Бывший переговорщик «Арсенала» дает инсайды: на Азара не хватило денег, «Тоттенхэм» чуть не сорвал переход Озила
Перевод интервью интервью Дика Лоу.
Дик Лоу входил в структуру «Арсенала» с 2005-го по 2018-й. Постепенно он стал одним из самых влиятельных людей в клубе.С 2009-го играл ключевую роль в переговорах по каждому трансферу и контракту.
Дик Лоу – второй слева
На днях Дик дал огромное интервью Goal.com. Оно получилось чудовищно большим для англоязычных медиа (они не публикуют такое одним материалом, поэтому разбили на четыре части – раз, два, три, четыре).
Все началось в 2002-м. Арсен Венгер просматривал Жилберто Силву на чемпионате мира, когда искал сильного партнера для Патрика Виейра. Лоу работал в компании североамериканских бизнесменов, инвестировавших в «Коринтианс» и «Крузейро». Он нашел контакты агента Жилберто и вышел на «Атлетико Минейро». «Арсенал» опередил «Ювентус» в гонке.
Помощь с трансфером Силвы помогла Лоу в будущем. Дик наладил связи с клубом и скоро разработал проект по поиску южноамериканских талантов, построил селекционный отдел по ЮА. При необходимости лучших игроков перевозили из Южной Америки в Испанию для получения гражданства и игры за «Арсенал». Проект одобрили, что привело к приходу Карлоса Вела, Денилсона и Веллингтона Силвы.
Новый этап карьеры Лоу начался с приходом в «Арсенал» Ивана Газидиса. В 2009-м он занял пост генерального директора, но Лоу работал с ним и раньше: в конце 90-х они занимали управленческие должности в МЛС.
В «Арсенале» Газидис отвечал за глобальные процессы. Команде не хватало переговорщика, и должность досталась Лоу. Он переехал в лондонский офис и стал курировать трансферы.
«Арсеналу» банально не хватило денег на Азара
В 2006-м «Арсенал» переехал с «Хайбери» на «Эмирейтс». По этой причине клуб вел себя скромнее на трансферном рынке и чаще смотрел в сторону молодежи. Лоу объясняет: когда конкуренты по таблице могли тратить лишние 10-20 млн и рисковать с крупными вливаниями в конкретных футболистов, в «Арсенале» считали каждый фунт.
В особенности это касалось больших трат на одну звезду. Так «Арсенал» устранился из гонки с «МЮ» и «Челси» за Эдена Азара в 2012-м: «Юнайтед» мог рисковать на трансферах – у нас не было такой роскоши». Ситуация повторялась часто.
«У нас был определенный денежный фундамент, но риски не были до конца понятными, – объясняет переговорщик. – Неоправданная трата больших денег на подписание одного футболиста могла поставить клуб в затруднительное положение.
Упускали ли мы из-за этого талантливых игроков? Безусловно. Помню, как мы со Стивом [Роули, главой скаутского отдела], Иваном [Газидисом] и Арсеном [Венгером] сидели и кусали локти по поводу Тибо Куртуа. Мы знали, что он очень хорош.
То же самое было и с Эденом Азаром, мы хотели приобрести его. Но нами руководило чувство ответственности и желание вести дела клуба осторожно, относиться к каждому потраченному фунту, как к деньгам из собственного кармана. Это было очень, очень трудно».
«Арсенал» не предлагал 40 млн и 1 фунт за переход Суареса. Эта сумма нужна была, чтобы начать переговоры
Известнейшая байка: в 2013-м «Арсенал» предложил за Суареса 40 млн + 1 фунт, думая, что это отступные футболиста. Но это было не так, «Ливерпуль» отбил игрока.
Лоу объясняет структуру контракта Суареса с «Ливерпулем». Оказывается, в Лондоне знали все нюансы.
«Новость о том, что Суарес собирается покинуть «Ливерпуль», дошла до нас еще весной. К нам попала информация о переговорах между «Ливерпулем» и игроком. Мы поняли, что сумма отступных в его контракте не значила практически ничего. Это не сумма выкупа, она ни к чему не обязывала «Ливерпуль», кроме как проинформировать Суареса о старте переговоров.
Человек из окружения Суареса, который согласился на этот пункт в контракте, не слишком умен, поскольку это не отступные. Предоставляя 40 млн и больше, клуб просто получал возможность вести трансферные переговоры.
Так что это был лишь старт переговоров. Мы знали, что должны переступить границу определенной суммы, поэтому решили прибавить к ней один фунт. Могли прибавить 50 или 500 тысяч, но это бы нисколько не изменило ситуацию.
Это было лишь катализатором для переговоров. Когда «Ливерпулю» поступило наше предложение, они тут же его опубликовали. И я всегда считал этот шаг контрпродуктивным.
