Футбол по популярности в США обошел бейсбол. МЛС становится реальным конкурентом европейским чемпионатам
Американцы умеют организовывать спортивные лиги.
20 лет назад казалось, что в США всегда будет существовать только один вид футбола — американский. Тот, в который играл весь мир, не приживался даже на наследии чемпионата мира 1994 года.
К 1999 году новообразованная МЛС имела долг в $250 миллионов, перепробовала кучу изменений в правилах, которые отпугнули немногочисленных болельщиков, и потеряла несколько клубов, вернувшись к изначально заявленной цифре в 10 команд.
Сегодня в лиге играет 24 команды, и будут еще. Суммарная посещаемость матчей внутреннего чемпионата выросла с 2.9 миллиона зрителей до 7.3 миллиона. В 2016 году игры МЛС хотя бы раз за сезон смотрели 32 миллиона американцев. Как они это сделали?
Правило Бекхэма
Известные на весь мир футболисты на закате карьеры играли в США и до 2007 года. Легендарный Пеле завершил спортивную карьеру, будучи игроком «Нью-Йорк Космос» в 1977 году. Но поворотным моментом стал приезд англичанина Дэвида Бекхэма.
Как и в других американских спортивных лигах, в МЛС действует потолок зарплат. Клуб не имеет права тратить на зарплаты футболистам больше определенной суммы. Но для популяризации лиги было введено так называемое «правило назначенного игрока». Каждый клуб имеет право вывести за пределы потолка зарплат троих футболистов топ-уровня. Как правило, такими назначенными игроками становятся легионеры.
Бекхэм в 2007 году подписал с «Лос-Анджелес Гэлакси» пятилетний контракт, по которому он гарантированно получал $6.5 миллиона в год. Деньги были потрачены не только в интересах конкретного клуба, выигравшего Кубок МЛС в 2011 и 2012 годах, но и в интересах всего чемпионата: Бекхэм рекламировал футбол в Штатах не только благодаря высокому качеству игры, но и благодаря своему имиджу, харизме, английскому шарму. Экс-полузащитник «Манчестер Юнайтед» и «Реала» ходил на разнообразные ток-шоу и был не только спортсменом, но и медийной звездой.
Сейчас его роль успешно выполняет швед Златан Ибрагимович. Воспевающий собственный нарциссизм Ибра тоже интересен аудитории не только как автор красивых забитых мячей, но и как личность. Благодаря футболистам такого масштаба МЛС привлекает молодых болельщиков и остается релевантной в информационном поле. Не самый высокий средний уровень футболистов в чемпионате позволяет суперзвездам демонстрировать высокий уровень в солидном возрасте.
«Я очень рад за Америку, потому что футбол здесь так быстро развивается. Думаю, МЛС помогли такие игроки, как мой друг Тьерри Анри, а также Златан Ибрагимович и Уэйн Руни, которые играют в лиге сейчас. В Америке есть место для футбола. Конечно, сложно соревноваться с баскетболом, бейсболом и американским футболом, но футбол — он для всех», — высказался экс-игрок «Арсенала» Робер Пирес.
Рост внутреннего чемпионата
Американцы всегда относились к спортивным клубам как к бизнес-проектам, в первую очередь. Если клуб убыточен, никто не будет его спасать, искусственно поддерживая на плаву. Каждый регион просматривается аналитиками на предмет интереса к футбольной команде. Если есть спрос, тогда заходит разговор о создании клуба МЛС.
Появление больших футбольных звезд зародило интерес к виду спорта в стране в целом, его удалось капитализировать через контракты с телеканалами. В отличие от других спортивных лиг, в МЛС, по сути, существует коллективное управление всеми клубами, а не каждым поодиночке. Борьба за зрительский интерес шла не между футбольными клубами, а между спортивными лигами.
Результат этой борьбы: с 2012 года рост интереса внутриамериканской аудитории к МЛС составил 27%, согласно исследованию Nielsen Sports. По средней посещаемости матчей за период с 2013-го по 2018-й Штаты держат восьмое место в мире (21,358 зрителей на игре) и идут сразу за Францией и Италией. Еще больше впечатляет работа на новых местах. Образованная только в 2017 году «Атланта Юнайтед» собирает больше 50 тысяч человек на матчах.
Поэтому лига продолжает работать над расширением числа участников. Уже в следующем году к МЛС присоединится «Нэшвилл» и «Интер Майами», владельцем которого станет все тот же Дэвид Бекхэм. В дальнейших планах Сакраменто и Сент-Луис.
«В США и Канаде профессиональный футбол развивается на всех уровнях. Мы считаем, что у нас еще много рынков, способных успешно принять клуб МЛС. Расширение лиги в последние 15 лет было невероятно успешным», — заключил комиссионер МЛС Дон Гарбер.
Успехи сборной
Важную роль в популяризации футбола в Штатах сыграла местная национальная команда. На чемпионате мира 2002 года американцы сенсационно дошли до стадии четвертьфинала. Мощнейший всплеск интереса к ранее непопулярному виду спорта привел к тому, что на финальный матч Кубка МЛС в октябре того же года пришли посмотреть 61,316 зрителей.
Для американской федерации это стало сигналом, что, вопреки первоначальным взглядам, футбол может стать популярным в стране в том же формате, в котором он стал популярным по всему свету. Для этого не нужно заниматься «американизацией» и выдумывать какие-то футбольные буллиты.
Поколение американских игроков, достигших невиданного успеха, разъехалось по европейским клубам. И хотя это временно повлияло на снижение качества игры во внутреннем чемпионате, заинтересованность жителей США в мировом футболе возросла. Болельщики стали следить за «героями чемпионата мира» в топовых европейских чемпионатах.
