12 мин.

Роккоко в Генуе

 

 

 

 

 

Романтичная, до сих пор не умирающая Серия А каждый сезон балует нас интригующими и самобытными командами. Аталанта, Сампдория, Эмполи, Соссуоло и многие другие команды итальянского чемпионата, уже который сезон умудряются оставаться на плаву не за счёт мощного бюджета, а с помощью четкой стратегии развития, метких скаутов и внутренних эмоциональных ресурсов. Стереотип о тягучести и низкой интенсивности матчей Серии А уже начинает уходить в прошлое. В такой архаичный футбол в Италии играют единичные команды, на подобие Кьево, Интера, Милана, Ромы и Фиорентины. Даже аутсайдер прошедшего сезона – Эмполи, играл в достаточно сексуальный футбол, но через-чур открытый, за что в итоге подопечные Андреацолли и поплатились.

 

Средний класс в итальянском высшем дивизионе сильно преобразился. Аталанта выкарабкалась в топ -4, Лацио был крайне близок к ЛЧ, Соссуоло, Торино и Сампдория отбирали очки у лидеров, в надежде оказаться в зоне еврокубков. Эти команды, с ресурсами в десятки раз меньше чем у того же Интера, с игроками, которые явно уступают в классе игрокам Нерадзурри, умудрялись пленять многих зрителей серии А, своим поистине сложным и захватывающим футболом, с претензиями на высокие места. В современном футболе, индивидуально сильные игроки уже не играют той роли, что 3 -4 года назад, хотя безусловно наличие в команде условного Дибалы или Инсинье может сделать разницу в конкретном матче. На первый план выходят тактический и психологический интеллект тренера, а так же игроки способные выполнять задачи, поставленные в командном взаимодействии. В этом повествовании речь пойдёт о Генуэзской Сампдории, команде, которая зачастую не справедливо недооценивается и остаётся в тени других середняков Итальянского сериала.

 

 

 

1)      Введение

 

При Марко Джампаоло построение игры шло через схему 4-3-1-2. Подобная расстановка подразумевает ромб в центре поля. Обычно, приверженцы данной схемы предпочитают контролировать мяч по ходу игры, что и отражалось в организации атак Дории.

 

По сути, характеризуя взаимодействия игроков на поле в этой схеме, вполне можно привести цитаты из интервью Карло Анчелотти, который пояснял базиз, за счёт которого данная схема является крайне смертоносной, в руках понимающего тренера. Поэтому я не буду повторяться, и приведу наиболее важные цитаты папы Карло в этом разделе.

 

«Почему вы используете эту схему?   - Прежде всего, потому, что на флангах вы можете играть более динамично. Раньше наша игра была более статичной, и наши атаки имели большую тенденцию строиться через центр. Схема 4-3-1-2 позволила сделать нашу игру менее предсказуемой на флангах, что позволило строить наши атаки более разнообразно, чередуя их проведение через центральную зону и через фланги. Еще раз повторюсь, одно из главных достоинств данной схемы заключается в более динамичной игре на флангах.

 

Какие могут возникнуть проблемы при использовании данной формации?   - Иногда могут возникнуть проблемы при закрытии флангов и при перестроении в оборону с пятью игроками в линии защиты.

 То есть могут возникнуть трудности при переключении игры с фазы атаки в фазу обороны? - Конечно. Но, например, если наш правый защитник №2 не имеет в своей зоне игрока для опеки, то он может выдвинуться выше в линию полузащиты . В целом же применяется зонный метод обороны: если фланговый  полузащитник  противника находится ближе к центральной оси поля, то он контролируется нашим полузащитником. Если же он смещается ближе к нашим воротам, то он попадает в зону ответственности нашего защитника

 

 Даете ли вы задание игроку ,играющему на позиции под нападающими, при обороне своих ворот опускаться в зону действия остальных трех полузащитников?   - Нет. Это приведет к тому, что наш плеймейкер будет вынужден преодолевать более длинные расстояния при переходе из обороны в атаку, когда наша команда перехватит мяч. Но это не значит, что он не должен принимать участия в оборонительной  фазе игры, когда мы не владеем мячом. Он всегда должен активно играть в обороне.   - Каким образом?   - Он должен постоянно оказывать прессинг на оборону противника. Если соперник играет с тремя защитниками, то наш атакующий полузащитник должен атаковать центрального защитника, в то время как наши два форварда должны начать прессинговать остальных двух защитников, тем самым мешая строить сопернику атаку еще на начальной фазе.   

 

Два форварда атакуют двух центральных защитников, провоцируя перевод мяча на фланг на крайнего защитника, которого при приеме мяча должен начать прессинговать один из наших полузащитников №8. Задача атакующего игрока №10 при выполнении данного маневра, закрыть  полузащитника противника, который находится ближе всего к крайнему защитнику соперника, получившему мяч. Таким образом для противника исключается возможность перевести мяч на нашу половину поля через центральную зону. 

