Сарри – часть ребрендинга «Юве». Маурицио изменит восприятие клуба
Объясняем, зачем туринцы поменяли Аллегри на Сарри.
«Ювентус» обязан меняться, чтобы предвосхитить новые вызовы.
Полгода назад эти слова произнес Андреа Аньелли. Перемены стали главной темой девятилетнего периода правления молодого босса. За это время он собрал команду топ-менеджеров и сделал «Ювентус» одним из самых успешных и прибыльных клубов мира, но количество изменений в последние годы впечатляет даже по стандартам нового президента.
Аньелли поменял понятную старую эмблему на лаконичное лого. Вышел из италоориентированности и разработал шестилетний план маркетинговой атаки на дальневосточном и американском рынках. Отказался от традиционных полос на форме и продал название стадиона. Сакральный 10-й номер надел на больше спин, чем другие боссы в предыдущие двадцать лет.
Клуб не просто меняется – он выбивает дверь в новую эру и с разбега влетает в нее. «Ювентус» отказался от всего, что не приносит прибыли, и превратился в один из самых коммерчески ориентированных европейских клубов (даже на официальном сайте сказано: «Ювентус» – это бизнес»). Ребрендинг зашел настолько далеко, что старый классический «Юве» теперь идентифицируется только по игре.
«Мы создаем новый бренд на нашем видении будущего, а не на наблюдении за прошлым. Дело не в переменах, а в понимании мира вокруг нас, – рассказал журналу Wired шеф отдела инноваций «Ювентуса» Сильвио Вигато. – Мы вынуждены развивать и расширять бренд на разных рынках и в разных регионах».
Программный код «Победа – единственное, что имеет значение» – последняя традиция, которой сохраняют верность в Турине, но последовательность событий диктует отказ и от привычного прагматизма. Игровой стиль становится важным коммерческим инструментом и всегда был решающим в восприятии клуба болельщиками. Можно сколько угодно менять оболочку, надеть хоть карнавальную бразильскую раскраску, но без смены позиционирования (восприятие клуба болельщиками) ребрендинг неполноценен.
Тифози давно приняли, что игра «Юве» идеально раскрывается расцветкой основной формы: черно-белая, без ярких красок и сильных взрывов. Команда задавит, задушит, вымотает, но никогда не подарит ощущение фиесты – ради победы отдаст все, что нужно, и ничего больше необходимого. Такой менталитет сделал «Ювентус» одним из самых титулованных клубов мира, но сейчас он – потолок в развитии.
В конце 2010-х топ-клубы не могут играть от обороны. Это работало двадцать лет назад, когда основную прибыль приносил внутренний рынок с фанатами, привязанными к команде с рождения, но сегодня, с размытыми интернетом границами и всеобщей доступностью матчей, прагматичный футбол неконкурентоспособен на рынке. Футбольный мир стал гораздо шире, внутренние доходы теперь не главные – а зарубежные болельщики видят картину целиком (не только большие матчи со звездами и выигранными трофеями, как раньше) и вряд ли западут на холодный перфекционизм. Они выберут «Ливерпуль» или «Барсу», потому что пришли за эмоциями – и получат их там, где есть скорости, голы и финты.
«Ювентус» считает легионы болельщиков своей движущей силой, но развитие клуба будет происходить от других зрителей – любителей развлечений, которым не всегда интересен футбол как спорт. Ведущие мировые бренды поддерживают даже те, кто не пользуется их продукцией, но разделяет фундаментальные ценности – как Harley Davidson, воплощающий идею свободы. Цель эволюции клуба – создать такой бренд в футболе. Мы строим ДНК «Юве», который состоит из настойчивости, амбиций и превосходства», – объяснил Манфреди Рикка, один из боссов Interbrand – компании, которую нанял Аньелли.
Прагматичный стиль хуже продается и не захватывает рынки, и «Юве» принял это гораздо раньше, чем включил в шорт-лист исключительно атакующих тренеров. Все началось осенью, когда Аньелли отстранил Беппе Маротту, официально лучшего менеджера в мире на тот момент. Новый гендиректор Фабио Паратичи видит футбол иначе, чем его бывший босс. В 90-х он был умным бокс-ту-боксом в стиле молодого Маркизио, начинал в одной команде с Пиппо Индзаги и не построил карьеру из-за автомобильной аварии – ему важны не только победы, но и путь к ним.
Именно Паратичи собирает новый «Ювентус». Он стоял за покупками Роналду, Канселу и Рэмзи, которые на своих позициях гораздо больше нацелены на атаку, чем аналогичные приобретения Беппе Маротты. Судя по всему, он же стоял за отставкой Аллегри: клуб и тренер разошлись из-за трансферов, а за них отвечает гендиректор. Фабио оставил Дибалу, хотел освежить команду яркими молодыми игроками и явно был против того, чтобы Аллегри продал Пауло и на каждую позицию выпросил неброских ролевиков.
