12 мин.

«Я думал, что «Манчестер Юнайтед» может купить любого футболиста». Большое интервью Луи ван Гала

Джейми Джексон (журналист): «Чувствовали ли Вы себя преданным из-за того, что «Манчестер Юнайтед» хотел оставить Вас на три года, а затем, на следующий день после победы в финале Кубка Англии, клуб попрощался и повернулся к Вам спиной?»

Сейчас да, я чувствую себя преданным, я услышал уже от множества людей, что всё было решено в декабре-январе. В то время я каждую неделю общался с Вудвордом. После трёх безобразных поражений в декабре, когда мы также вылетели из Лиги чемпионов, я разговаривал с ним и сказал: «Я пойму, если вы уволите меня сейчас».

В таком клубе как «Манчестер Юнайтед» ты не можешь проигрывать в трёх матчах подряд. Тогда он мне ответил: «Нет, ты что. Никогда и ни за что я тебя не уволю. Верь в себя и не читай газеты». Я думаю, именно поэтому я чувствую, что меня предали, но сейчас я уже могу понять это решение, ведь он знал, что в конце следующего сезона я бы сам попрощался с клубом.

Да и Моуринью тогда был свободен, он тоже является очень хорошим специалистом. Вудворд думал, что, назначив его, он обеспечит для «Манчестер Юнайтед» топ-тренера на долгие годы.

 

Какие у Вас были отношения с Жозе Моуринью?

Я могу себе представить, почему Моуринью хотел занять кресло главного тренера «Манчестер Юнайтед», потому что это, на мой взгляд, самое высокое кресло в Англии. До того, как я подписал контракт с «Манчестер Юнайтед», ко мне в гости заходил «Тоттенхэм» – мистер Леви. Я мог перейти к ним, я тогда ещё сказал своей жене, что «Тоттенхэм» лучше «Манчестер Юнайтед» в плане селекции. Но я выбрал именно «Юнайтед» – ради вызова, а также по той причине, что во многих странах я тренировал именно клуб номер 1!

То есть Вы не держите обид на Моуринью?

Никаких обид.

Какие проблемы испытывает «Манчестер Юнайтед» сейчас?

Проблемы начинаются с того, что «Манчестер Юнайтед» до сих пор не перестроился. Я думаю, тренер должен обновлять команду каждый год, поддерживать процесс строительства команды.

И в своё время Вы покупали игроков. Вы пытались обновить команду.

Да, но я не всегда получал тех, кого хотел. В этом вся проблема. Там есть Эд Вудворд и его правая рука – Мэтт Джадж [человек, который ведет все переговоры по контрактам с игроками «Манчестер Юнайтед» - прим. пер.] С Джаджем я встречался время от времени, но не особо часто. Также там был глава скаутской службы. В клубе была структура, но ты всегда подчинялся Вудворду и Джаджу.

И они не следовали Вашим советам?

Я всегда думал, что «Манчестер Юнайтед» может купить любого футболиста, потому что это очень мощный клуб. Как оказалось, некоторые игроки были недоступны для «Юнайтед». Я не понимаю, как это, но говорю вам то, что было на деле.

Анхель Ди Мария. Это был Ваш выбор?

Ди Мария был моим выбором в «АЗ Алкмар», ещё 7 лет назад.

Но тогда он не перешёл к Вам. Хотели ли Вы его видеть в «Юнайтед»? Были ли Вы рады тому, что он присоединился к клубу?

Я был удовлетворён, потому что он креативный игрок, но в моём списке присутствовали другие. У Ди Марии были проблемы с английской футбольной культурой и климатом. Ты не можешь купить игроков и при этом наверняка знать, что они смогут выкладываться на все 100. Ты не можешь знать этого, потому что футбол – командный спорт.

На какой позиции он хотел играть?

Я всегда спрашиваю игрока о том, где он желает играть. Он хотел играть на фланге, предпочтительно слева. В сборной Аргентины он играет слева. Я начал использовать его там, но он не очень хорошо справлялся, он играл не так, как ты ожидаешь от футболиста, стоившего клубу £80 миллионов.

Тогда я посчитал, что мне нужно посмотреть, будет ли он играть лучше, если поставить его на другую позицию. Я выпускал его на левый фланг, на позицию 10-ки, вторым нападающим, на правый фланг. И тогда критики начали говорить, что его заставляют играть на слишком большом количестве позиций. Но я давал ему все шансы, чтобы он начал показывать хорошую игру.

Сожалеете ли Вы о времени, проведённом в «Манчестер Юнайтед»?

