КАН-2019: и Это’о с Гьяном не помогут, если есть коррупция и голый зад
С 21 июня по 19 июля на территории Египта проходит 32-й розыгрыш Кубка африканских наций. Местный футбол всегда отличался своим колоритом, неповторимостью и, к превеликому сожалению болельщиков, скандальностью. Склоки, дрязги и просто нелепые ситуации на самом разном уровне не идут на пользу никому, и тем более – когда речь идет о самых высоких задачах. Нынешнее положение дел в африканском футболе исключением не стало. В этом тексте мы собрали самые важные истории, связанные с соревнованием лучших африканских сборных. Каждая из них очень интересна, и по-своему поучительна.
Выбор места проведения турнира: мыльная и драматическая опера длиной в пять лет
Еще в 2014 году Африканская футбольная конфедерация (КАФ), которую тогда возглавлял камерунец Исса Хайяту, приняла чуть ли не сенсационное решение. КАФ постановила, что место проведения Кубков африканских наций определено надолго, то есть – почти на 10 лет вперед.
В 2019 КАН должен был принять Камерун, в 2021 – Кот д`Ивуар, в 2023 – Гвинея. Страны-хозяйки принялись к подготовке – делая нужные шаги традиционно неспешно и вразвалочку.
2017 год в Африке был годом очередных выборов главы КАФ. Хайяту проиграл малагасийцу (малагасийцы – основное население Республики Мадагаскар) Ахмаду Ахмаду. Последний пообещал, что в финальном турнире КАНа будет 24 команды. По сути, с момента прекращения полномочий Хайяту (а это срок почти в 30 лет) начались разговоры о пересмотре немалой части решений предыдущего руководства.
Ахмад Ахмад от своих намерений не отказывался. Расширенный формат был утвержден, а соревнование в целом перенесли на лето. Утвержденные ранее организаторы с новыми условиями согласились. Но подвижек, в первую очередь, в Камеруне, было мало.
В начале 2017 года на территории этой страны не был сформирован даже организационный комитет по проведению турнира. Представители президента и премьер-министра республики, чиновники самого разного ранга, не раз заверяли, что подготовка проходит по плану. Но тревожные звоночки были налицо: стадионы строились с ощутимым отставанием от намеченного графика, в теме транспортной системы и сети гостиниц-отелей и вовсе кот не валялся.
Федерация футбола Камеруна пребывала в состоянии кризисного пациента с 2015 года. Скандалы, сопровождавшие футбол в этой стране, зашкаливали. Сначала был избран казнокрад, который ныне отбывает тюремный срок длиной в 15 лет, потом был суд во всех инстанциях, включаю Лозанну – уже за полномочия и законность избрания следующего главы Федерации.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, за полтора года до текущего КАНа, Ахмад Ахмад, пребывая с визитом в Буркина-Фасо, сказал, что Камерун не готов провести соревнование даже с четырьмя командами. Со стороны Камеруна не в первый раз посыпались объяснения, заверения, что все будет исправлено. Но в ноябре 2018 года после нескольких проверок с выездом на места исполнительный комитет КАФ принял решение лишить Камерун права проведения КАНа в 2019 году. Мотивация решения следующая: неготовность спортивной инфраструктуры, проблемы с обеспечением безопасности футболистов и болельщиков.
К финальным дебатам на статус нового хозяина соревнования претендовали двое. В пользу и против Южной Африки и Египта говорили несколько факторов.
Среди плюсов самой развитой африканской страны были немалый опыт, знания и умения в проведении больших спортивных турниров. Это и Кубок мира по регби XV в 1995 году, и Африканские игры (1999), и чемпионат мира по футболу (2010), и два Кубка африканских наций (1996 и 2013). Кроме того, отличная инфраструктура, оставшаяся как раз после Мундиаля-2010 чемпионата мира: 10 новых арен, сеть аэропортов, отелей и дорог.
Местные чиновники, выступавшие за проведение соревнования в ЮАР, так и говорили: приезжайте, подключайте компьютер (имея в виду журналистов), играйте в свое удовольствие.