 

 Каким образом при использовании данной формации вы строите для своей команды игру в атаке?  - Фланги должны покрываться с помощью двух крайних защитников, которые должны обладать хорошими атакующими навыками. Эти требование относится также к  крайним полузащитникам, которые должны уметь хорошо двигаться на поле, выполняя различные маневры. 

 

 

 

Если на фланге на половине поля противника образуется свободное пространство, которое не будет контролироваться соперником, то туда  для приема мяча должен смещаться один из наших нападающих №9. Вслед за ним для оказания поддержки должен последовать другой форвард №11, а атакующий полузащитник №10 должен занять позицию в линии атаке. Если №11 получит мяч от игрока №9, то при необходимости он сможет отпасовать на игрока №10, после чего форвард должен сразу начать открываться для получения мяча обратно от игрока №10, стараясь прорваться к воротам соперника.    Когда мяч находиться на нашей половине поля, то «директор» (в Милане эту роль исполнял Пирло – прим. П.)  - игрок, занимающий позицию перед линией обороны, - должен стараться найти возможность перевести мяч на чужую половину поля на нашего атакующего полузащитника, который в свою очередь должен всегда искать возможность получить передачу с нашей половины поля.

 

Наши защитники должны постоянно оказывать поддержку нашему «директору» при построении атаки в своей начальной фазе. Наш разыгрывающий игрок всегда должен иметь возможность отпасовать на одного из защитников, если он не найдет возможности перевести мяч на чужую половину поля или же на него будет оказываться активный прессинг со стороны соперника.   В отличие от двух крайних защитников, наш разыгрывающий игрок не должен активно идти вперед. Главная его обязанность перевести мяч в зоны действия нашего атакующего полузащитника и форвардов.»

 

Лучше чем Карло Анчелотти, об организации игры при этой схеме нельзя рассказать. Тонкости реализации данной схемы очень чётко прослеживаются и у Сампдории. Но если бы Джампаоло использовал только тот базис, о котором рассказывал Дон Карло, команда из Генуи не завелась бы так, как она отбегала последние 2 сезона. Марко чуть модернизировал 4-3-1-2 под современные реалии интенсивности футбола, так как в классическом понимании эта расстановка устарела.

 

 Джампаоло очень точно использует главные сильные стороны расстановки 4-3-1-2. В краях есть очень большие пространства, в которые должны забегать крайние защитники. Центральные полузащитники очень гибко перемещаются по полю в зависимости от общекомандного движения. При надобности, один из пары: Кароль Линетти и Денис Прэт, смещаются в полуфланги для поддержания численного преимущества во владении, когда крайние защитники движутся с мячом к краю штрафной, а другой смещается на позицию партнёра. При этом хавбеки не дублируют позицию латералей а располагаются таким образом, чтобы в случае паса на них в полуфланг, было больше вариантов для дальнейшей передачи.

 

 

2)      Прокачка 4-3-1-2 от Марко Джампаоло.

 

Во-первых, структура игры Сампы менее зависима от решений реджисты с мячем, так как преобладающими в движении мяча являются короткий и средний пас.

 

Во-вторых, Сампдория заточена на интенсивное движение вперед при контроле. Каждая атака доходит до конечной трети поля за короткий промежуток времени. Игроки используют минимум времени и действий для продвижения мяча вперед (для передачи мяча партнёру, футболисты используют всего 1-2 касания – т.е. обработал, отдал). Т.о. Джампаоло ограничивает своих игроков от пассивного контроля в середине поля.

(Не самый явный момент, но здесь Дефрель благодаря максимальному включению в эпизод забивает гол)

 

В-третиих, без грамотного перемещения в зонах поля первый и второй пункты никогда не были бы реализуемы. Каждый футболист заранее уже знает куда должен отдать партнёр, чтобы атака приближалась к своей кульминации. Поэтому игрок либо уводит за собой соперника, освобождая зону для передачи на другого одноклубника, либо сам устремляется, в ту зону, куда теоретически должна последовать передача. Всё это реализуется на автоматизме, каждое движение отработано так, что каждый потенциальный момент зашифрован на подкорковом уровне у подопечных Джампаоло, и при возникновении нужного триггера, у игроков очень быстро возникает мышечная кинетическая реакция к движению в нужное время, в нужное место.

 

 

Джампаоло, как тренер скромной команды, естественно использует общекомандный прессинг. Он не такой интенсивный, как у Атлетико и больше заточен то, чтобы обхитрить его, заставляя принимать оппонента неправильное решение при контроле.