Нет. То, как они уволили меня, было ужасно, но мне понравилось время, проведённое в Англии – из-за культуры и людей. Там много юмора и постоянная поддержка тренера. Я уважаю всех, с кем я работал.

Кто был Вашим лучшим игроком в «Юнайтед»?

Я думаю, Де Хеа проявил себя невероятно.

Хорошо. А игроки в поле?

Мне приходится думать над этим дольше – это ещё один отличительный знак. Шоу начинал очень хорошо, но вылетел в матче с ПСВ. Люк показывал уровень выше среднего. Эррера тоже – он начал не очень хорошо, но со временем стал более важным командным игроком из-за своего вдохновляющего поведения и тренерских качеств.

Я думаю, что в целом Дэйли Блинд был моим самым стабильным игроком с высоким мастерством созидания. Мата тоже качественный и креативный футболист, я был доволен им, потому что у нас был большой недостаток креативных игроков. Вот почему мы играли, как вы называете это, «в скучный футбол». У нас было недостаточно креативных игроков, чтобы повысить темп игры с мячом и использовать больше вертикальных передач. Но это лучше, чем парковать автобус, я считаю.

Мы играли на половине поля противника. Мы во многом были лучше, чем наши оппоненты, но, когда они паркуют автобус, вам необходимы креативные игроки. Вот почему я позволил Ди Марии и Депаю перейти к нам, потому что они были креативными, и я думаю, команде нужно иметь в своём составе как минимум трёх или четырёх креативных игроков, чтобы вскрывать оборону соперника.

Вы не упомянули Уэйна Руни. Тогда он был уже слишком стар?

Я извиняюсь, но он был уже не тот, его время ушло. Но даже несмотря на это, он являлся одним из лучших моих игроков.

Сложно далось решение назначить Руни капитаном? Был ли он единственным выбором на эту роль?

Нельзя сказать ничего плохого о его профессионализме на тренировках или в играх. Его влияние вне тренировочного поля и во время матча на стадионе – это разные вещи. Я назначил его своим капитаном, потому что хотел контролировать жизнь команды вне поля.

Интересно. Возложить на него ответственность, и тогда он…

Я думаю, у нас не всё получилось в этом плане.

Вы сказали, что не понимаете, почему «Юнайтед» имеет столько денег и не всегда платит за игроков. Это из-за того, что Глейзеры не хотят давать денег?

Я не знаю. С Глейзерами ведёт разговоры только Вудворд. Я общался с ними лишь тогда, когда они посещали нашу игру или тренировку. В основном они присутствуют только на топ-матчах, и к счастью, мы выигрывали множество таких, в том числе и против «Ливерпуля».

Что нужно для того, чтобы стать идеальным техническим или спортивным директором?

Прежде всего, вам необходимо понимание игры, методов обучения, опыт в подготовке, обучении молодежи, скаутской работе. Кроме того, вы должны думать структурно. Так что да, вам нужен огромный опыт в футбольном мире. Если вы работаете техническим директором, значит вы заработали себе имя. У вас есть сеть знакомств, которую вы всегда можете использовать.

Одним из претендентов на пост технического директора в «Юнайтед» является Рио Фердинанд. Что Вы думаете об этом? Очевидно, он был хорошим игроком.

Понятие «хороший игрок» не означает «хороший тренер» или «хороший технический директор». Мы видим примерно похожую ситуацию сейчас: Уле Гуннар Сульшер, бывшие игроки, связь со старыми товарищами. Это не всегда хороший выбор. Конечно, такое может сработать, но далеко не всегда.

Вы удивились, что Сульшера назначили тренером на постоянной основе?

Я был очень удивлен, что он получил этот контракт, несмотря на победный старт.

Почему?

Потому что «Манчестер Юнайтед» – один из крупнейших клубов в мире, которому нужен тренер с опытом, а не тренер, который работал с одной или двумя командами на более низком уровне.

Пеп Гвардиола пришёл в «Барселону» после работы со второй командой. Он был очень успешным.

Всегда бывают исключения. Кроме того, он играл центральным полузащитником на высочайшем уровне – эта позиция требует тактической обученности – и он был моим капитаном!

У Вас есть собственная философия: как играл Ваш «Аякс», «Барселона», «АЗ» и «Бавария». Есть ли у «Юнайтед» нечто подобное?

Когда я принимал эту работу, мы никогда не говорили о системе игры или о философии «Юнайтед».

Это стало для Вас сюрпризом?

Да. В других клубах было по-другому. Я всегда говорил об этом.

