Самые влиятельные агенты: зарабатывают больше игроков, нарушают правила ФИФА и давят на клубы
Посредники управляют трансферным рынком.
Агентов обвиняют в коммерциализации спорта, росте цен и зарплат, плохом влиянии на молодежь и постепенном вымирании преданных игроков типа Джеррарда и Тотти – в общем, во всем, что последние двадцать лет выводило футбол за границы мяча и поля. Они стали символом перемен и одновременно олицетворением зла – причем неизбежно было и их появление (избыток денег провоцирует рост посредников), и отношение к ним (новое всегда принимают плохо, ведь оно уничтожает комфортный старый мир).
Масштаб их деятельности впечатляет. Они зарабатывают огромные деньги (в топ-5 самых успешных спортивных агентов мира трое – из футбола), полностью контролируют трансферную систему и перевернули логику отношений с клиентами (лучшие агенты давно командуют футболистами, хотя формально работают на них).
Бизнес делится на тех, кто работает с игроками, и трансферных посредников
На рубеже 70-х и 80-х несколько предприимчивых бизнесменов помогли футболистам с решением проблем и независимо друг от друга поняли, что будущее – за спортивными импресарио. Бизнесменов звали Ален Мильяччо и Пини Захави – они стали первыми профессиональными агентами топ-уровня, быстро наработали хорошие связи и клиентскую базу.
У них появились последователи, но до дела Босмана агентская деятельность была не такой выгодной, к тому же не все игроки доверяли левым посредникам – поэтому любой более-менее энергичный новичок сходу захватывал рынок в своей стране (как Жозе Вейга, управлявший главными португальскими звездами 90-х – например, Фигу и Жоау Пинту). Сейчас почти всех старых топов вытеснили – в этом виновата и динамика развития бизнеса, и его особенности (агенты часто привязываются к клиентам – например, Мильяччо после работы с Зизу подписывал всех «новых Зиданов» и потерял статус лидера на французском рынке).
По мере развития бизнеса появилась специализация: агенты разделились не только по географии работы и связей, но и по объему деятельности. Кроме тех, кто занимается непосредственно агентской работой и представляет интересы игроков, есть трансферные посредники. На дистанции они работают только на себя, без клиентуры, но ситуативно исполняют разные роли: а) трансферные консультанты клубов; б) посредники между агентами и клубами (как правило, их подключают в сложнейших сделках, когда надо продавить одну из сторон); в) получают авторизацию на игрока (часто по просьбе футболиста, которого клуб удерживает против воли) и устраивают трансфер за комиссию (близко к обычной агентской деятельности, только в этом случае сотрудничество, как правило, заканчивается после перехода).
Главные трансферные посредники – Пини Захави и Киа Джурабчиан.
Джурабчиан устроил переход Коутиньо. Захави дружит с миллиардерами
Джурабчиан пришел из инвестиционного бизнеса и принес с собой деньги, связи (в разное время AS и Daily Mail писали, что за ним стоят миллиарды Березовского, Абрамовича и Патаркацишвили) и дерзкие методы – был одним из тех, с кого началось «владение третьей стороной» (Киа основал фонд, который покупал права на игроков), и тем, из-за кого эту практику запретили в Англии в 2008-м (вспыхнул скандал из-за Тевеса и Маскерано, которые принадлежали офшорным компаниям Джурабчиана).
У трансферов Джурабчиана три общие черты: большие суммы, большие комиссии и большие провалы. Киа работает без агентской лицензии и поэтому не ограничен 10-процентным потолком ФИФА (правило, по которому комиссия агента не может превышать 10%), а свою работу оценивает очень дорого: в 2009-м боссы «Ман Сити» должны были заплатить за Кака 107 миллионов фунтов «Милану» и 28 – иранцу. И многие его трансферы почему-то не приносят большой пользы ни команде, ни игрокам.
***
Захави в футболе больше сорока лет, знаком с арабскими и российскими миллиардерами, наработал обширные связи на Балканах и в Центральной Европе, но держится в тени. Про его влияние ходят легенды: Пини специализируется на невозможном. Когда несколько лет назад отец забрал у Марко Груйича паспорт, чтобы сорвать переход в «Ливерпуль», трансфером занялся Захави. Он состоялся: Груйич-старший поменял мнение о «Ливерпуле» после того, как попал в аварию.