Если не ошибаюсь, Джон Генри хотел узнать, что мы курим. Это было проявлением неуважения. Он просто сорвался и пошел на конфликт, потому что готовился к потере звездного игрока. Неплохой способ отвлечь внимание.
Мы работаем тихо и за кулисами. Это одна из вещей, которой в «Арсенале» всегда гордились. Думаю, «Ливерпуль» выстрелил себе в ногу, потому что теперь весь мир узнал о наличии этого условия в контракте – в итоге они потеряли игрока».
Лоу до сих пор считает, что Суарес мог переехать в Лондон, если бы агент и футболист слегка надавили на «Ливерпуль». Этого не случилось. В итоге 40 млн фунтов (и даже чуть больше) ушли на трансфер Озила.
Лоу отрицает, что чуть не сорвал переговоры по Озилу, опоздав на самолет
О карьере Лоу в «Арсенале» ходит сразу несколько легенд. Например, Дик якобы опоздал на самолет, когда летел на согласование сделки по Озилу, и поставил трансфер под угрозу. Лоу настаивает, что такого не было.
«Мы работали с серьезными ограничениями по времени и пытались понять, как грамотно провести медобследование Озила. Согласовывали столько деталей и соединяли столько планов, что приходилось бронировать по несколько самолетов в надежде перехватить хотя бы один».
Другая легенда о работе Лоу связана с трансфером Хоэля Кэмпбелла. Футболист перешел в «Арсенал» из «Депортиво Саприсса» в 2011-м. Для завершения переговоров Лоу вылетел в Коста-Рику и задержался на целую неделю. Пошли слухи, что пауза вызвана пропущенными встречами с игроком и переговорами с фейковым агентом.
По версии Лоу, процесс затянулся из-за «Манчестер Юнайтед».
«История очень простая. «МЮ» вообще не был заинтересован в Кэмпбелле, но все равно пытался вмешаться в сделку. Я знал, что если уеду из Коста-Рики, они могут повлиять на переговоры. Поэтому решил остаться до официального завершения.
Те пять или шесть дней были далеко не самыми счастливыми в моей жизни. Я сидел в отеле и нервно ждал, пока сделка состоится.
Агентом, с которым мы все время вели переговоры, был Хоаким Батика. Он работал совместно с Умберто Кэмпбеллом, отцом Хоэля. История про «неправильного агента» – небылица. Никакого другого агента не было».
Переход Озила напрямую зависел от трансфера Бэйла. Лоу перехитрил Леви
2 сентября 2013-го навсегда останется в памяти болельщиков «Арсенала»: клуб выложил 42,5 млн фунтов за Месута Озила.
Ключевую роль в том переходе сыграл трансфер Гарета Бэйла.
«Реал» неслабо разошелся, подписав Бэйла. Они заплатили огромную сумму за переход и выписали ему невероятный контракт, что вынуждало их продать кого-нибудь. Это дало нам возможность приобрести Озила.
Мы получили сообщения из Мадрида о том, что «Реал» готовится продавать футболистов. Я вылетел на встречу с Хосе Анхелем Санчесом, менеджером «Реала», и он сказал, что клуб рассмотрит варианты продажи Карима Бензема и Анхеля Ди Марии. И оставил мне номер.
Я позвонил Ивану [Газидису] и Арсену [Венгеру]. Мы относились к этому осторожно и скептически, но знали наверняка, что «Реалу» придется кого-то продать».
Газидис тут же вылетел к Лоу из Турции, где «Арсенал» играл с «Фенербахче» в Лиге чемпионов. Переговоры с Хосе Санчесом продолжались. На следующее утро появилась фамилия Озила.
«Санчес сказал, что Анчелотти не хочет продавать ни Бензема, ни Ди Марию, но готов расстаться с Озилом. Арсен был заинтересован в игроке такого типажа».
За 48 часов до закрытия трансферного окна сделка была согласована, но в дело вступил Дэниэл Леви. Оказалось, тогда он еще не одобрил трансфер Бэйла в Мадрид. Гарет уже был в Испании, в «Реале» начинали нервничать.
В «Арсенале» понимали, что «Тоттенхэм» не хочет укреплять конкурента (пусть и косвенно).
«Мы закрывали сделку с «Реалом», – вспоминает Лоу. – Иван был в Мадриде, я был в Мюнхене с Озилом. Наступило утро перед матчем с «Тоттенхэмом», Иван звонит мне и говорит, что не может вернуться в Лондон, так как продолжает договариваться по деталям соглашения. Но кто-то из нас должен был оказаться в VIP-ложе, иначе Леви стал бы нервничать.
Хосе Анхель сказал Ивану, что Леви позвонил ему и озвучил последнее условие трансфера Бэйла: «Реал» не мог продавать никого из своих футболистов «Арсеналу». Иван ответил, что Леви блефует: он уже потратил деньги с трансфера Бэйла и не сорвет трансфер. Но в то же время он сказал, что нельзя рисковать, и попросил меня прилететь из Мюнхена в Лондон и посетить директорскую ложу. «Тоттенхэм» начинал думать, что что-то идет не так.