Когда Вы выиграли Лигу чемпионов с Аяксом, была ли сама игра ключевой для той команды?

Все мои команды были настоящими командами. Я думаю, что «Юнайтед» играл как команда. Когда твоя голова уже отрублена, но ты можешь вдохновлять игроков на тот футбол и стиль, в котором ты хочешь играть… Мы всегда играли по той же системе, но с разными акцентами, в зависимости от соперника.

Если бы Вы начали всё с чистого листа, сколько времени понадобилось бы, чтобы разобраться в «Юнайтед»?

Проблема в том, что ты не можешь требовать столько времени. И фанаты этого не позволят. То же самое будет и с Сульшером – они потребуют результата, несмотря на то, что он бывший игрок «Юнайтед». В футбольном мире вы должны давать результат. Хотя бывшим игрокам выписывается больший кредит доверия.

То есть преуспеть в больших клубах почти невозможно? Я помню Вашу первую пресс-конференцию, Вы в основном говорили: «Этот клуб слишком коммерческий».

Я рад, что Вы помните это. Я думаю, «Юнайтед» должен изменить структуру своей организации, потому что баланс между футбольным и коммерческим отделом абсолютно неправильный. Более того, коммерция даже перевешивает.

Что Вы имеете в виду?

Я говорю о своем опыте. Перед началом сезона я с командой вынужден был отправиться в США, где мы сыграли много матчей за короткое время. Это отличная подготовка с финансовой точки зрения, но не самая лучшая для футбольного тренера. Все были счастливы, кроме меня. В США мы выиграли всё, но первый же матч в АПЛ обернулся поражением от «Суонси». Причина в истощении каждого игрока.

Когда речь заходит о скаутской службе, «Юнайтед» не обладает организацией, поставляющей лучших игроков. Потом вспомним об академии. Нельзя сказать, что подготовка клуба очень хорошая. Сколько игроков проходит через нее?

В «Юнайтед» есть отличный отдел оценки эффективности, и руководит им доктор. Но таким отделом должен управлять опытный технический директор. Необходимо использовать такой отдел не только для основной команды, но и для образования молодежи. В таком случае молодые игроки будут лучше разбираться в философии «Юнайтед», и сделать шаг в первую команду будет гораздо проще. Это важные аспекты, которыми должен заниматься технический директор.

Будучи тренером «Юнайтед», я видел, что качество игроков «Сити», «Тоттенхэма», «Челси», «Арсенала» было лучше. Что я мог сделать? Мы атаковали. Мы не защищались и искали тактические решения, адаптированные к уровню наших игроков.

Например, мы пробовали открывать пространство, и это было чем-то новым в Англии. Я думаю, шесть месяцев назад Клопп тоже прозрел, потому что до этого его команды всегда прессинговали.

Как вы открывали пространство?

Я пытался это делать благодаря скорости Марсьяля и Рэшфорда. Мы не прессинговали сразу, а отступали немного назад (не парковали автобус): защитники находились в центре нашей половины поля, а остальная команда возвращалась к средней линии. Подобное раньше я делал только в «АЗ», также из-за низкого уровня игроков.

Я приспосабливаюсь к уровню своего состава. Иначе никак. Поскольку я не обладал лучшими игроками, они не могли использовать систему для атаки. Посмотрите на «Ливерпуль», например: когда им приходится атаковать позиционно, у них возникают проблемы. Скажем так: больше проблем, чем у «Сити».

Почему?

Потому что Салаху, Фирмино и Мане нужно больше пространства, чем Агуэро, Сане и Стерлингу. Кроме того, в полузащите «Сити» больше креативных полузащитников – все они могут играть на небольшом пространстве. Вот поэтому именно «Сити» – чемпион.

Можете ли Вы назвать любимого игрока, который когда-либо играл под вашим руководством? Не самый лучший, а именно тот, с кем Вам действительно понравилось работать.

Луиш Фигу. Он победитель. Он всегда такой: на тренировках, на поле, в игре. Луис Энрике. Такие игроки мне нравятся больше всего, потому что они очень открыты. Но при этом в них остается дух победителей, а на поле они разговаривают.

Лучшие воспоминания в Вашей карьере?

 

Самый захватывающий момент в футболе произошёл не на тренерской скамье, а на каналах Амстердама. Мы выиграли Лигу чемпионов. Это было фантастически. Вдоль каналов стояло около миллиона человек, старики выглядывали из окон. Фантастика.

Перевод: Антон Фадин, Руслан Копылов

Следите за нами в социальных сетях: Вконтакте \ Telegram \ Instagram