9 мин.

Почему не нужно смотреть финал ЛЧ 2018/19?

Отличник Тоттенхем

Тоттенхем — это ЦСКА на английский манер: ценящий своих игроков, не меняющий эффективного тренера, расчётливый на трансферном рынке, трепетный с молодежью. Хорошист, которому постоянно не хватало наглости, порой они играли слишком интеллигентно. В решающий момент не брали своё — что дома, что в Европе. Но как в жизни, когда одни одноклассники спились, другие обабились, третьи скитаются в творческих поисках, ибо забили на учёбу N лет назад — наступает эра отличника. Который учился и впахивал, пока другие спивались и искали себя, и вот теперь готов задать всем жару.

Лукасу Моуре забыли пояснить, что так не принято, что Тоттенхем всегда должен быть за чьей-то спиной. Сон забыл, что это Кейн, а не он — прима. И великолепный Почеттино. Уже не первый сезон жду, ну когда же он вспыхнет у бровки в духе Юргена нашего Клоппа, ну когда же он даст кому-нибудь по щам (своему ли игроку, чужому, судье, журналисту). Он же как игрок был — в духе Симеоне — провоцировал, демонстрировал яица, выгрызал. А как тренер — внешне — пресней питьевой воды. Может, он как Артемий наш Дзюба — разродится этим долгожданным импульсом в самый нужный момент?

Но пока мы ждали от него эмоций под камеру, Почеттино гнул и гнул свою линию. Футбол его команды — атлетичный и интеллектуальный. Не терпящий суеты. Это очень методичный футбол. Нет, не как академики с тросточками. Это методичное расшатывание чужой обороны через креатив Алли, реактивные фланги, скоростного Сона и силового Кейна. И когда они горели в Амстердаме, мне запомнилось цинично-надменное выражение лица Делле Алле: мы своё возьмём. Вообще-то, у него всегда такое лицо: как у вредной старушки. Дескать, пусть я слаба — но я всегда права. Всегда буду лезть, провоцировать, давить. Можете побить меня, но сломать — нет. «Парниша, положите, пожалуйста, окурки в мусорку».

И вот гнули-гнули они уже сколько сезонов, и, наконец, нагнули. Не то чтобы Тоттенхем был лучше других в этом сезоне. Но удача вернула им все долги. Или не все, остался ещё один последний?

Ливерпуль: всегда живой

Ливерпуль — это воскрешение из мертвых. Это как если бы воскрес спартаковский футбол. Не в том смысле, что в Ливерпуле процветают забегания и стеночки. Сравнение в другом. Ведь спартаковский футбол — это для человека из поколения путинцев — миф, легенда, вроде были игроки (в наше время), были победы (в наше время), но где всё это сейчас, покажите, предъявите? Быль становится легендой, а легенда — мифом.

Этот же процесс мифизации начался и в Ливерпуле после стамбульского финала. Ливерпуль 2010‑х: это великий город, великий стадион и какая-то провинциальная команда. Без должной наглости. Без безоговорочных звезд. С перспективными, а не лучшими тренерами.

Каких-то года три назад и мысли не было, что они бросят перчатку грандам, до последнего будут бороться за чемпионство с перекаченным деньгами Манчестером, сметая на пути красную его половину и по рабоче-крестьянски поддавливая голубую.

Но пришёл батька Клопп и шестерёнки, скрипнув, подались. Вечно критикуемый Хендерсон цементирует, вечно талантливый Сане становится суперзвездой, про Салаха вы всё знаете, раскрываются на 200% Фирмино, Робертсон, Александр-Арнольд. А годами нерешаемая проблема с вратарём и ЦЗ решается просто, в стиле Флорентино Переса: кто там сегодня на рынке лучший вратарь? А самый дорогой защитник кто? Окей, беру обоих.