Сейчас более 30 американских футболистов выступают в топовых европейских чемпионатах. Переход Кристиана Пулишича из «Боруссии» в «Челси» за $73 миллиона стал новой точкой отсчета в истории американского соккера.
А женская сборная США и вовсе является доминирующей силой в мировом футболе. На всех семи чемпионатах мира по футболу американки брали медали: трижды золотые, один раз серебряные, трижды — бронзовые. Расхожая в Америке фраза о том, что «соккер — это для девочек» привела к широкой и устойчивой фанатской базе среди женщин.
Как и в России, успехи национальных команд вызывают в США интерес огромной аудитории, но там этот интерес умеют закреплять по отношению к клубному футболу. В этом смысле непопадание сборной США на чемпионат мира 2018 года стал для американской федерации настоящей катастрофой.
«У нас сейчас новый цикл. Мы должны создать успешную команду к 2022 и 2026 годам. Уже сейчас мы видим игроков, которые помогут нам в будущем. Надо только проявить спокойствие и дать им спокойно развиваться», — высказался экс-вратарь сборной США Тони Меола.
Влияние глобализации
Развитие телевидения и интернета не только подарило новых зрителей американским гигантам спортивной индустрии НБА, НХЛ и НФЛ, но и сработало в обратную сторону: американцы получили возможность наблюдать за европейским футболом высшего качества. Европейские лиги, в свою очередь, стали подстраиваться под пускай далекие, но такие перспективные рынки, учитывая время начала матчей и устраивая предсезонные турне в Америке.
Проникновение американских зрителей в европейский футбол — это лишь верхушка айсберга. В европейский футбол пошли американские бизнесмены. Семья Глейзеров владеет одновременно «Манчестер Юнайтед» и клубом НФЛ «Тампа-Бэй Бакканирс». У Стэна Кронке лондонский «Арсенал» и клуб НФЛ «Лос-Анджелес Рэмс». У Шеда Хана «Фулхэм» и клуб НФЛ «Джексонвиль Джагуарс». Последний едва не купил стадион «Уэмбли», чтобы, возможно, перевезти команду по американскому футболу в столицу Великобритании.
Огромное исследование Gallup в прошлом году привело к ошеломительным выводам: бейсбол в США умирает, а футбол не просто входит в топ-4 самых популярных видов спорта, но в перспективе потеснит всех, кроме американской разновидности футбола в каркасах и шлемах. Особенно поражает разница в интересах аудитории от 18 до 34 лет и в возрасте от 55 лет и старше.
Любопытно, что любовь к разным видам спорта дифференцируется даже по политическим направлениям. Приверженцы традиционных американских ценностей больше склонны к чисто штатовским играм вроде американского футбола и бейсбола, тогда как либералы отдают предпочтение игре, завоевавшей весь мир.
Соккер — не обидное прозвище
«Футболом» в США для простоты называют американский футбол, обозначая самый популярный командный вид спорта на планете термином «соккер». Но это далеко не американское изобретение.
Soccer — сокращение от словосочетания «Association rules». Изначально под футболом понималась практически любая игра, где по мячу хотя бы иногда бьют ногами. Полное название регби — «rugby football», то есть футбол по правилам, которые были изобретены в городе Регби. Так же, как есть футбол по австралийским, американским, канадским и другим правилам. А то, что называем футболом мы, — это футбол по правилам Ассоциации. Той самой, которая в 1863 году установила единый формат игры для команд из разных английских городов.
И вплоть до семидесятых годов прошлого века в Великобритании можно было увидеть слово «соккер» применительно к футбольным матчам.
Через 20 лет британский футбол должен стать вторым по популярности видом спорта в США. Возможно, через 100 лет американцам придется выдумать новый специальный термин, потому что под «футболом» и там будут понимать то же, что и во всем мире.
А МЛС не убыточен только потому что каждый новый клуб который входит в лигу вынужден платить 200 миллионов за франшизу.
Как долго они смогут расширяться ?
Известно лишь то, что лига получает 90 млн долларов в год от трансляции матчей. Также известно, что лига зарабатывает по 25 млн от контракта с Adidas. Если считать экспансионный сбор частью дохода, то МЛС в период с 2005 по 2020 заработала около 920 млн долларов, или в среднем по 61 млн за сезон. Кроме этого, подписан контракт с компанией Providence на передачу им 70 процентов имиджевых прав лиги. Доходы с билетов подсчитать довольно сложно, поскольку в лиге за норму приняты «промо-билеты» – бесплатные квитки для отдельных групп граждан. Можно очень условно обозначить среднюю годовую выручку всей лиги цифрой в 400 млн долларов. В своих оценках за 2016 и 2017 год Forbes указал, что только половина франшиз окупаются.
В 2016 году Providence перезаключила сделку на эти десятки миллионов. Если бы корабль тонул, то они наверняка сбежали бы с него. Потому в ближайшее время пузырь точно не лопнет, да и лопнуть-то он может лишь после того, как лига станет окончательно громоздкой от количества франшиз. Тогда же МЛС начнёт резать сама себя и продавать уже нерентабельные активы, начнутся массовые переезды клубов из одного города в другой. Конечно, с такой моделью Главная лига соккера никогда не станет главной даже в Северной Америке.
И вообще, все главные виды спорта в Северной Америке как-то распределились между разными целевыми группами - амфут для белых американцев, баскетбол для черных, хоккей для канадцев, бейсбол для пожилых людей, европейский футбол для латиносов. Догадайтесь, какая группа наиболее быстрорастущая и по прогнозам к 2030 году составит 25 процентов населения?
Это такой американский парадокс, нравится играть в футбол но не особо нравится смотреть. Возможно со временем ситуация изменится...