3 мин.

Футбол очень мало зарабатывает

Футбол очень мало зарабатывает

И сейчас я не про легендарную Томь. Я например про самый что ни на есть образцово-витринный футбол АПЛ.

Чегоито?

Посчитаем: в мире 2.08 миллиарда футбольных фанатов, 70% из них – фанатают по Английской Премьер-Лиге. 4,7 миллиарда человек – это общая ТВ-аудитория АПЛ. Матчи транслируются на 212 стран. В одном Вьетнаме – 16 миллионов фанатов Юнайтед, например.

Но это пассивные потребители. Но есть и активные: в год специально на матчи АПЛ приезжает (а скорее – прилетает) 750 000 фанатов, которые тратят на месте £595 млн. (!)

Я не уверен, что например, что бренды Pizza Hut и Starbucks как-то присутствует в 212  странах.

Но цена упомянутых брендов $3,5 – 4 млрд., а самый дорогой английский футбольный бренд – это я сейчас про МЮ – всего £412 млн. Т.е. в 5 раз меньше! (Оценка Brand Finance)

И это при том, что любой топовый (ну или даже середняк) клуб АПЛ имеет массу вариантов заработка, которые и не снились производителям шипучки или даже автомагнитол. Не думаю, что демонстрация встречи сумок Louis Vuitton с тракторами John Deere соберет за раз 40-50 тысяч человек на стадион, да еще пару миллиардов у телевизоров.

И отличие брендов клубов АПЛ в том, что они на 90% защищены от подделок. Ну да - на любой синтетической тряпке можно нарисовать «Livirpul», но это заденет лишь ничтожную часть потенциальной выручки клуба: мерчандайзинг. А ведь настоящие живые деньги в ТВ-трансляциях, «воротах» и – вот где раздолье – спонсорах.

Но медиа-бренд (который казалось бы гораздо уязвимее) Disney – это $29 млрд., а футбольный клуб…

Так почему так? Имо конечно: но футбол (даже английский) осознал себя как медиа-бизнес всего десятка два лет назад.

Может кто в курсе, но еще в 80-е английские футболисты летом гуртом отправлялись в Финляндию, Новую Зеландию и пр. – на заработки. Играли в местных лигах. Клубы жили с «ворот», выгодных трансферов и – самые счастливые – кое-каких спонсоров. Зарплаты в АПЛ с тех пор выросли в 33 раза.

В последнее время клубы более умело стали конвертировать лояльность потребителей в деньги. Доходы АПЛ с ТВ выросли с момента создания лиги в 15,6 раза, титульное спонсорство АПЛ в 9 раз, титульное спонсорство на футболках клубов – в 100 раз.

Но отрыв от «настоящего» бизнеса типа MTV ($6,3 млрд.) или eBay ($9,8 млрд.) страшно огромен.

(оценка стоимости брендов от Interbrand)

Что касаемо Сити…

Инвестиции в клуб гораздо больше, чем когда-либо в истории футбола (если кто не помнит – £1 млрд.).Расходы включают в себя и марочную составляющую (покупка «звезд») и инвестиции в развитие (тренировочный центр, реконструкция стадиона, вложения в школу). И т.п. И хотя пока ситизены вне «призовой тройки» АПЛ по «воротам», иностранным фанатам, спонсорским поступлениям, но уже сейчас Сити уверенно входят в 20-ку самых популярных клубов мира.

Рывок за три года от локального бренда к глобальному.