Это была не покупка футбольного материала для тренера-строителя. Это была декларация: да, мы боремся за первые роли во всех турнирах. Бойтесь. Мы устали 10 сезонов подряд слышать: «Ливерпуль хорош, но ему бы ещё защитников хороших». Мы не хотим, чтобы наш вратарь давал повод смеяться над командой. И мы готовы пойти ва-банк ради решения этих проблем. А на остальных позициях — гений Клоппа и пара-тройка бриллиантов в атаке нам в помощь.

А что Клопп?

Считаю его, по состоянию на 2019 год, отцом мирового футбола. В психологическом смысле. Вчера тут вышла статься Робертсона, который рассказывает, как после некоторых досадных неприятностей Клопп подошёл к нему и крепко обнял. Крепко обнимает Клопп не только Робертсона. Во многих интервью представителей разных его команд Клопп обнимает. Оскаливая зубы на судей и игроков соперника, он и этих бедолаг потом идёт обнимать. И все и всё тонет в его 2-метровых объятьях.

Современный мир — это безотцовщина. Мало кто верит в отца на небе. Никто не верит политикам, начальникам, полицейским и прочей власти. Далеко не всем посчастливилось не то что вырасти, а хотя бы родиться в семье с мужчиной в доме. И отец должен быть не номинальным (который заключается только в том, что лежит на диване, пьёт пиво и смотрит футбол), а настоящим мужчиной — в объятиях которого позволительно утонуть и своему, и чужому; мужчине, женщине, ребёнку.

Клопп — Человек, который наполняет верой. Вот почему все не любят Гвардиолу? Потому что он надменный такой, всегда себе на уме, сука, стремится к совершенству. Лишает своих игроков веры, что они — лучшие. Потому что всегда можно лучше. Но мало кто стремится к совершенству. Ещё меньше таких, которые заставляют совершенствоваться других. И поэтому Гвардиола непонятен, неприятен, он в любой стране будет «не наш». Он — только про победу, но ведь нейтральным зрителям как на рыбалке, главное — процесс. Смотрибельно — чудесное превращение, а не тотальное доминирование.

И Клопп не до совершенства доводит своих игроков, а до такого состояния, что этой банде — сам чёрт не брат. Его ребята заряжены верой в себя. Они верят не в то, что они лучшие, а в то — что конкретно в данный вечер они, если всё сделают как сказал батя, — победят. Потому что батя знает. Вера — это вполне конкретная субстанция, наряду с тактикой и физикой, и Клопп — первый по этому параметру с большим отрывом.

Клопп — не стремится воспитать совершенных игроков. Он даже не стремится побеждать любой ценой. Его сверхспособность в другом — из любого материала, который ему дали, он лепит людей с чемпионским характером. Чемпионский ген не связан с умением в совершенстве владеть мячом и с безупречной тактической выучкой. Чемпионский ген — это такая философия, когда «нам больше надо». Вы — владейте мячом, давите на защиту, убегайте в контратаку. Пожалуйста. Но дальше пройдём мы. Извините, нам больше надо. Простите, пожалуйста, мы вас не боимся.

А если и боимся — за нас лучший в мире стадион и самый широкоплечий в мире тренер. Он за нас горой. Он скажет, что нужно делать — нам только остаётся слушаться и наслаждаться. Не слушаться и повиноваться, а слушаться и наслаждаться жизнью: именно такое чувство в душе, когда Боженька наградил тебя мудрым и настоящим отцом. Или когда ты веришь.

Вот такой вот батька Клопп, если говорить в биллитристическом, а не тактическом смысле.

Финал без проигравшего

Почеттино — тоже из той породы. Хороший генерал — солдату брат. И надменно-циничная улыбка Делле Алле тоже из этой серии: «нам больше надо». Обе команды не упакованы в блестящий фантик, а Тоттенхем – не из числа самых популярных. Но они очень настоящие, очень семейные, где игроки как сыновья, а тренеры — как отцы, а не как надзиратели или как гениальные полководцы. Не миллионеры-наёмники, а банда пиратов.

