«Родина Трип» – история простого мужика, поехавшего на ЧМ. Поговорили с создателями про главный фильм лета
От редакции. На почту Sports.ru пришло письмо. Если коротко: два парня сняли фильм про Дядю Сашу и его племянника Ваню. Как они едут из глухой деревни, в которой даже нет мобильной связи, за 3000 км на матч чемпионата мира в Самару.
Для Дяди Саши – это первое путешествие за 30 лет и единственный шанс увидеть страну не по телевизору. «Родина Трип» – не просто фильм, это про простого мужика, поехавшего на ЧМ.
12 июня фильм вышел в открытый доступ на YouTube и мы поговорили с режиссером Димой Вологдиным и оператором Ильей Зверевым: про съемочный процесс, первый в жизни хот-дог, красоты страны и то, как сейчас живут главные герои.
Ребята, расскажите немного о главном герое вашего фильма.
Дима: Его зовут Дядя Саша, он всю жизнь прожил в глухой деревне. Последнее его самое дальнее путешествие было 30 лет назад на поезде в армию: он в 18 лет поехал служить и как бы в окно поезда, что-то видел. Но прикол в том, что он в то время уже носил очки и ему закапали капли в глаза, поэтому вся картинка у него была размыта.
Помните тот момент, когда у вас возникла идея взять Дядю Сашу с племянником, сгонять на чемпионат мира и снять об этом фильм?
Дима: Идея первоначально планировалась, как шутка. Мы с Ваней давно дружим и 9 лет назад мы вместе гостили в деревне у Дяди Саши. Как-то осенью мы с Ваней шутили, что было бы круто, если Саша съездил куда-нибудь, и предложили поехать на чемпионат мира. Вообще его дядя – достаточно дикий человек. Он кроме деревни ничего не видел. Зимой у Дяди Саши случился инфаркт, и мы подумали, что наша идея провальная и ничего не получится, но весной Дядя Саша отошел и сказал, что хочет поехать. Для него, видимо, это было важно. Возможно, это был его единственный шанс посмотреть страну.
То есть долго уговаривать главных героев принять участие в съемках не пришлось?
Дима: Нет, уговаривать не пришлось. Ваня мой друг и для него это был такой челлендж, а Саша действенно хотел поехать, но ему было очень тяжело с камерой – он от нее очень уставал. В начале, когда он был еще дома и чувствовал себя в своей среде очень комфортно, воспринимал это скорее, как работу: ну вот ребята же приехали снимать, нужно принимать участие. Да и я старался себя поставить с ним так: мы едем не отдыхать – мы едем работать. Просил его не забывать надевать микрофон или идти куда-то, поэтому наши отношения с Сашей были вполне понятны.
Почему вы выбрали именно матч в Самаре, а не в Санкт-Петербурге, который значительно ближе?
Дима: Было две причины: во-первых, это была такая логистика путешествия. Ну, что это было бы за путешествие, если бы они выехали из Архангельской области, вылезли на трассу и на «Пятнашке» благополучно доехали до Санкт-Петербурга? Там бы не случилось тех приключений, где им пришлось пересечь половину страны разными способами и не было бы такой драматургии. Поэтому выбрали игру «Уругвай» – «Россия», которая проходила в Самаре, а это в районе 3000 км от первоначального пункта отправления. Если бы был матч еще дальше, возможно, мы выбрали его. Во-вторых, нам казалось, что это самый интересный матч в нашей группе.
Илья: Я очень хотел прокатиться по разным городам-участникам грядущего чемпионата мира, кроме двух столиц. Вот и повод нашелся.
Расскажите, что это за поселок в Архангельской области, где живет Дядя Саша?
Дима: Поселок Широкое расположен в Пинежском районе, Архангельской области – глушь дикая! Ближайший более-менее большой поселок – Карпогоры (3000-4000 тысячи жителей). Там есть глухая железнодорожная ветка из Архангельска. До поселка Широкое еще по гравийке 70 км. В поселке нет мобильной связи, а сейчас нет даже почты. Нет ни полиции, ни администрации – там вообще нет власти. Периодически отрубают свет. Вообще такой лесопромышленный поселок. Раньше добывали лес, приезжали люди, а сейчас осталось человек 40, летом побольше, так как приезжают дачники.
