Что означают три поражения ЦСКА? Рабинер – о неудачах армейцев в Австрии
Подводим итог выступления красно-синих на подготовительном турнире.
Девять дней до чемпионата – не 35, как в январе
Могу себе представить, что бы началось на спартаковских фан-ресурсах и в соцсетях, если бы Олег Кононов меньше чем за две недели до начала сезона проиграл все три матча принципиальным соперникам по РПЛ и занял в турнире, подобном нынешнему австрийскому, последнее место. Это были бы натуральные Содом и Гоморра. Даже без Дениса Глушакова.
Уверен, что у армейцев по этому поводу никакой истерики не случится. Хотя проблемы у Виктора Гончаренко явно есть, и одним отсутствием на турнире Николы Влашича и неучастием в двух первых встречах Марио Фернандеса их явно не объяснишь. Просто в ЦСКА не привыкли рвать на себе волосы без повода. Там знают, что «цыплят» надо считать по официальным матчам, а не контрольным. И тренеров меняют обычно раз в семь лет.
Тем не менее важно отметить принципиальную разницу между предсезонными турнирами в Катаре и Австрии. Она заключается в том, что первый заканчивался 29 января, за месяц и пять дней до возобновления чемпионата России, а второй – за девять дней до его начала. Команды должны находиться на совершенно другом уровне готовности, чем в тот раз. Тогдашние успехи и неудачи (это и практика показала, причем как у «Зенита», так и у «спартака», причем с разных сторон) не значили почти ничего, потому что за 35 дней можно несколько раз набрать и растерять форму. Оттого я и назвал свой материал по итогам соревнований на берегу Персидского залива – «Для января «спартак» подозрительно хорош» с очевидным акцентом на предпоследнем слове. Не хвалить красно-белых за игру было нельзя, однако невозможно и не задаться вопросом – не слишком ли рано они набрали суперформу? И жизнь дала на это – может, и по другим причинам, а может, по этой самой – положительный ответ.
Но сейчас – совсем другая история. Состояние команд за полторы недели до старта может оказаться куда более показательным. Нет, это вообще не повод ни ликовать, ни паниковать – но основание для того, чтобы о чем-то крепко задуматься.
И если говорить о ЦСКА, то матч с «Ростовом» не дал такого явного повода для оправданий, каким в дерби со «спартаком» стало удаление Кирилла Набабкина при неудалении Луиза Адриану. Теперь и Игорь Акинфеев с Марио Фернандесом к основе присоединились, а Арнор Сигурдссон вышел на замену, причем натурализованный бразилец отыграл (кстати, на своем привычном уровне) все 90 минут. И сразу четверо потенциально основных футболистов – уже упомянутый Марио, Федор Чалов, Ильзат Ахметов и хорватский новичок Звонимир Шарлия – провели полный матч, тогда как у «Ростова» – один вратарь Сергей Песьяков. А одна только фигура Романа Еременко, пропускавшего встречу за дончан из-за отравления, весит для своего клуба не меньше отсутствующего пока в расположении красно-синих Влашича.
Тем не менее «Ростов» победил совершенно по делу. ЦСКА мог значительно больше соперника контролировать мяч в первом тайме, когда играли условно основные составы, но южанам это только и надо было – они вылетали в быстрые атаки столь стремительно и синхронно, что любо-дорого смотреть. Если вспомнить, какой мяч из самого угла, да еще и от земли, вытащил Акинфеев от автора дубля Элдора Шомуродова, то счет 1:3 по итогам первого тайма никакого удивления не вызвал бы. А во втором тайме для армейцев все стало еще хуже.
Неотработанная схема
Экс-полузащитник сборной России Владимир Быстров в телестудии в перерыве справедливо заметил: «Левый защитник ЦСКА Магнуссон не справляется со своими обязанностями». Тут уместно заметить, что мне нравится Быстров в роли эксперта. Нет, не глубиной и парадоксами анализа – им у начинающего тренера, только что закончившего играть, просто неоткуда взяться. А прямотой и конкретностью оценок. Владимир не жует сопли – называет вещи своими именами. Этого от людей в таких ролях и ждут. Собственно, всех, кто знает, как Быстров вел себя внутри команд, в которых выступал, это не должно удивлять. Точно так же.
Но бывший правый край, верно идентифицировав слабость конкретной позиции (а он-то в свое время как раз такими слабостями, причем на том самом краю обороны соперников, любил пользоваться), не стал формулировать более глобальных умозаключений по действиям ЦСКА в обороне. Их, в свою очередь, сделал сам Гончаренко после финального свистка: «Надо еще много шлифовать при игре в четыре защитника».