«Нет ничего такого, с чем бы я не справился. И нет в мировом футболе дыры, в которой у меня не было бы влияния и власти», – сказал Захави в интервью EIC.
Пино Захави и президент «ПСЖ» Нассер Аль-Хелайфи
Захави покупает талантливых игроков через фонды или клубы-партнеры («Аполлон» и «Мускрон»). Несколько лет назад он здорово заработал на Андрии Живковиче: часть прав на него принадлежала кипрскому «Аполлону» (то есть Захави), вторая часть – «Партизану». «Партизан» мог отклонять любые предложения, но после каждого отказа половину предложенной суммы переводил «Аполлону» – и в итоге задолжал миллионы евро.
Сделки, в которых участвовал Захави, сложно отследить – он всегда действует через других агентов и подставные компании. Известно, что он помогал Абрамовичу с покупкой «Челси», а Гайдамаку – с приобретением «Портсмута». Он же привел де Брюйне в «Челси» и Лукаса Моуру в «Тоттенхэм». Французы уверены, что Пини стоит и за трансфером Ндомбеле (кто еще раскрутил бы Леви на 65 миллионов фунтов?). И именно он устроил Неймара в «ПСЖ», а сейчас работает над возвращением в «Барсу».
Топ-агенты работают с сотнями игроков и зарабатывают сотни миллионов
Несколько лет назад Джонатан Барнетт называл себя лучшим агентом в мире. Сейчас его компания по-прежнему больше конкурентов, суммарная стоимость игроков на Transfermarkt тоже выше, но он давно не лидер. Как и десять лет назад, его главная звезда – Бэйл, и с каждой травмой валлийца обесценивается статус Stellar.
На британском рынке Барнетта поджимают несколько молодых компаний. В Европе к его уровню приближается Фали Рамадани из Lian Sports – он плотно сотрудничает с Пини Захави и в последние несколько лет подмял балканский рынок.
Впрочем, им всем далеко до главных суперагентов мирового футбола – Мино Райолы и Жорже Мендеша.
Болельщики не любят Райолу, потому что он лучший. Ему плевать на фонды и клубы, он никогда не преследует сторонние цели и максимально близок к клиентам, а те обожают его: игроки Райолы сидят на максимальных зарплатах и всегда уверены в том, что агент защищает только их интересы.
Любимый метод Райолы – давление через трансферные слухи и личные встречи. Шумный, агрессивный и пробивной, он мало похож на вкрадчивого и приветливого Мендеша и переговоры ведет так, словно вышел на ринг. Райола на ходу меняет условия сделок и атакует слухами через прессу – создает иллюзию ухода, чтобы выбить игроку зарплату повыше.
Как это работает, видно на примере Роди Тюрпейна. В 98-м он ушел из «Аякса» и приехал на переговоры с новым клубом. «Графсхап» предложил ему хороший контракт – гораздо выгоднее, чем в Амстердаме. И других вариантов у игрока все равно не было. Он бы подписал, но Райола поднял предложение на смех и прервал переговоры на середине, а через двадцать минут подписал грандиозный контракт: Тюрпейн говорил, что эти деньги обеспечили его до конца жизни.
Благодаря Райоле Недвед зарабатывал в «Юве» больше, чем Зизу в «Реале». Он же сделал Доннарумму капитаном и самым высокооплачиваемым игроком «Милана». И он же выкрал Погба из «Юнайтед», а в 2016-м вывел его в топ самых дорогих игроков планеты.
Биография Мино – это история недооценки, дерзости и преодоления. Он вырос в голландском Харлеме, начинал спортивным директором в конце 80-х и чуть не привел в маленький местный клуб Денниса Бергкампа. Агентом он заделался в начале 90-х.
Пока Райола не стал известен, его не воспринимали всерьез. Итальянец приходил на встречи в спортивках и выглядел как располневший владелец маленького кафе, который много знает о пасте, но совершенно не сечет в бизнесе. Вероятно, многие сломались бы от такого отношения, но Мино не волновало чужое мнение – хватало своего. Бывших футболистов, которые управляли клубами, он считал ничтожествами.
«Они совершенно не впечатляли меня, – говорил Райола в интервью Саймону Куперу из Financial Times. – Подобный инцест ослабляет футбол. Это закрытый мир с огромным оборотом и гигантским потенциалом, но им управляют люди, о которых я думаю: «Что за мудаки?».