Именно такие истории мы любим: когда возрождаются легенды и когда вечный неудачник седлает коня. Никому неинтересно, что худой — худой, а трезвенник — трезвенник. Другое дело, если толстый становится худым, а пропойца — примерным семьянином. Если никто звать никак создает старт-ап и ложит на лопатки корпорации (от Майнца до Ливерпуля). Если над тобой стебутся уже на уровне художественных фильмов, а ты вывозишь это всё на хрупких плечах вчерашних юниоров (от «Залечь на дно в Брюгге» до победить в Мадриде).

В этом финале не будет проигравшего. Если Клопп снова оступится в финале — весь футбольный мир и так у его ног. А Тоттенхем уже там, где его никто не ждал. Это приятно знать, что никто не умрёт сегодня от сердечного приступа в порыве негодования.

И это было

В этом сезоне было всё: новый щелчок по носу шейхам из ПСЖ, расчудесная голландская поросль, сломанная немецкая машина, неудержимые (родо)начальники футбола, гениальный игрок против гениального тренера (и торжество команды над игроком), проигрыши фаворитов, андердог в финале. Ненужный Парижу Лукас Моура, выводящий своих в финал. Пролетарский футбол и народная любовь для Юргена Клоппа.

После этого сезона Лиги Чемпионов можно будет сказать потомкам на любое новое событие: «И это было…»

Впрочем, это футбол. Будет и что-то новое. Может быть, сегодняшний финал — это рождение новых смыслов. Вся эта безумная кампания — как взрыв сверхновой, как заключительный аккорд, а впереди — компьютеризация всего и вся, тренеры-статистики вместо тренеров-психологов, тренеры-ботаники против тренеров-стратегов, варварское вмешательство в непредсказуемость результата силами VAR, или, наоборот, новый уровень непредсказуемости и борьба с судейским произволом — силами VAR. Может, нас ждёт доминирование более одарённых физически игроков над более хитрыми, или наоборот. Может, увидим, да и уже видим в командах Гвардиолы новые амплуа: разыгрывающий, фланговый центральный полузащитник, вратарь-гоняла. Что угодно ещё… Возможно, игра уже никогда не будет прежней. Слишком много всего, за что мы любим футбол, произошло в этом сезоне. Но ведь мы любим его за непредсказуемость — значит, эта наша вера в футбол подарит не меньше чудес и дальше.

Но всё-таки есть чувство, будто эта Лига Чемпионово выложилась перед нами на 100%, даже хочется сказать ей: уф, круто, но хватит-хватит. Не так быстро. Давай без тебя в следующем сезоне? Ведь если новый сезон сложится ещё драматичнее — это будет уже сумасшествием. Это будет уже пахнуть теорией заговора и влиянием букмекеров на результат. Это будет слишком. Но, наверняка, следующая кампания будет не такой перчёной — как заишье после бури. И от этого грустно.

Поэтому этот финал — не нужно смотреть

Оставьте в сердце слоты для новой драмы в следующем сезоне. Иначе там после такого финала ничего не останется — всё будет выжжено огнём, который разожгли Клопп и Почеттино.

Ведь английские команды никогда не умеют играть уныло. Обычно они вступают в битву с англо-саксонским чувством превосходства, а потом, когда всё выходит из-под контроля — героически пытаются спастись. Обычно не выходит и за надменность их наказывают — немцы, южноамериканцы и даже русские. Но здесь-то две английские команды друг против друга — так что точно будет весело. И эти английские команды витаминизированы немцами, южноамериканцами и даже африканцами. 

Так что будет вдвойне весело: это вам не тоскливые дни миланской моды и не чопорный королевский бал. Именно в Мадриде, королевском дворце европейского футбола последних трёх лет, две романтичные команды подведут черту под доминированием технико-тактикти. И никаких тебе Моуриньо на тренерском мостике.

Сегодня вечером нас ждут два отца мирового футбола со своими сыновьями. Переживая за которых как будто приобретаешь братьев по ту сторону Ла-Манша. И всегда в финале любого матча Ливерпуля попадаешь в бесконечные объятия Клоппа.

Спасибо тебе, мужик, за вечные ценности в наше пластмассовое время.