Футбольный романтик Николя Дюпюи.
Сборная Мадагаскара – одно из самых приятных явлений этого лета. Малагасийцы впервые попали на Кубок Африки и, несмотря на статус забитой команды без звезд, с первого места вышли из группы с Бурунди, Нигерией и Гвинеей. В ⅛ финала Мадагаскар по пенальти обыграл ДР Конго, хотя все расклады снова были против них: до Кубка Африки в рейтинге ФИФА их разделяли 59 строчек, а предыдущая встреча завершилась безжалостной победой конголезцев со счетом 6:1. Но разницы в классе никто не увидел.
На четвертьфинал Мадагаскару просто не хватило сил. Он продержался 52 минуты в матче с Тунисом, а затем пропустил три гола и вылетел. Несмотря на это, малагасийцы все-таки достигли кое-чего важного. Они три недели отвлекали страну от мыслей о нищете и страданиях. Мадагаскар – одна из самых бедных стран мира (пятое место с конца по ВВП на душу населения). Средний ежемесячный доход на острове – 33 доллара.
Главный в преображении Мадагаскара – 51-летний тренер Николя Дюпюи. На острове его прозвали Божественным Лысым и Белым Волшебником.
«Я очень привязан к этой стране, к людям, с которыми тут познакомился. Они все очень открытые и добрые, – говорит тренер. – Здесь кругом нищета и разруха, но малагасийцы становятся чуть счастливее, когда мы побеждаем. Футболисты играют для них».
В извилистой карьере Дюпюи не разглядеть историю дьявольского преодоления и десятилетий терпения ради шанса всей жизни. Нет, там нет надрыва – просто приключение. Николя пил прекрасное вино на ужин и 20 лет не менял работу, тренируя команду родного Мулена (город с населением в 20 тысяч человек) и параллельно подрабатывая физруком в местной школе. Кайф? Кайф!
Тренировал Николя значительно лучше, чем играл (единственное достижение – победа в чемпионате Франции среди студентов). В 28 лет, через два года после завершения карьеры крайнего защитника, Дюпюи возглавил команду шестой лиги «Изер» и за 10 лет смиренного строительства вывел его в третий дивизион. Правда, ненадолго. Команда быстро сползла обратно в четвертый и больше не поднималась.
Николя Дюпюи на матче «Изера»
В 2013 году «Изер» дошел до 1/32 финала Кубка Франции, обыграв по пути «Лорьян» из Лиги 1. После сенсационной победы о Дюпюи снимали телесюжеты и писали в газетах. В следующем раунде команда подерзила «Лиону», уступив со счетом 1:3 – долгое время те воспоминания оставались самыми приятными в карьере.
Течение тихой муленской жизни приближало Дюпюи к пенсии, когда мартовским вечером 2016 года телефон Николя загорелся, извещая о новом сообщении. Оно превратило историю заурядного французского тренера в погоню за мечтой.
Дюпюи лежал на диване вместе с женой и смотрел телевизор. Меньше всего ему хотелось тянуться за мобильным, но он все-таки пересилил лень и поднял трубку.
«Мы ищем тренера для сборной Мадагаскара. Вам было бы интересно? Ахмад Ахмад, президент Федерации футбола Мадагаскара», – высветилось на экране.
Предложение возглавить сборную Мадагаскара – последнее, на что мог рассчитывать 48-летний тренер из французской глубинки, совмещающий работу в клубе с преподаванием в школе.
Оправившись от шока, Николя позвонил по номеру и проговорил с Ахмадом несколько часов.
Оказалось, что президент Федерации футбола Мадагаскара иногда смотрел Кубок Франции и попадал на игры «Изера». Его впечатлили победы скромного клуба над «Лорьяном», «Генгамом» и «Валанасьеном». Ахмад искал тренера, который умеет добиваться результата с аутсайдерами, и Николя, на его взгляд, подходил идеально.
Французу было нечего терять. Он быстро согласился лететь на Мадагаскар. В Антананариву Дюпюи прибыл вместе с близким другом, чемпионом мира 1998 года Лионелем Шарбонье (сменщиком Фабьена Бартеза – Sports.ru).
Два дня они ездили по Мадагаскару в сопровождении солдат и ощущали себя в центре горячей точки.
Трущобы Антананариву
«На улицах мы встречали сплошное насилие, – говорит Дюпюи. – Во Франции принято жаловаться на парижскую погоду и прочие мелочи, но те ужасы, что я увидел на Мадагаскаре, заставили иначе взглянуть на вещи. Когда мы приехали на матч, то не могли пробиться к стадиону, потому что люди были везде. На подъезде наш автобус заблокировали и начали бить по корпусу. Мне было страшно за свою жизнь.