Я сел на самолет в 11 утра. Когда входил в ложу, Франко Бальдини [технический директор «Тоттенхэма»] и Леви спросили, как я там оказался. Ответил, что не мог пропустить дерби».
К концу дня Бэйл официально перешел в «Реал». Лоу вернулся в Германию, чтобы завершить сделку по Озилу. «Арсенал» пытался сделать все, чтобы переговоры оставались в секрете, но во время медобследования кое-что стряслось.
«Мы встретились с Месутом в клинике в Мюнхене и на входе пересеклись с Лукасом Подольским: он лечил подколенное сухожилие, которое травмировал пару недель назад. В тот момент я позвонил Арсену и сказал, что новости о переговорах разлетятся непременно. Подольски просто не умеет держать язык за зубами.
Позже мне позвонили из совета директоров и сказали, что «Манчестер Юнайтед» собирается помешать сделке. С 10 утра до 10 вечера я сидел в баре отеля и принимал звонки от команды, работавшей над деталями контракта. Они уточняли условие за условием. Затем отправили все Озилу на подписание.
Все это происходило, когда Месут был в расположении сборной Германии, так что наш к нему доступ был немного ограничен. Но мы справились».
Алексис отказался переходить из «Барселоны» в «Ливерпуль», потому что чувствовал себя добавкой к трансферу Суареса
На Тулонском турнире (международный турнир U-20) к Стиву Роули, главе скаутского отдела «Арсенала», подошел Себастьян Розенталь из агентства Twenty Two. Агентство принадлежало Фернандо Фелисевичу – представителю Санчеса. Розенталь сказал, что Алексис собирался покинуть «Барселону».
В «Арсенале» не сразу поверили в реальность трансфера, но быстро связались с агентами и выяснили, что это правда и что «Барса» уже выставила ценник.
«Я тут же вылетел в Сантьяго, чтобы переговорить с агентом Санчеса и хотя бы приблизительно оценить серьезность ситуации, – вспоминает Лоу. – Если бы мы медлили на фоне «Ювентуса» и «Ливерпуля», который уже понимал, что теряет Луиса Суареса, то не ввязались бы в борьбу.
После встречи с агентом я решил, что шансы – 50 на 50. Исход ситуации в нашу пользу решил Арсен Венгер. Арсен два или три раза встречался с Фелисевичем на чемпионате мира в Рио. Рассказывал ему о своей философии, о том, какое место в ней отведено Санчесу. Кроме того, Алексису нравилась идея переезда в Лондон.
«Ливерпуль» был готов вывалить за него тонну денег, но, насколько я понимаю, они не контактировали лично. Мой вывод: Санчес отказал им, потому что почувствовал себя довеском к трансферу Суареса в «Барселону». Между тем переговоры должны были выйти за рамки финансового вопроса. Когда договариваешься с южноамериканцами, важно все делать лично».
Санчес не сдержал слово при переговорах о контракте. Ситуацию спасло безумие «Ман Юнайтед»
В январе 2018-го Санчес перебрался из «Арсенала» в «Манчестер Юнайтед». На тот момент будущее чилийца обсуждалось последние полтора года. Лоу говорит, что с Алексисом уже согласовали новый контракт, но в последний момент Санчес отказался ставить подпись.
«Мы вели переговоры с Фелисевичем весь 2016 год. Наступил декабрь, мы вылетели в Сантьяго и пришли к согласию. Футболист подтвердил согласие по телефону. Мы с Фернандо пожали руки и перекинулись фразами о том, как сложно нам дались эти переговоры.
Клуб направил новый контракт адвокатам Санчеса, и как раз в тот момент, когда утверждались все детали нового соглашения, Алексис по какой-то причине изменил решение.
Мы не знаем, кто на него повлиял, почему он принял другое решение. Но он это сделал. У нас не было предложений по Санчесу до самого окончания трансферного окна, когда в переговоры вступил «Манчестер Сити».
«Арсенал» не хотел продавать Алексиса кому-либо из конкурентов по топ-4, именно это услышал генеральный директор «Сити» Ферран Сориано в ответ на трансферный запрос. Тем не менее, в клубе опасались, что игрока все-таки уведут. Альтернативой Санчесу в таком случае считался Тома Лемар.
«Мы пытались приобрести Лемара в тот же день, но не вышло. Мы думали, что заполучим Тома и позволим Санчесу перейти в «Манчестер Сити». Суть вопроса была простой: направить деньги, полученные за Алексиса, на приобретение Лемара.