Да, весь Кубок «Матч-Премьер» главный тренер армейцев использовал нехарактерную для своей работы в армейском клубе модель с четырьмя игроками обороны. Впрочем, это не означает, что так же будет продолжаться в официальных встречах – Гончаренко подчеркнул, что из-за недобора футболистов на конкретный момент у него не было другого выхода, и это просто поможет иметь в распоряжении разные варианты. От привычной же схемы с тремя центральными защитниками он отказываться не собирается.
И что-то мне подсказывает, что Гончаренко вернется к ней в первом же туре РПЛ – опять же, если позволят кадровые ресурсы. Потому что уж больно велики и со «спартаком», и особенно с «Ростовом» оказались зазоры у ЦСКА как в обороне, так и в середине поля, и между линиями. Видно, что новая модель (с экрана больше напоминавшая 4-3-3) еще совсем не отлажена. И уж для начала сезона спокойнее и надежнее вернуться к тому, что работало – пусть, особенно по весне, и не всегда.
Можно найти индивидуальные ошибки в эпизодах с каждым из голов и не только их. При первом позиционно ошибся Магнуссон, получивший прекрасный продольный пас низом Норманна за спину, и Ионову не составило труда убежать от так и не успевшего подстраховать исландца Васина, а затем откинуть мяч назад под идеальный удар Шомуродову. За узбеком, набегавшим вторым темпом, в свою очередь, недоработала опорная зона.
При втором голе «Ростова» грубейший «обрез» в центре поля допустил Ахметов (которому, замечу, перед тем неудобно подсунул мяч Обляков). Ионов перехватил мяч, сыграл в двойную «стенку» с Шомуродовым, на котором, возможно, вдохновляюще сказался отъезд Полоза, – 1:2. А ляп Шарлии во втором тайме, когда Ионов с Шомуродовым снова чуть не забили, причем дважды за одну атаку? И т. д., и т. п.
Гончаренко после игры тоже скажет о неверном расположении на поле, как у Магнуссона, и легких потерях, как у Ахметова. Но все это, особенно первое, и идет ведь от ощущения не отработанной до автоматизма схемы. До сезона же, повторяю, девять дней. Не знаю, что должно произойти, чтобы главный тренер ЦСКА перед важнейшим стартовым отрезком не вернулся к проверенной модели с тремя центральными.
Хребет – без центральных защитников и опорников
Что по персоналиям? Понятно, что место в группе атаки, которое занял Бийол, для него непривычно. Один раз во втором тайме, правда, словенец даже в перекладину шальным навесным ударом попал, и к его старательности претензии предъявить невозможно. Но очевидно, что там будет играть Влашич. А еще на одной позиции, если Гончаренко вдруг сохранит эту модель или трансформирует ее в 3-4-3, появится Сигурдссон. Как раз вместо Нисимуры, которого он с «Ростовом» и заменил. То есть из тройки футболистов, выступавших впереди, в стартовом составе останется только Чалов – даже в таком неудачном для команды матче улучшивший момент, чтобы удачно сыграть на добивании.
А вот какую фигуру выставлять слева в обороне вместо Хердура Магнуссона, если штаб не сочтет его оплошность случайной и разовой? Щенников всерьез и надолго травмирован. Наверное, Набабкин. Но тоже ведь не бог весть какой вариант, пусть и многократно проверенный, – учитывая, что его родная нога правая. Есть еще юный и одаренный Тикнизян, планировавшийся в стартовый состав с «Краснодаром», но заболевший.
Магнуссон по фактуре – больше центральный защитник, хотя на ЧМ-2018 на моих глазах на «Открытие Арене» играл против Аргентины (и не только) как раз на фланге. То есть новичком в этом амплуа его никак нельзя назвать. Но, видимо, подзабыт навык, и к тому же под достаточно тяжеловесного исландца вышел легконогий Ионов. И то, как ему раз за разом бросали мяч на ход, выглядело результатом явной домашней заготовки.
Либо Магнуссону нужно будет набирать опыт и висты на этой позиции, что неизбежно повлечет за собой новые ошибки, либо ждать возвращения к привычной схеме с тремя центральными, одним из которых он и станет. Другой вопрос – а кого в таком случае без Щенникова ставить левым латералем? Набабкин – это почти всегда минус один человек в цеэсковской атаке, которая становится наполовину перекошенной, ведь Марио Фернандес по своему флангу снует туда-сюда, а Кирилл – нет.
