Штрафные Жуниньо Пернамбукано – волшебство из нулевых. Сейчас бразилец вернулся в «Лион»
С ним он доминировал в лиге 1 в нулевые.
Жуниньо Пернамбукано вернулся в «Лион».
Две недели назад президент Жан-Мишель Олас объявил, что бразилец стал новым спортивным директором, а его соотечественник Силвиньо (тот, что играл на левом фланге «Барсы» и «Арсенала») – главным тренером. С Брюно Женезьо, который работал с командой больше трех лет, не продлили контракт.
Есть версия, что Олас выбрал Жуниньо из чисто популистских мотивов. Большую часть сезона фанаты «Лиона» критиковали Женезьо за нестабильность, блеклую игру и недостаток амбиций, и президент успокоил трибуны возвращением легенды.
Еще есть версия, что Жуниньо будет тренировать, а другой главный нужен только для вида – у Пернамбукано нет лицензии. L’Equipe писала об этом еще до того, как «Лион» выбрал Силвиньо, но все это сейчас, до старта сезона или хотя бы трансферов, не так уж и важно. Силвиньо, Женезьо, реальные и предположительные схемы – все это меркнет на фоне главного, вынесенного в первую строку и достойного повторения: Жуниньо вернулся в «Лион».
Десять лет назад он рыдал, покидая команду, и болельщики плакали вместе с ним. «Лион» выиграл 14 трофеев за восемь лет с Жуниньо и ни до, ни после не побеждал в чемпионате Франции. Медлительный бразилец под 8-м номером стал символом идеальной эпохи.
Жуниньо полностью заслужил такие воспоминания: многое в «Лионе» строилось вокруг него. Малуда и Гову эффектно вскрывали штрафную на скорости, Фред и Вильтор обманывали защитников, но играла эта музыка благодаря бразильцу. В нем почти не было резкости и агрессии, внешне он казался ленивым и даже сонным, но прекрасно видел поле и передачи форвардам заворачивал лучше, чем рождественские подарки.
Жуниньо был плеймейкером доминирующего клуба, но его вклад не ограничивался управлением игрой. Полузащитник поучаствовал в 40% всех голов «Лиона», забитых с 2001-го по 2009 год. В середине этого цикла капитан играл особенно ярко, набирал по 30 баллов гол+пас за сезон и в 2005-м занял 12-е место в голосовании «Золотого мяча» (на своей позиции уступил только Лэмпарду и Джеррарду). Пернамбукано был стержнем «Лиона» и в игре, и в долгосрочном планировании: клуб продавал всех, кто пользовался спросом, но только не бразильца: капитан оставался и добивался побед с новыми партнерами.
Все это наверняка обсуждали бы гораздо больше, если бы не стандарты (с другой стороны, без них меньше обсуждали бы самого Жуниньо). Он отдавал точнейшие длинные передачи, которые подходили для доставки почты, и вытягивал сложные матчи, когда остальные сдавались, но большинство болельщиков интересовалось только штрафными. Жуниньо исполнял их настолько совершенно, что затмил собственную игру.
В 2001-м «Лион» представил новичка нарезкой штрафных на клубном канале. В конце нулевых у него учились Пирло и Пьянич, а одноклубники прекращали тренировки, чтобы подсмотреть секретную технику. В мае 2019-го болельщики услышали о возвращении легенды и пели имя Жуниньо перед каждым штрафным, который назначали на «Стад де Жерлан». И всем было по большому счету все равно, что бразилец хорош во многом другом: стандарты стали его наследием.
Жуниньо исполнял штрафные лучше всех в мире. Он забил 77 голов прямыми ударами, причем 44 из них – в «Лионе» (в среднем больше пяти за год). Вратари изучали его стандарты так, как обычно тренируют пенальти. Соперники старались не нарушать правила в 25-30 метрах от ворот. Чужие фанаты напрягались, когда бразилец разбегался. А свои заранее праздновали: штрафные Жуниньо были приговором.
«Я имел дело с тысячами его ударов, – вспоминал бывший вратарь «Лиона» Реми Веркютр. – Мы отрабатывали 30-40 штрафных за тренировку. 90% попадали в створ – почти все заканчивались голами».
Началось это еще в молодости. Многие мастера прогрессируют с возрастом и штрафными заменяют голы, которые раньше добывали физикой и скоростью (например, Месси или Дрогба). Жуниньо еще в Бразилии получил прозвище Маленький король и забил со штрафных 15 голов. Он бил сильно, в полете мяч резко менял траекторию и залетал с любого расстояния – четыре стандарта за карьеру бразилец забил с 40 метров.
«Я начинал с того, что подражал Марселиньо из «Коринтианса». Он первым заставил мяч танцевать в воздухе, – рассказывал Пернамбукано. – Так что это не моя находка. Все началось с Диди, который бил так на чемпионатах мира в 1958 и 1962 годах. С тех пор каждый привносил в его технику что-то свое. Я начал бить штрафные в 13 лет, когда играл в мини-футбол, но стенки там стояли близко и забивал я редко».
В «Лионе» уже никто не оспаривал ни право Жуниньо на стандарты, ни его превосходство над любым другим исполнителем в мире. В то время у Лиги 1 не было официального мяча, и каждый клуб использовал собственные на домашнем поле. В матчах против «Лиона» соперники думали только о том, как доставить бразильцу максимальные неудобства: «Марсель» использовал тяжелые мячи Nike, а «Сент-Этьен» – мягкие Puma. Но это не помогало: «Лион» подвозил на тренировки все виды мячей, и к каждому Пернамбукано находил подход.
«Главное, чтобы мяч крутился в полете. Я разбегаюсь по прямой и бью по центру мяча так, словно даю пас, но с большей силой. Благодаря этому он опускается резко, сбивая вратаря с толку. Такой удар называется наклболом», – объяснял Жуниньо.
***
Жуниньо ушел из «Лиона» в 2009-м. Потом были миллионы евро в Катаре, сезон в США и несколько – в Бразилии. Но так хорошо он не играл нигде. И нигде так его не любили. В последнее время он бесит даже соотечественников: когда Роналдиньо поддержал партию крайних правых, Пернамбукано наехал на него и среди прочего сказал, что французы человечнее бразильцев.
Теперь он дома.
***
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: Gettyimages.ru/Denis Doyle, Shaun Botterill, Richard Heathcote, Friedemann Vogel/Bongarts; REUTERS/Action Images/Darren Walsh; instagram.com/ol
Помню его штрафной в ЛЧ против Баварии, когда удар был настолько идеален, что даже Кан ничего не смог поделать и лишь безнадёжно облокотился на сетку после пропущенного гола.
Видимо, годы в третьесортных чемпионатах оказались продуктивны
Вот действительно - штрафные затмили все другие таланты. Бэкс тоже по грани мог пройти, но все-таки статус селебрити заставлял людей и на другие таланты внимание обращать.
Пернамбукано повезло чуть меньше. Хотя и не кажется, что он переживал. Его Лион действительно шумел в Европе и все прекрасно знали, кто там действительно Альфа