Мы согласовали сделку с Лемаром, Санчес согласовал сделку с «Сити». Но Тома был в сборной Франции. «Монако» должен был уточнить ряд деталей, но в итоге уточнял их слишком долго.
«Монако» не рассказал о нашем интересе до отъезда Лемара в сборную. Тома узнал об этом в день матча в составе национальной команды. Так сделка и развалилась».
Санчес ушел из «Арсенала» только спустя полгода – на сумасшедшую зарплату в «Манчестер Юнайтед».
«Не думаю, что в «Юнайтед» понимали, какую сумму платят за Санчеса, – рассуждает Лоу. – Обычно «Юнайтед» ведут переговоры с футболистами довольно жестко и не выписывают сумасшедшие деньги. Но по какой-то причине в ситуации с Санчесом они повели себя безумно.
Мы не могли понять решение Алексиса. На мой взгляд, в перспективе он просчитался. Богаче ли он сейчас, чем был бы, согласись на наши условия контракта в 2016-м? Да, он заработал на несколько миллионов больше. Но не знаю, счастлив ли он, не знаю, куда планирует двигаться в дальнейшем».
В клубе не считают контракт Озила на 350 тысяч в неделю провалом – он требовал еще больше
На следующий день после подписания Обамеянга «Арсенал» объявил о продлении контракта с Озилом. Переговоры длились 18 месяцев, и в итоге Месут получил самую высокую зарплату в истории клуба. Лоу вспоминает:
«Переговоры проходили в теплой обстановке. Интересы Месута представляет Эркут Согут, и у нас сложились хорошие отношения.
Сложность же состояла в том, что запрашиваемая ими зарплата не то что слегка, она существенно превышала тот максимум, который мы могли себе позволить. Стратегия их стороны заключалась в том, чтобы запросить максимальные деньги и посмотреть на нашу реакцию. Иронично, что спустя полтора года контракт был подписан на изначально предложенных условиях».
Сегодня зарплата Озила – одна из наиболее обсуждаемых тем. Все считают, что завышенная зарплата мешает «Арсеналу» тратить больше на трансферы. Лоу говорит, что это не совсем так. В клубах стоимость футболиста рассчитывается совсем по-другому, с учетом амортизации трансферной стоимости.
«Оценим трансфер Азара в «Реал». Предположим, они заплатили 100 млн фунтов и подписали с игроком пятилетний контракт. Получается 20 млн евро за год. Допустим, они платят ему по 15 млн фунтов. Тогда прямо сейчас Азар стоит им 35 млн фунтов в год.
Так вот, прямо сейчас Озил и близко не стоит «Арсеналу» таких денег (намного меньше). Для расчета ценности игрока нужно учитывать не только его зарплату. Это сложная цифра, в которую входят зарплата и амортизирующаяся трансферная стоимость».
Трансфер Обамеянга был самым трудным
Последний крупный трансфер с участием Лоу – подписание Пьера-Эмерика Обамеянга. Сложность сделки состояла в том, что в ней участвовали три стороны: «Боруссия» хотела арендовать Миши Батшуайи из «Челси» взамен уходящему Обамеянгу, а «Челси» хотел Оливье Жиру.
Лоу вспоминает, что в тот момент все решилось за счет хороших отношений между руководителями клубов.
«При проведении переговоров представители клубов редко общаются лично. Но наша ситуация была настолько затруднительной, что мне пришлось позвонить Марине Грановской и заявить, что сделка пройдет только при взаимном доверии всех трех сторон.
Очень уважаю Марину за ее прямолинейность. Она сказала, что если мы позволим «Челси» заполучить Жиру, их игрок отправится в аренду в «Боруссию», а дальше дело уже будет за нами и за «Дортмундом». Так все и произошло».
Гризманн – футболист из будущего. Он сделает «Барсу» сильнее
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst, Ivan Espinola/ZUMAPRESS.com, David Klein/imago sportfotodienst, Panoramic/ZUMAPRESS.com, Xie Haining/ZUMAPRESS.com, Elmar Kremser/SVEN SIMON; Gettyimages.ru/Gonzalo Arroyo Moreno
Все таки закулисья футбола это намного многогранее чем мы думаем и представляем.
Вот это вообще в никуда "В клубе не считают контракт Озила на 350 тысяч в неделю провалом – он требовал еще больше"
Если лично я потребую 350 килофунтов в неделю, а работодатель меня подпишет на 200 к, он тоже может быть довольным?
>>Оценим трансфер Азара в «Реал». Предположим, они заплатили 100 млн фунтов и подписали с игроком пятилетний контракт. Получается 20 млн евро за год. Допустим, они платят ему по 15 млн фунтов. Тогда прямо сейчас Азар стоит им 35 млн фунтов в год. Так вот, прямо сейчас Озил и близко не стоит «Арсеналу» таких денег А Ауар гораздо дешевле, а Ваню Пупкина ваще за копье можно взять. И?