Райола уверяет, будто заранее знает, что произойдет в футболе в следующие дни. И всегда играет на опережение. Его ненавидят болельщики, клубы и тренеры, хотя Мино предельно сентиментален: привязывается к клиентам и работает с ними годами, даже если проблем от них больше, чем выгоды. Именно поэтому он не открывает агентство и работает в одиночку: не хочет передоверять дела близких людей левым сотрудникам. Даже его офис стилизован под уютную семейную кухню с телеком в углу.
В 2005-м форвард деревенской «Барселоны» Диего Коста поймал четырехмесячную дисквалификацию за грубую игру и ругань в адрес арбитра. Заканчивался юниорский чемпионат Сан-Паулу, его команда играла в финале, но Коста выйти не мог, а шанс был последним – он и так уже забил на футбол и зарабатывал перепродажей ювелирки в местном торговом центре. Косту ждало превращение в очередного техничного толстяка из бразильского минора, но против судьбы сыграл Жорже Мендеш.
«Ко мне пришел человек из Gestifute (компания Мендеша – Sports.ru), и в тот же день дисквалификацию отменили. Не знаю, сделал это Мендеш или бог, но я играл. Когда матч закончился, агент предложил мне контракт с «Брагой», – рассказал Коста о своем переезде в Европу. По данным Marca, через восемь лет он перешел в «Челси» против своей воли: Мендеш включил в контракт незаметный пункт о продаже по собственному желанию – если бы Диего отказался, то попал на огромный штраф.
Жорже Мендеш делает деньги на всем.
В детстве Жорже торговал на блошином рынке – соседи-палаточники зарабатывали 5-7 долларов за день, а подросток заколачивал в десять раз больше. В 20 лет он арендовал заброшенный торговый центр и открыл успешный магазин видеопроката. В 30 у него уже был свой ночной клуб.
В этом баре он познакомился с перспективным вратарем Нуну Эшпириту Санту. Кипер пожаловался, что хочет в один из чемпионатов топ-5, а Мендеш напросился помочь. Через несколько дней Санту перешел в «Депортиво», а Жорже совершил первый стратегический ход в новой карьере – отказался от комиссии и разорвал чек. Санту отблагодарил агента мощной рекламой среди друзей-футболистов – к концу 1996 года у Мендеша уже было несколько крупных клиентов.
Сегодня Мендеш – самый влиятельный агент мира. У него лучшая клиентская база, самые большие связи и крупнейшие гонорары. Он подмял португальский рынок (в финале Лиги наций за Португалию сыграли 8 клиентов Жорже) и ворует звезд у других агентов (Моуринью у Байдека, Криша – у Вейги, Нани – у Алмейды, Феликса – у Кордейру).
Методы Мендеша лучше всего описал Джонатан Барнетт: «Мы работаем с игроками, а он – с клубами». Жорже устанавливает прочные связи с президентами и пристраивает своих игроков по знакомству. Дружба выгодна всем: клиенты агента получают работу и хороший оклад, а команды – отличных неконфликтных игроков. Проблем не бывает, а если что-то и случается, то решают без шума: игроки Мендеша редко ссорятся с клубами из-за зарплаты и почти не попадают в трансферные слухи.
Мендеш забросал талантливыми южноамериканцами португальский топ-3. Поднял «Монако» вместе с Рыболовлевым. Устроил в «Реал» Моуринью, Пепе, Криша, Карвалью, Коэнтрау, Хамеса и Ди Марию. Нашел для «Валенсии» китайских инвесторов. В начале десятых по просьбе президента Антонио Сальвадора превратил «Брагу» в один из сильнейших клубов Португалии (серебро-2010, финал Лиги Европы-2011, Кубок лиги-2013). Вытащил «Вулверхэмптон» из чемпионшипа и сделал одной из самых симпатичных команд АПЛ.
Жорже Мендеш (второй слева) и президент «Вулверхэмптона» Джефф Ши (второй справа)
Оптовое трудоустройство помогало не всем (португальская колония в «Динамо»-2005 – тоже работа Мендеша), но стало одной из визиток агента. Обычно происходит так: Жорже сближается с боссом клуба – подгоняет одну-двух звезд – становится главным поставщиком игроков на проблемные позиции. Так завязываются взаимовыгодные отношения: клуб называет Мендешу типаж и качества – и получает нужного игрока. Обе стороны экономят время на переговорах и поиске.