Далее. Пара Васин – Шарлия тоже далека от совершенства. Хорват, вероятно, скоро освоится – в этом мало сомнений. У представителей этой страны в ЦСКА вообще все складывается – еще начиная с Ивицы Олича, который, по признанию главного тренера сборной Хорватии Златко Далича, отвечает в штабе «клетчатых» за армейский клуб. Теперь под наблюдением выдающегося в прошлом форварда – и действующий игрок основы сборной Влашич, и ее будущее – Кристиян Бистрович и Шарлия.
Но последнему, конечно, требуется время. В том числе и чтобы залатать новую брешь, возникшую в результате ухода Бекао, за дальнейшей карьерой которого интересно понаблюдать – уж больно все у него складывается небанально. До ЦСКА был, по сути, никем, вдруг блеснул – и тут же ушел, не пожелав задерживаться в РПЛ дольше сезона. При этом пока у меня нет уверенности, что на своем армейском уровне бразилец заиграет где-либо еще. Жизнь покажет.
Васин, напомню, порвал «кресты» на одной неделе с Георгием Джикией – зимой прошлого года. Но если новому капитану «спартака» потребовались стандартные полгода, чтобы выздороветь, и даже на ЧМ-2018 он не успел совсем чуть-чуть, то у Васина восстановление затянулось. Видеть его на поле приятно – но странновато ловить себя на ощущении, что ему в октябре уже исполняется 31, а он все еще по инерции рассматривается «молодым-перспективным». Этакий армейский вариант Александра Павленко.
Впрочем, в центре обороны у ЦСКА, хотя и нет Игнашевича с братьями Березуцкими, но есть довольно много вариантов. Помимо Васина с Шарлией, это и Магнуссон, и Дивеев, и Набабкин. Из этих пятерых в по-настоящему высококлассных игроков в перспективе могут вырасти Шарлия с Дивеевым, да и 26-летний Магнуссон – пусть и не звезда, но футболист крепкого уровня. Но прямо сейчас особого качества в центре обороны, чтобы выбрать схему с двумя центральными, у Гончаренко не просматривается.
Не видно и нового Вернблума. Прекрасно (в том числе и для сборной России), что 21-летнего Ахметова и 20-летнего Облякова есть очевидное доверие главного тренера и возможность постоянно выходить в основе, но все же оба этих полузащитника – по натуре своей созидатели, а «бульдога», нацеленного на то, чтобы в первую очередь прерывать атаки оппонентов, в этой зоне пока не видно. С учетом отсутствия центральных защитников уровня «топ» (даже для России), на надежности обороны это сказывается. Причем не только сейчас, но еще с начала весеннего отрезка чемпионата, когда армейцы начали пропускать гораздо больше, чем осенью. Да, есть Акинфеев, но он не может тащить вообще все. Что Шомуродов дважды и доказал.
На глазах у Станислава Черчесова, не пропустившего ни одного матча турнира в Пеллау, футболист сборной России Ахметов неосторожным пасом через центр «обрезал» половину команды и привез второй гол «Ростова». Впрочем, опыт – это и есть сумма совершенных и проанализированных ошибок. Облякову же, которому Гончаренко доверил исполнение всех стандартов, надо прибавлять в их стабильности – несколько подач Ивана получились хорошими, но они чередовались с чем-то невнятным. А в серьезных матчах выжимать максимум требуется из любого штрафного и углового.
Не видно пока и форварда, который мог бы заменить ушедшего Абеля Эрнандеса и подстраховать Чалова. То, что лучший снайпер прошлогоднего чемпионата, – молодой воспитанник ЦСКА, для армейского клуба и его болельщиков, конечно, замечательно. Но всегда надо иметь план Б. Футбол – травматичный вид спорта, и как поступят красно-синие, не дай бог, случись что с Федором? Впрочем, до закрытия трансферного окна времени еще достаточно, и работа, как я понимаю, ведется.
Главное летнее достижение клуба – выкуп у «Эвертона» контракта Влашича, что еще прошлой осенью казалось нереальным, да с финансовой ситуацией ЦСКА (казалось, усугубившейся из-за невыхода в Лигу чемпионов) не сочеталось. Тем не менее очень большие для армейцев деньги заплачены, Влашич стал красно-синим на постоянной основе. Небольшая порция сомнения лишь в одном: весной он играл хуже, чем осенью. Не станет ли этот регресс тенденцией?
…Акинфеев, Марио Фернандес, Влашич, Чалов. Так выглядит список футболистов, составляющих на сегодня хребет ЦСКА. Отсутствие хотя бы одного из них делает армейцев намного уязвимее. Каждого из них некем заменить. И вот эта безальтернативность более чем трети состава, равно как и отсутствие в этом самом хребте хотя бы одного центрального защитника или опорника, в преддверии старта сезона настораживают больше, чем три поражения на предсезонном турнире.