Илья: В любом провинциальном городе России: чем меньше город или поселок, тем лучше люди знают друг друга. Тут нужно не выделяться, иначе соседи будут искоса смотреть. Саша очень сильно старался не выделяться и наш приезд максимально камуфлировать от всех, что бы никто не видел, что к нему приехали какие-то ребята и собираются его увезти на футбол. Но с другой стороны его распирала гордость, что он не как все посмотрит матч по телевизору, а увидит все в живую! Мне, как оператору, место очень понравилось: это север станы и здесь есть белые ночи. Получилось снять такое сумрачное состояние с телевизорами.
Кто-нибудь отговаривал Дядю Сашу от поездки?
Илья: Когда мы приехали, не было такого, что кто-то отговаривал. Но односельчане говорили такой интонацией: «Вооот поедешь, посмотришь футбол за всех нас! То привезешь, тому привет передашь!» Вроде все поддерживают, а на самом деле начинают завидовать и в сторонке обсуждать. Мне кажется, что Саша сам себя больше всех отговаривал. Находил различные причины: со здоровьем проблемы, хозяйство не на кого оставить, потому что у него там брат один оставался, да и вообще говорил: «Что я уже старик, куда мне ехать?».
Дима: Илья правильно сказал, что на севере, особенно в таком советском поселке как Широкое, самое главное – не выделяться. Вообще в закрытых сообществах это очень важно – получать то, что заслужил, но Дядю Сашу никто не отговаривал. Еще был прикольный эпизод, который не вошел в фильм: когда мы попросили администрацию Пинежского района устроить некие проводы без какого-либо сценария, его пришел провожать пинежский хор – это такие милые бабульки, все за 50, с гармонистом. Когда они шли к футбольному полю с песнями и плясками, то взяли под руки наших героев. Саша так дико боялся, что встретит каких-то знакомых или кто-то его узнает; постоянно оглядывался по сторонам и хотел быстрее скрыться. Для него это было первое испытание камерой.
А желающих присоединиться к поездке не было?
Дима: Желающих присоединится было полным-полно. Все, на самом деле, хотели поехать на чемпионат мира. Но там люди так бедно живут, что это было для них невозможно, поэтому нашлись только сочувствующие.
Илья: Еще хотели присоединится наши жены, но места в «Пятнашке» даже для пса не осталось!
Какой был самый трудный момент в поездке?
Дима: Для меня самым сложным моментом было, когда мы должны были уже выезжать из деревни, а эта несчастная «Пятнашка» просто не стала заводиться. Собрался целый консилиум, как ее завести? Время идет, уже три часа она не заводится, хотя вчера мы на ней приехали и все было нормально! В тот момент мне показалось, что сейчас все отменится. Я, кстати, до сих пор, когда в городе встречаю «Пятнашку», на меня нападает панический страх, что это автомобиль, которому нельзя доверять (Смеется).
Илья: А для меня момент, когда перед входом на стадион сломалась петличка и нельзя было никак записать звук, как ребята там переживали. В итоге дали Ване GoPro и всё получилось намного лучше, чем мы ожидали! Вообще это круто: когда ты запланировал одно, а получается другое, но намного круче.
Не возникало мыслей по ходу поездки: «Зачем мы вообще в это ввязались»?
Дима: У меня никогда не возникало такой мысли. Делать кино – это круто, драйвово! Если ты добрался до съемок и поехал, то уже нет пути назад. Другое ощущение, что всегда есть какие-то переживания по поводу получится или не получится. Ты мысленно прокручиваешь в дороге вопросы: снял ты нужные эпизоды и достаточно ли качественно это сделано? Вот это те переживания, которые тебя, как режиссера, в дороге преследуют.
Илья: Солидарен с Димой, такие мысли не посещали, но у меня в голове была куча картинок. Практически каждый день новые локации и истории. Я кайфовал!
Расскажите о самой интересной встрече в этой поездке.