 

Из-за высокого расположения в атаке, при потере мяча крайние защитники сразу же включаются в отбор - один из самых распространённых приёмов в современном футболе, ничего сложного.

 

Прессинг Джампаоло настроен на скоростной отбор, как только соперник получает мяч, пока он еще ничего не успел сообразить. Но такие номера не всегда удается реализовать, особенно  в центре поля, потому что, полузащитники Дории не самые крепкие гладиаторы, как Де Росси. Поэтому приходится действовать исходя из своих сильных сторон: скорости и интеллекта.

 

Силовую борьбу в основном ведут либо Йоахим Андерсен, когда поднимается выше, чтобы помочь партнёрам или у своей штрафной, либо Фабио Квальярелла в первой фазе потери мяча.

 

По сути 4-3-1-2 являются таковыми при пассивном контроле или при обороне по центру поля. Когда атака начинает разворачивать с большим масштабом, схема легко превращается то в 4-4-2, то в 4-3-3 с ложной девяткой в виде теквартисты, а нападающие выполняют роль  ложных вингеров. Центральные полузащитники очень часто располагаются широко на поле, занимая один из полуфлангов, а партнёры смещаются со своего фланга в центр, что создает видимую компактность при потере.

 

Так же один из любимых манёвров Джампаоло, перегрузить один из флангов, нападающих на противоположном фланге остается без присмотра – следует диагональ – либо на свободного латераля с последующим сквозным пасом в коридор между двух, либо подача.

 

Не смотря на любовь разыгрывать мяч низом, львиная доля голов Сампдории были забиты с верховых передач на  обрётшего вторую молодость Квальяреллу и он забивал в изумительной манере на любой вкус. Второй вариант завершения – игра на опережение Грегуаром Дефрелем. Как и любая команда серии А, Генуэзцы очень любят бить из-за штрафной. Немало мячей было забито и с помощью комбинационных приёмов у штрафной соперника, а так же внутри неё. Поэтому, с точки зрения зрелищности, Сампдория одна из интереснейших команд серии А, на ряду с Аталантой, Ювентусом, Сассуоло и Эмполи. В атакующем арсенале, подопечные Марко Джампаоло используют множество трюков, приёмов и фокусов.

 

А как же обороняется Дория?

 

 С этим аспектом все не слава богу. Крайне часто Самподрия пропускает с контратак при потере, так как крайние защитники располагаются слишком высоко и не всегда успевают покрыть огромную территорию при потере, и обороняющаяся группа всегда находится в меньшинстве. Сампдория очень уязвима, когда игроков обрезают длинной передачей, так же на контратаках, при быстрых кроссах. В центре поля полузащитникам сложно вести единоборства с соперниками, которые физически превосходят их, поэтому иногда центр поля выглядит крайне легковесным. Сампдория крайне зависима от надёжности центральных защитников и выносливости шестёрки в 14 зоне и при смещениях его на пустующий фланг.

 

 Если Генуэезцы теряют инициативу по ходу матча, то команда переходит в режим пассивной обороны, не пытаясь давить на соперника, а оседает всей командой на своей половине поля. Игроки пытаются вынудить соперника ошибиться, беря количеством, или же ждут удачного момента для отбора. Поэтому моменты 1 в 1, возникают лишь при контратаках на ворота Дории.

(Пассивно встречают соперника, приглашая атаковать их большими силами,для того чтобы потом провести быструю контратаку)

 

В целом Сампа достаточно самобытная и интересная команда, которая под руководством Джампаоло обладала как очень сильными сторонами, которые уравнивались слабостями. Зачастую бесшабашный футбол не оставлял Генуэзцам никаих шансов на высокие места, так как тактически более умные команды легко использовали те возможности и пробоины в обороне Самподории, которые приводили  к потерянным очкам. Принцип все или ничего сыграл с ним злую шутку в определённые моменты. Длинна скамейки и уровень исполнителей так же накладывал свой отпечаток на дистанции, поэтому, наверное, справедливо, что Джампаоло так и ничего особого не добился в Генуэ, за исключением любви фанатов и внимания специалистов и болельщиков со всей Европы к команде и собственной персоне.. Будет очень любопытно увидеть что же построит в Милане мистер. Россонери затеяли очередную перестройку, которая ментально подразумевает возвращение к истокам, более модернизированной 4-3-1-2. Для такой схемы требуются очень квалифицированные игроки в центр поля. Данная позиция в Милане под большим дефицитом.

 

Пока в Миланелло Джампаоло готовится к покорению новых вершин уже в составе Милана, Сампдория вступает в новый виток развития, под предводительством Аусебио Ди Франческо. Если Ментальность игры останется всё той же, то сама структура претерпит большие изменения. Ждать нового проекта Сампдории, я лично буду так же с большим предвкушением.