«Не нужно бояться промахов». Иан Раш про «Ливерпуль», «Ювентус» и работу с детьми
Люди говорят, что я родился с умением забивать голы, но правда в том, что есть секрет: никогда не бойтесь промахнуться В наши дни на детей оказывается такое давление, что, если они упустят один голевой момент, вы увидите, как они испугаются следующего.
Когда я тренирую, я говорю с ними о времени, которое провел, работая с такими легендами, как Майкл Оуэн в «Ливерпуле».
Я спрашиваю их, если бы у Майкла было 10 шансов, сколько голов, как вы думаете, он забил бы? Они всегда говорят: «девять или десять”.
Это неправильный ответ. Ему повезет, если он забьет пять голов из 10 – и это лучший нападающий в мире. Я всегда говорю им, что упущенный шанс означает, что они уже сделали что-то хорошо, потому что они смогли получить этот шанс.
Не нужно бояться промахов, это помогает вам становиться сильнее.
Забавно, что именно я сейчас учу детей всему этому, потому что раньше я действительно ненавидел тренеров. Я знал о своих способностях. Зачем мне кого-то слушать?
Но, оглядываясь назад, я вижу, что тренеры и менеджеры, за которых я играл, действительно повлияли на меня – начиная с Клиффа Сира, который был моим тренером в «Честере».
Я был таким застенчивым в детстве, но он дал мне уверенность, в которой я нуждался. Я помню, как он отправил меня тренироваться с первой командой, когда мне было 15. Я стоял на поле в окружении взрослых мужчин и думал: «что я здесь делаю? Но, когда после этого, я вышел играть против 15-16 летних, у меня было такое чувство, будто я 10 футов ростом, понимаете? Это было очень легко.
Три года спустя я сидел на встрече с менеджером «Честера» Аланом Оуксом, моим отцом и Бобом Пейсли, который был менеджером «Ливерпуля».
Они согласились заплатить мне 300 000 фунтов за переезд в «Ливерпуль». Это был рекорд для подростка в то время, но я не помню, чтобы чувствовал давление. Боб просто сказал мне сосредоточиться на футболе и оставить все остальное тренерской команде.
Он был очень скромным человеком. Будь вы уборщицей, Кенни Далглишем или новичком в клубе, Боб относился к вам одинаково.
Я быстро понял, что бутрум (комната для совещаний тренерского штаба) – самое важное в «Ливерпуле». Боб Пейсли был менеджером, но, если не было матчей, вы не так часто его видели.
Ронни Моран (внизу, слева) был рупором – он никогда не прекращал говорить. Был Джо Фэган (третий слева), который почти ничего не говорил, но когда он говорил, все слушали. И у нас был Рой Эванс (второй слева), чья работа заключалась в том, чтобы помочь юным игрокам попасть в первую команду.
Все они работали по-разному, но преследовали одну и ту же цель.
Когда один менеджер Ливерпуля уходил, клуб всегда назначал на эту должность человека, связанного с командой. Поэтому, когда Боб ушел на пенсию, его место занял Джо Фэган.
По правде говоря, Джо, скорее всего, даже не хотел работать. Он был простым человеком – он просто хотел жить своей жизнью. Он так много знал о футболе.
Люди называли его «психологом». Помню, как после игры тренеры соперников заходили с ним в раздевалку, чтобы выпить. Они могли проиграть 3:0, и Джо сказал бы им: “Я не могу поверить, что мы победили вас 3:0. У вас отличная команда.”
Он так много их хвалил, что они уходили из раздевалки с таким видом, будто не проиграли 3:0, а выиграли.
Потом, если мы проигрывали, он говорил тренеру соперника о том, как им повезло: “у нас был выходной”, и все в таком духе. Конечно, на самом деле все это были игры разума.
Он привел нас к треблу в своем первом сезоне, но после катастрофы на «Эйзеле» (конфликт между болельщиками «Ливерпуля» и «Ювентуса» во время финала Кубка Чемпионов, погибло 39 человек) в следующем году, он ушел в отставку. Пожалуй, это было слишком.
Через год после ухода Джо я перешел в «Ювентус», где мне пришлось привыкать к другому тренеру. На самом деле, там все было по-другому.
«Ювентус» играл не так, как я привык в «Ливерпуле», и мне это не нравилось. Я чувствовал, что не могу показать свой лучший футбол, играя таким образом. В конце концов, я поговорил с менеджером, Рино Марчези, рассказав ему, каковы мои сильные стороны на поле и как мне нужно играть.
Его ответ?
«Одному человеку легче адаптироваться, чем 10”.