Илья: Когда плыли на теплоходе по Волге, там мы повстречали женщину, которая поет романсы. Я, как тупой оператор, когда зашел на теплоход, сразу начал все снимать, а оказалось, что так делать нельзя нужно спрашивать разрешение заранее. И случайно заснял выступление этой женщины, поющей романс, а она, увидев это в середине своего выступления, остановилась, подошла ко мне, и попросила, чтобы я нафиг свалил отсюда! Диме пришлось за меня краснеть и просить прощения. На следующий день он, как настоящий джентльмен, с конфетами и букетом цветов извинился перед ней и попросил разрешения хоть чуток поснимать её выступление. В итоге она разрешила, но опять же это было совсем не долго. Кстати, позже оказалось, что эта роковая дама, которая меня послала, была учителем по литературе!
Дима: Эти женщины, которых мы встретили в литературном кружке на теплоходе, просто с первого взгляда в себя влюбили: своей чистотой и нежностью. Как они читали Есенина! Это надо было слышать! Я сидел и слушал такой заворожённый. Они действительно из-за Ильи выгнали нас, запретив снимать, и мне пришлось слезно умолять их разрешить нам хотя бы один номер снять для фильма. В итоге получилось.
В основном мы были сосредоточенны на наших героях. Нам было интересно наблюдать, как Дядя Саша встречает кого-то. Был момент, когда он зашел на заправку, чтобы помыть руки, и увидел вместо привычного крана сенсорный смеситель для воды: там нужно было просто поднести руки и вода автоматически польется. Он не понимал, как открыть воду, и был просто в ярости. Или, когда встречал иностранных болельщиков, как он на них смотрел растерянным взглядом. Оказалось, что иностранцы чувствуют себя более комфортно и менее зажато в чужой стране, чем Дядя Саша ощущает себя в своей!
Дядя Саша пробует на заправке хот-дог. Это был его первый хот-дог в жизни?
Дима: Ага! Может, он сосиску в тесте и ел, конечно. Действительно, с едой у него возникли большие проблемы.
Илья: Дядя Саша всю поездку требовал домашней еды, которую он привык есть дома: грибочки с карасями или просто картошку, ну, такие простые вещи. А его племенник – Ваня – все время ему предлагал попробовать суши или что-то еще, чего он раньше не пробовал, но Саша от всего этого сразу отказывался. Вообще он как-то совсем мало ел, может, ему жарко было или он таким образом показывал свое «фи» к городской еде. Это очень странно, когда человек отказывается абсолютно от всего нового: например, хот-дог тебе не понравился, а суши зашли. Но тут не нравилось все.
Самое красивое место во время этого маршрута?
Дима: Для меня самое классное место – это Казань. Мы пробыли там полтора дня, и я остался влюбленным в этот город, его атмосферу. Обязательно еще вернусь туда.
Удалось познакомиться с болельщиками из других городов России?
Дима: Конечно! Мы общались и общались наши герои. Вообще, когда мы проезжали Москву, Казань, Самару, там менялась атмосфера становилось все более свободно. Например, в вагонах поезда не штрафовали, что все пьют пиво, хотя на обратном пути мне выписали за это административный штраф, потому что иностранные болельщики в вагоне отсутствовали. А еще была одна не приятная история: когда мы прибыли в Самару, на вокзале к нам подошел какой-то болельщик и спросил: «А что вы какого-то алкаша снимаете?». Я помню, что довольно грубо ему ответил на это. Что забавно, как рассказал потом Дядя Саша, он встретил своего земляка на стадионе.
Мы с Ильей на сам матч не ходили, так как у нас все деньги ушли на фильм и дорогу. Купить за баснословные деньги билет у самарских перекупов оказалось не по карману, поэтому мы отправились в ближайший парк, где сидели неудачники, которых не пустили на матч или они потеряли билеты. Но в основном там сидели те, у кого аннулировали паспорт болельщика за какие-то хулиганские поступки. И вот в такой компании болели за Россию.
Что еще забавного и интересного произошло с вами во время поездки, из не вошедшего кадр?