Огромное преимущество ЮАР – климат. Африканская зима, к примеру, в Йоханнесбурге, зачастую бывает ощутимо холодной. В прибрежных городах вроде Кейптауна, Дурбана и Порт-Елизабет погода приятнее. Такой расклад не всегда комфортен зрителям, но футболистам, которые утомлены длинным клубным сезоном, много солнца как раз не нужно.
Немало говорило и против ЮАР. В первую очередь, это прохладное отношение самих южных африканцев к спорту №1, к своей сборной. Красноречивый пример: в ноябре прошлого года на домашний матч с Нигерией пришли всего 15 тысяч зрителей, более половины из них были как раз нигерийские болельщики. Также – слабый орган управления местным футболом. Большим авторитетом Южноафриканская Федерация футбола и ее глава Данни Джордан похвастать не могут.
Преимущество Египта крылось, в первую очередь, во влиятельности местной Федерации. Египет – один из самых крутых членов КАФ, а штаб-квартира конфедерации размещена как раз в Каире. Наконец, президент Египетской футбольной ассоциации (EFA) Хани Або Рида существенно помог Ахмаду Ахмаду на выборах главы КАФ в марте 2017 года.
В Египте есть не менее 13 стадионов, вместимость которых равна, как минимум, 20 тысяч зрителей. (Забегая наперед, скажем, что оргкомитет решил задействовать четыре египетских города: Каир, Александрию, Исмаили и Порт-Саид.) В отличие от ЮАР, Египет – футбольная страна, эту игру здесь сильно любят.
Фактор политический: каждый президент Египта мог похвастать "своим" КАН: 1959 – Гамаль Абдель Насер, 1974 – Анвар Садат, 2006 – Хосни Мубарак, в 2019-м пришла очередь Абдель Фатаха аль-Сисси. Интересно, что в борьбе за первый африканский Кубок мира по футболу ЮАР обошел как раз Египет.
Немало факторов были и в минус Египту. Первейший и главный – вопрос безопасности. Террористическая угроза от "братьев-мусульман" и "исламского государства" никуда не делась, в последние годы Египет еще и "отличался" насилием на стадионах. После побоища в Порт-Саиде, которое унесло жизни более чем семи десятков зрителей, многие матчи внутреннего первенства с 2012 по 2018 годы проходили при пустых трибунах.
Знали в КАФ и о погоде на территории страны Мохамеда Салаха. Климат в Египте летом – не для игры в футбол. Там жарко, очень жарко, и даже чрезмерно жарко.
Но на выходе получилось то, что получилось, и КАН-2019 уже 15-й день принимает именно страна фараонов.
Коррупция как стиль жизни: очередной президент КАФ под подозрением
Сам Ахмад Ахмад оказался в непростой ситуации. Далек от завершения скандал с финальным поединком Африканской Лиги чемпионов. В первой игре между тунисским "Эсперансом" и марокканским "ВАК Касабланка" случилась мировая 1:1. Второй матч доиграть не получилось – игра была прервана арбитром на 59-й минуте по причине беспорядков, которые начались при перевесе 1:0 в пользу "Эсперанса". Судья отменил ответный мяч марокканского клуба из-за спорного офсайда и не смог воспользоваться VAR из-за банальной поломки техники. Неудивительно, что запасные игроки "ВАК" выбежали на поле.
Победителем сначала был объявлен тунисский "Эсперанс", но позже, в начале июня 2019 года, исполнительный комитет КАФ отменил результат второго матча и назначил переигровку на нейтральной территории. Дата и место пока не объявлены. Представители тунисского клуба заявили, что будут подавать апелляцию в CAS Лозанны.
Но это были цветочки. В 8.30 утра в день открытия финальной стадии Кубка мира по футболу среди женщин в Париже Ахмада Ахмада задержали. Спустя час он уже давал объяснения в местном антикоррупционном управлении уголовной полиции.
Речь об одностороннем, по инициативе КАФ, разрыве контракта с поставщиком экипировки Puma. Амр Фахми, бывший генеральный секретарь КАФ, поведал французским СМИ отдельные детали сложившейся ситуации. В декабре 2017 Puma и КАФ заключили контрактное соглашение на поставку экипировки для 580 волонтеров, которые обслуживали чемпионат африканских наций (CHAN) 2018 года (в этом турнире могут принимать участие лишь те сборные, которые составлены из футболистов, играющих на африканском континенте).