Конечно я забил 14 голов в сезоне, когда я был там, но я не был доволен тем, как мы играли. И если вы несчастливы вне поля, вы не сможете показать свои лучшие качества на нем.
Вне футбола все было ненамного проще. Помню, как однажды после тренировки я попытался открыть счет в банке. Я не говорил по-итальянски, а они не говорили по-английски. Обычно, игрокам помогают делать все это, но в «Ювентусе» я должен был сделать все сам.
Нет никаких сомнений, что поездка за границу пошла мне на пользу. По правде говоря, это сделало меня лучшим игроком, чем я был.
Я был в «Ювентусе» мальчиком, а вернулся мужчиной.
Но ничто не могло подготовить меня к тому, что случилось в «Хиллсборо» через год после моего возвращения в «Ливерпуль». Мы могли видеть, что происходило в тот день. Это то, что никто из нас никогда не забудет.
Мы все любим футбол, но он уходит на второй план, когда вы видите такое, понимаете?
Однако я понял, что футбол все еще может стать для нас способом помочь болельщикам. Люди говорят, что забить гол перед Копом (трибуна) – это невероятный опыт, и это правда. Но после «Хиллсборо «было совсем другое – было невероятно видеть их лица, их радость, когда забиваешь гол.
Видеть их счастливыми и чувствовать, что вы даете им что-то взамен... вот что помогло мне продолжать играть.
Я люблю футбол – это моя жизнь – поэтому, когда мои ноги сказали мне, что я больше не могу играть, я знал, что должен найти способ остаться в футболе. Я играл за «Рэксхэм» и был очень удивлен, когда менеджер резервной команды, Джой Джонс, взял меня на тренировку.
Стою там, говорю игрокам: «Делайте это, делайте это.”
Джо говорит: «Притормози. Эти люди не могут этого сделать. Вы должны научить их, как это сделать.”
Я всегда делал это автоматически. Я думал, что все могут так же.
Люди, казалось, удивились, увидев, что я пошел в коучинг. Помню, как учился на первом курсе в Аберстуите. Мы жили в студенческом общежитии, и, когда я первый раз зашел туда, люди постоянно спрашивали меня, что я тут делаю, а я каждый раз отвечал: «То же, что и вы. Я здесь, чтобы учиться.”
Вы понимаете, что вы начинаете все заново – что вы должны пройти весь путь наверх еще раз. И только когда вы добиваетесь успехов, вы становитесь более уверенными в том, что вы делаете.
Я сделал все это как игрок. Мне нужно было сделать то же самое, только уже в роли тренера.
Я был тренером в «Ливерпуле» и руководил Уэльсом до 17 лет, когда мне предложили мою первую управленческую роль в профессиональном футболе в «Честер Сити», где я начинал как игрок.
В то время они были в нижней части второй лиги, поэтому, когда я попал в команду, моя работа заключалась в том, чтобы оставить их в Лиге. Я несколько раз видел, как они играют, поэтому знал, что они стараются играть в хороший футбол. Но они должны были научиться защищаться.
После проигрыша моей первой игры мы не проигрывали два месяца. А потом, председатель приходит и говорит: “Мы хотим выйти в плей-офф.” Клуб только что продал двух моих лучших игроков, и теперь он хочет, чтобы мы вышли в плей-офф?
Через восемь месяцев я покинул клуб. Последней каплей стало увольнение председателем моего помощника. Это был опыт, который научил меня, насколько важно тренеру иметь хорошие отношения с председателем.
Весь этот опыт отпугнул меня. После этого мне предложили другую работу, но я почувствовал, что хочу пойти другим путем.
Когда вы менеджер, вы работаете 24/7, независимо от того, где вы работаете. Вы можете получать больше денег, если вы будете тренировать «Ливерпуль», а не «Честер», но в остальном это то же самое. Вы все еще заняты 24 часа в сутки.
Так что я понял, что работа главным тренером не для меня, но я все еще хотел давать что-то футболу. И я знал, в чем я хорош: работать с молодыми нападающими, которым я могу передать свои знания и сделать их лучше.
В моей работе в FAW Trust (благотворительная организация, отвечающая за развитие футбола в Уэльсе, от низкого уровня до национального) я могу использовать свой опыт, чтобы помочь детям учиться и обретать уверенность.
Когда мы тренируем завершение, речь идет о том, чтобы дать им варианты. Оббежать вратаря, перебросить, или обыграть. Это нужно им, чтобы выбрать правильный вариант в нужное время. И не бояться промахнуться. Вот в чем секрет.