Дима: На самом деле было много забавных историй, не вошедших в кадр. Уже когда мы возвращались обратно на поезде, съемки практически не велись, но внезапно к нам в вагон залетела группа полицейских с автоматами и начала разыскивать Дядю Сашу. Как позже оказалось, произошла путаница и полицейские искали не его, а его полного теску – Дружинина Александра Васильевича – какого-то особо опасного рецидивиста. У них с Дядей Сашей оказались только разные даты рождения, но Саша тогда очень сильно перепугался.
Илья: Когда мы плыли на теплоходе, у нас была плановая остановка в Ульяновске, где мы посетили экскурсию в музее самолетостроения. Там, под открытым небом, были представлены разные экспонаты: от самых маленьких самолетов, до сверхзвукового ТУ-144, но суть не в этом. Экскурсию вел отставной полковник: на улице +30, он в черном кителе, на одну ногу хромает, лицо, крайне сосредоточенное на былых победах. В общем такой очень колоритный персонаж. И он больше рассказывал не про самолеты, а про истории с ними связанные, т.е. история Советского Союза через самолеты. В итоге я на монтаже намиксовал это все под рэпчик, и эта сцена получилась очень клёвая, но в финальную версию фильма не вошла. Возможно, выпустим ее отдельным роликом.
Примерно в какую сумму обошелся ваш вояж?
Дима: Примерно 400 тысяч у нас ушло, но это со всей техникой, билетами на футбол, туром на теплоходе. Снимали фильм две недели. Тут надо понимать, что мы вложились с Ильей вместе в это кино, а то, что касается путешествия Вани и Дяди Саши, здесь все расходы легли на плечи Вани. Можно сказать, он выступил в некой роли нашего продюсера. Потом Ваня еще помог нам деньгами на хороший звук и цвет. Так что он настоящий продюсер, и мы одни из немногих, кто снял документальное кино с разрешением в 4К.
Илья: Да, 400 тысяч, но оценить труд, пот, кровь и слезы, которые пролил монтажер, работая над фильмом, в денежном эквиваленте просто невозможно.
Как сейчас дела у Дяди Саши? Что со здоровьем?
Дима: Насколько я знаю, сейчас со здоровьем Дяди Саши все в порядке. Он остыл после поездки, потому что очень устал от камеры, и вообще грозился выбросить телевизор, который стоит у него дома. Периодически он вспоминает нашу поездку и, возможно, сейчас намного больше интересуется футболом, чем раньше.
У него есть семья, дети?
Дима: Нет. Он живет вместе с братом. У них обоих не было семьи.
Илья: Детей у него тоже нет. У него есть племянник Ваня, есть еще тетя, у которой мы останавливались по дороге, и кто-то был у него еще за рекой: то ли тетя, то ли сестра.
Есть желание еще что-то подобное организовать в будущем?
Илья: Есть желание не организовать – есть желание снимать. Дима правильно подметил, что самое клевое в съемках – это процесс. Еще клево потом сидеть после процесса и отмокать. Мы решили не кататься с этим фильмом по разным кинофестивалям, а выложить фильм на наш YouTube-канал 12 июня, чтобы найти своего зрителя и посмотреть, какой вообще будет отклик. Если все будет классно и кто-то останется на канале, мы обязательно что-то новое туда выложим.
Например, съездить на матч Евро-2020, который будет проходить в Санкт-Петербурге?
Илья: Мы сами живем в Санкт-Петербурге и до этого матча нам ехать совсем недалеко – полтора километра. В качестве болельщиков обязательно посетим.
А еще раз подарить праздник Дяде Саше?
Илья: Я этого героя уже давно отпустил. Если по-человечески – да, можно еще раз его свозить, если для него это будет праздник, а не мучение.
Дима: Насчет того, чтобы свозить Сашу еще куда-то, точно – нет. Мне кажется, он очень устал от нас, а мы устали от него, и это была очень непростая поездка, да и в принципе, тема исчерпана. Вообще футбольная тема – она такая второстепенная в этом фильме, т.е. футбол – это как повод, огромный праздник для всей страны, а ты берешь человека совсем из иного места, помещаешь его в абсолютно другую среду, и, собственно, это составляет наибольший интерес. Поэтому фильм далеко не только про футбол, скорее это про страну.
Фото: Личный архив Дмитрия Вологдина
Мой Instagram для связи: _pavlique