«Он защищает клиентов и помогает их работодателям, – рассказывал Перес. – И речь не только о «Реале». У Мендеша отличные отношения со многими испанскими клубами. Именно поэтому он лучший».
Правила ФИФА запрещают агентам забирать больше 10% от сделки – легальные комиссии принесли Мендешу 90 миллионов евро только в 2018 году. Но он зарабатывает не только на процентах. И обходит не только правила ФИФА, но и законы ЕС.
Мендеш, бывший вице-президент «Монако» Вадим Васильев и Радамель Фалькао (слева направо)
Помните, как Испания наехала на нескольких звезд за уклонение от уплаты налогов? Большинство из них были клиентами Мендеша (Криш, Моуринью, Фалькао, Ди Мария, Хамес, Диего Коста, Коэнтрау), но следователи раскрутили цепочку только после того, как Радамель проговорился на допросе. Агент придумал схему, на которой богатели все:
игрок уступает 60% имиджевых прав ирландским компаниям Multisports & Image Management и Polaris Sports и платит 12,5% налогов – на 35% меньше, чем в Испании;
заплатив небольшие налоги, переводит прибыль в подставные фирмы в офшорных зонах;
деньги зачисляются на счета фирм в швейцарских банках, в которых держит деньги и сам игрок, и там по-тихому перебрасываются ему;
клиент зарабатывает на скромной налоговой ставке, а Мендеш – на самой сделке: ему принадлежит Polaris Sports, его сотруднику – Multisports & Image Management.
В 2014-м The Guardian раскрыла еще один нелегальный метод Мендеша. Он сотрудничает с американскими фондами, которые выкупают права на игроков (ФИФА запретила владение третьими лицами, но это правило постоянно обходят). Как правило, стороннее владение мешает всем, от агентов до клубов, но Жорже зарабатывает и на нем. Он подписывает талантов и советует вложиться в них нескольким фондам-партнерам, а потом против воли клубов-владельцев продает европейским знакомым (в «Порту», «Атлетико», «Брагу»).
***
Мендеш – главная звезда агентского мира. Он захватывает рынки, забирает лучших талантов и управляет не только карьерой, но и бизнесом игроков, а по степени закулисного влияния и разнообразию методов сопоставим с Захави. Каждый из них – лучший в своем деле.
***
Трансфер Зидана из «Юве» в «Реал»: Перес был готов платить еще больше
Перес не хотел покупать Криша в 2009-м. А Фергюсон предлагал его «Барсе»
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: REUTERS/Denis Balibouse; globallookpress.com/JB Autissier/Panoramic; Gettyimages.ru/Gonzalo Arroyo Moreno, Catherine Ivill; globallookpress.com/Anthony Bibard/FEP/Panoramic
Это уже не говоря о том, что спортсмены, объективно, люди не очень грамотные. И при нынешних финансовых реалиях без людей, продавливающих их мнение, получали бы крохи со стола владельцев клубов
Я конечно не люблю МанЮ, но САФ был красавчиком, и всегда на первом месте у него был клуб, а не какой нибудь жалкий нытик. А нынешнее руководство МанЮ просто позорище.
Сколько в этой статье игроков Ливерпуля промелькнуло? Один Коут, который как ушел так и поперло у Ливерпуля.
А были бы у Мане, Саллаха, Аллисона, ВВД и остальных эти агенты так Ливерпуль бы уже загибался от толстенной платежной ведомости и скандалов. пришлось бы ЛЧ каждый год выигрывать что бы только держатся на плаву.
Многие говорят в комментах про "африканских пареньков" которых находят агенты или ржут с САФа. Но я что то не вижу африканских пареньков в списке их топ клиентов. А уж САФ сделал ошибку не на первых переговорах с Райолой по Погба, а на вторых, когда возвращали его в МЮ. И Мендеш и Райола неплохо так кровушки попили тогда и впихнули манкам все что можно. И где теперь МЮ? А что с клиентами топ-агентов?
В общем любой адекватный спорт.дир должен в своем кабинете в рамочке на самом видном месте поставить фото с цитатой "Я не работаю с Мендешом и Райолой. Меня не интересуют их клиенты". Только тогда у клуба может быть адекватное экономическое развитие. Только тогда возможно построить какой то бизнес-план и план развития на пару лет .