Вскоре КАФ в одностороннем порядке разорвала контракт с немецким производителем. Причина банальна – новый договор на поставки с Adidas. Одно "но" – по ценам выше, чем были с Puma. Неудивительно, что Puma начала требовать $100 тысяч компенсации, а руководство КАФ это сделать отказалось.
Ко всем проблемам дважды Ахмада добавилось преследование его фигуры и на более высоком уровне. Он выступает субъектом расследования Комиссии по этике ФИФА. Причина – поданная в марте текущего года жалоба Амра Фахми на "злоупотребления власти".
В других точках Африки, как до, так и после старта КАН-2019, также было нескучно.
Африканские анализы
Камерунская Федерация, вооружившись посредничеством самого Самуэля Это`O, поспешила решить один из главных вопросов внутри любой африканской сборной. В стане Камеруна вроде как договорилась с игроками о премии по итогам турнира. Суммы фигурировали разные – от 20 миллионов франков CFA всем до 5 миллионов франков CFA. Последняя цифра равна 7600 евро каждому футболисту. Отдельные голоса недовольных звучали, но "вождь" Это’о – сильный аргумент для любого камерунца.
А вот в стане других команд такие тишь да благодать отметить не получается. Футболисты сборной Зимбабве перед началом КАН тоже выдвигали некие финансовые требования своей федерации, и даже угрожали бойкотом матча, который был открытием турнира – поединка с Египтом. Чуть ранее аналогичная история произошла в стане сборной Конго. Вообще ни один из последних КАНов без этого не обходится и, похоже, обойтись не может в принципе.
Более того, успела отличиться еще и медицинская служба сборной Конго. Местные специалисты почему-то забыли отправить результаты медицинских анализов организаторам турнира. Последствия – футболистам пришлось потратить день в медицинском учреждении на территории Египта на повторную и уже срочную сдачу.
Не ищите приключений на пятую точку
Харис Белькебла, игрок алжирской сборной, представляющий французский клуб "Брест", нашел оригинальный способ отличиться. Его приключение имело грустный итог – Хариса отлучили и от национальной сборной, и от КАН-2019 в целом.
Случилось вот что. На сборе национальной сборной Алжира вратарь команды Александр Укиджа (играет за французский "Метц") проводил время за онлайн-игрой. Одновременно свое времяпровождение он транслировал через приложение "Twich". Белькебла же шутки ради решил продемонстрировать на заднем плане свою голую ж…
Спустя пару-тройку часов волна возмущенных отзывов накрыла страницы в социальных сетях не только хавбека-шутника, но и аккаунты сборной Алжира в принципе. Харис побежал с извинениями к тренеру, тот потребовал просить прощения у всей команды.
Далее появился прогнозируемый пост с извинениями от Белькебла. Харис сказал, что сам не знает, что на него нашло, что не этим ценностям его учили родители, что он искренне сожалеет. Но – поздно. Федерация из сборной его отчислила.
Не просто капитан
Лучший бомбардир в истории сборной Ганы Асамоа Гьян получил новый статус. Но сначала, за месяц до старта турнира, он узнал, что в составе нынешней национальной команды капитанская повязка доверена другому игроку. Реакция Гьяна себя ждать не заставила – Асамоа заявил об окончании карьеры в сборной.
Тренер Ганы явно следовал простым и понятным резонам: Гьян в отборе играл мало, забивал немного, пользы от того, что он был бы капитаном на КАН, получилось бы немного. Но и тут решающее значение отыграл фактор, который на постсоветском пространстве называется "блат". У 33-летнего футболиста нашелся серьезнейший покровитель в лице президента республики. Сначала глава государства позвонил самому игроку турецкого "Кайсериспора". Тренер сборной также на "просьбу" отреагировал. Да не просто обычным образом – Гьян получил назначение в виде "генерального капитана" команды.
Автор: Максим Саливон
Впервые опубликовано на портале soccer365.ru 6 июля
Еще тексты:
Руслан Малиновский заслужил повышение. Аталанта и Сампдория согласны, Генк пока препятствует
тлетворное влияние Запада)))*