Несмотря на насилие и преступность, малагасийцы обожают футбол. Я был приятно удивлен уровнем местных игроков. Им не хватало тактической выучки, но с техникой все было в порядке. Они явно не любили защищаться, и именно над этим я и планировал поработать в первую очередь».
Дюпюи принял иррациональное решение. Он согласился помочь Ахмаду – правда, не взялся за тренерскую работу сразу. Ему потребовался год, чтобы вникнуть в проблемы малагасийского футбола.
В первую очередь француза поразила организация поездок футболистов. Ему казалось, что в Федерации специально выбирают самые неудобные маршруты с двумя-тремя долгими пересадками вместо одной с минимальной доплатой. Из-за плохой логистики игрокам приходилось спать на скамейках в аэропортах, перекусывать фастфудом и выходить на матч в день прилета. Это сказывалось на результатах.
Другое направление – привлечение денег. Федерация не налаживала связи с бизнесом, а Дюпюи был убежден, что на Мадагаскаре есть крупные предприниматели, заинтересованные в развитии спорта.
«Почему в сборной так мало натурализованных игроков? Почему за все время никто не связывался с бывшим защитником «Лилля» Франком Берией, у которого есть малагасийские корни?» – вопросы, которые больше всего волновали француза.
Так Дюпюи сосредоточился на поиске футболистов за рубежом. В большей степени его интересовали вторая и третья французские лиги. За полгода он объездил почти всю Францию в поисках квалифицированных игроков, готовых выступать за Мадагаскар. К концу 2016-го у него был список из 30 футбольных экспатов.
Чем сильнее Дюпюи погружался в работу со сборной Мадагаскара, тем слабее становился его интерес к «Изеру». Сначала он перешел на работу генеральным директором, а затем и вовсе ушел из клуба, где провел 20 лет.
«Работа в офисе – не мое, – сказал тогда Дюпюи. – Я хочу тренировать и работать с футболистами, а не сидеть в кабинете. Поскольку в «Изере» вырос превосходный молодой тренер Стефан Диеф, мне пора уходить. Незаменимых нет».
Николя тут же запустил мощнейшую кампанию по привлечению зарубежных футболистов с малагасийскими корнями. В отборе к Кубку Африки дебютировали 14 натурализованных игроков, 10 из них попали и в заявку на финальную часть турнира.
Собирать французов тренеру помогал нападающий «Клермона» и капитан сборной Мадагаскара Фанева Андриацима. По его протекции гражданство получили защитники «Гренобля» и «Реймса» Жером Момбрис и Тома Фонтен. Следующие – Ромен Метанир («Миннесота Юнайтед») и Марко Илаймахаритра («Шарлеруа»).
Самый знаменитый легионер в составе Мадагаскара – крайний защитник «Лиона» Жереми Морель, сыгравший более 30 матчей в еврокубках. Он также присоединился к команде по ходу отборочного турнира к Кубку Африки.
Жереми Морель (справа)
Стратегия Дюпюи оказалась точной. В четырех стартовых турах Мадагаскар набрал 10 очков (две победы над Экваториальной Гвинеей, одна над Суданом и ничья с Сенегалом) и первым отобрался на Кубок Африки. Впервые за 60 лет существования сборной!
Успех в квалификации стал неожиданностью для всех. Новый президент Федерации даже не спустился в раздевалку, чтобы поблагодарить футболистов, а на улицах не организовали парад победителей.
«После победы над Экваториальной Гвинеей все официальные лица ушли со стадиона в Антананариву, оставив команду и персонал в одиночестве, – рассказывает Дюпюи. – Мы поехали на автобусе и в какой-то момент оказались в центре студенческой демонстрации. Бедные, я их прекрасно понимаю – более трех месяцев у них не было электричества. Мы с трудом выбрались из заварушки, но это не помешало нам классно отпраздновать. На следующий день глава государства все-таки устроил для нас прием. Это сгладило впечатление от предыдущего дня».
Николя добился самого громкого успеха в карьере, но толком не насладился моментом. На протяжении отборочного цикла он не получал зарплату – работал без контракта, на честном слове бывшего президента Федерации Ахмада, который возглавил Африканскую конфедерацию футбола. Ситуация не продвигалась, денег не было, и Дюпюи зашумел.
«В Федерации застой, – говорил он. – Люди не привыкли работать, им не нравится, когда их заставляют что-то делать. Несколько лет назад ФИФА открыла на Мадагаскаре Национальный центр подготовки – сейчас он разграблен и заброшен. Единственная Академия детского футбола тоже пришла в упадок. Это все нужно отремонтировать. Я надеюсь, что хорошее выступление сборной в отборе на Кубок Африки заставит людей о чем-то задуматься».