Паратичи и Аньелли разбирают ДНК «Ювентуса» на молекулы, чтобы перепрограммировать и собрать заново – но уже сильнее. Сарри подходит для этого идеально. Его футбол решительно отличается и от Аллегри, и от вообще всего в черно-белой истории, но что еще важнее – воплощает концепцию «Анти-«Юве».
В Италии считают, что саррибол – футбольное выражение неаполитанского (а в более широком смысле – южного) характера: кровавого, агрессивного и дерзкого, стремящегося в любой ситуации урвать больше. Команды Маурицио всегда контролируют игру, подавляют соперника и не останавливаются, даже если победа уже добыта – забивают столько, сколько могут, потому что не представляют футбол иначе.
По-северному расчетливый «Юве» никогда так не играл. Туринцы давно царят в серии А и большинство матчей заканчивают без разгромов только потому, что не стремятся к ним (50% побед в сезоне-2018/19 – с минимальным счетом). Сарри совершит концептуальный игровой переворот и при этом не рискует основными элементами своего видения: мощный состав и доверие боссов к новому проекту дадут ему фору и избавят от давления. Превосходство в классе в сочетании с новым доминирующим стилем обещает реально яркий сезон.
Это последний и главный шаг ребрендинга, перезапуск клубной идеологии. Аньелли поглощает антагонистичную игровую концепцию и полностью меняет восприятие клуба среди болельщиков. Двух лет на это не хватит, но Сарри может стать переходным периодом перед Гвардиолой – манчестерский контракт Пепа истекает в 2021-м. Следующее поколение болельщиков вырастет на новом «Ювентусе», для которого игра почти так же важна, как и победа.
«Юве» меняется, и в глобальном плане неважно почему: из-за ребрендинга, футбольного вкуса Паратичи или всего разом. Важно, что он меняется, становится более современным и злым – это именно то, чего не хватает Италии, и то, что ей нужно: серия А всегда тянулась за чемпионом.
***
Слово «сарризм» есть даже в итальянском словаре. Пора окончательно разобраться, что это такое
Сарри в Лондоне скучал по кофе от легендарного Томмазо: он в «Наполи» 40 лет, угощал еще Марадону
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: juventus.com; globallookpress.com/Maurizio Borsari/AFLO, Giuseppe Cottini/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst, PMI/Andrew Aleksiejczuk
ребрендинг не плох, но ребрендинг - это когда МС меняет Орла на кораблик, а в случае Ювентуса - это похоже на максимальный уход от всего что делало тебя особенным в глазах фанатов (им даже победы уже не нужны в угоду максимально привлекательной витрины для притока денег). на официальном сайте лозунг «Ювентус» – это бизнес»- это вообще как? я тоже не фанат Ювентуса, но на их месте я бы чувствовал себя максимально не комфортно. фанаты болеют именно за футбольные клубы, а не бизнессы.
так что их ребрендинг напоминает не изменение деталей на историческом фасаде, а полный снос историческо значимой архитектурной постройки с заменой его современным торговым центром, весь смысл которого приносить деньги и только деньги.
и последнее, Атлетико уделывает Юве прогрессом от стартовой точки в плане результата, статуса, имиджа и, самое вкусное идеологии. Атлетико был середняком без перспектив, тогда как возвращение Ювентуса было вопросом правильного направления ресурсов (некий аналог современного МЮ, где всё есть,, кроме понимания что делать). Атлетико стал 3-й силой мира, родил свой брэнд, свой стиль, превосходил Барселону и Мадрид, сделал это в своё время сильнейшей лиге мира. как итог: смог построить стадион как у самых признанных топов, и точно больше и круче чем у Ювентуса. смог стать финансово мощным, чтобы удерживать основных игроков сборных Франции, Испании. и вишенка на торте: не гоняется за маской привлекательного массам лица, а гнет свою линию и находит поклонников именно как Атлетико Мадрид, "индейцы" которые выходят на поле, как на поле боя. что то вроде "да, мы не самые приятные парни, мы не собираемся делать всё, чтобы вам понравится, но если вы посмотрите, как горят наши глаза даже в ситуации, которая заведомо проигрышная, многие нас зауважают". да, это на 4-0 в каждом матче и 75% владения, не фурор на китайском/индусском/американском рынках, но это честно и самобытно. а не то, что пытается сделать Ювентус - переодеться в максимально хайповый шмот в надежде продать себя максимально большей аудитории.
Там вон Барселона играет прагматично. У Реала тренер, собирающийся строить контратакующий прагматичный футбол.
И вряд ли у всех трёх перечисленных клубов от этого меньше болельщиков станет
Какой такой «стиль» выметают в Юве? И чем плох ребрендинг для развития бизнеса?
Я не фанат Юве, мне их не за что защищать, но я вижу тот сумасшедший рывок который они сделали и это не может не впечатлять, поэтому мне просто интересно получить от вас ответы на эти вопросы.