В критический момент на помощь пришел Паскаль Бови, президент клуба «Флери» из четвертого дивизиона Франции. Бизнесмен женат на малагасийке и владеет частью острова. Дюпюи бывал в их доме на Мадагаскаре и болтал с Паскалем о футболе, а перед Рождеством Бови пригласил тренера на матч «Флери» во Францию, чтобы предложить пост технического директора. Они договорились: что бы ни происходило, сборная – в приоритете.
Дюпюи и маскот «Флери»
«Мое сердце на Мадагаскаре, но мне нужно продолжать работать во Франции, потому что денег недостаточно или их не платят регулярно, – объяснял он. – Мне сразу понравился президент «Флери». Это страстный и любящий футбол человек. Я очень хочу помочь ему осуществить мечту – подняться в третий дивизион. С января я не пропустил ни одного матча. На игры летаю на специальном самолете, который мне выделил клуб. Однажды я прилетел на игру французского чемпионата из Мадагаскара за 45 минут до начала. «Флери» – практически профессиональный клуб с компетентным персоналом. Обычно я летаю на остров раз в месяц на десять дней. Утром я в офисе, а во второй половине дня просматриваю игроков в сборную и готовлюсь к Кубку Африки».
«Мы искали человека, который разделяет философию клуба, – говорит президент «Флери». – Дюпюи добивается результата с минимальными ресурсами. Это то, что нам нужно. Я не против его регулярных поездок на Мадагаскар. Наоборот, Николя налаживает связь с Африкой, футбольным континентом. Это очень хорошо с точки зрения селекции».
В марте (через два года после начала работы) Федерация наконец-то заключила с Дюпюи контракт и выплатила все долги по зарплате. Но на этом ее участие в судьбе команды закончилось. Француз сам договаривался о проведении товарищеских матчей и искал деньги.
Президент Мадагаскара Андри Радзуэлина радуется второму голу своей команды в матче Мадагаскар – Конго
«Перед Кубком Африки я больше всего боялся, что Федерация откажется от натурализованных футболистов или уволит тренера по физической подготовке, чтобы сэкономить, – рассказывает Дюпюи. – Я занимался организацией товарищеских матчей. Мы съездили в гости к Люксембургу, сыграли с Кенией в Париже, с Мавританией в Марракеше. Федерация в этом не участвовала. Если бы не я, то мы не сыграли бы ни одной игры. Секрет нашего успеха – работа напрямую с Ахмадом Ахмадом и частными спонсорами. Именно спонсоры выделили средства на подготовку и закрыли долги по призовым перед игроками».
Перед турниром в Египте малагасийцы месяц провели на сборах, тренируясь дважды в день. Дюпюи так сформулировал задачу на Кубок Африки: «Не стать посмешищем на глазах у всего мира». Нигерия и Гвинея выглядели для Мадагаскара недосягаемыми, поэтому француз рассчитывал на третье место в группе. Однако результат оказался превосходным.
«Все игроки прибавили под его руководством. Тренер знает, как лучше всего использовать каждого из нас. В этом его сила, – говорит капитан сборной Мадагаскара Фанева Андриацима. – Дюпюи строгий, но сентиментальный. Железная рука в бархатной перчатке. Иногда он позволяет нам расслабиться. После выхода в четвертьфинал мы вернулись в Хилтон, взяли пиво и бросились в бассейн. Мы же заслужили немного пива после победы, верно? В номера вернулись только в два ночи. Николя разрешил нашим семьям поселиться рядом, поэтому мы отдыхали все вместе. Для нас очень важно разделить этот исторический момент с близкими. Такое может больше не повториться».
Контракт 51-летнего француза со сборной истек после Кубка Африки. У Дюпюи ряд предложений от французских клубов, политические амбиции на Мадагаскаре и желание попробовать силы в отборе к чемпионату миру. С будущим он пока не определился.
«Я горжусь своей командой, – говорит он. – Не знаю, останусь я здесь или нет, но мне было очень круто с этими парнями. Наш пример доказывает, что тяжелая работа всегда окупается. Если мы не продолжим работать, то это так и останется мимолетным успехом».
Необычные болельщики Кубка Африки: костюмы животных, краска на лицах и много музыки
Фото: REUTERS/Mohamed Abd El Ghany (1,4); facebook.com/ASY03Auvergne; globallookpress.com/Jurgen Baetz/dpa, Gehad Hamdy/dpa; facebook.com/FCF91cde; REUTERS/Suhaib Salem (7,8)