Лобановский, PlayStation и 8 секунд, которые решают: Рангник ищет идеальный подход к футболу
От редакции Sports.ru: привет! Вы в блоге Английский завтрак. Да, здесь много Англии, но не только. Ловите перевод колонки главного тренера «РБ Лейпциг» Ральфа Рангника для Coaches’ Voice. – о том, как одна встреча может изменить представление о футболе.
У нас не было книг. Не было упражнений. У нас даже не было словарного запаса для описания того, что происходило на поле. Но мы знали, что это – будущее. И мы должны были в этом разобраться.
Тогда я был игроком-менеджером в шестом дивизионе, в составе «Виктория Бакнанг», который базируется недалеко от Штутгарта. Мы были не очень хороши, но нам очень повезло: в холодный февральский день в 1983 году мы случайно столкнулись с гением.
Киевское «Динамо», команда легендарного тренера Валерия Лобановского, находилась в тренировочном центре неподалеку и нуждалась в сопернике для товарищеского матча. Через несколько минут после начала игры, когда мяч вышел за пределы поля, мне пришлось остановиться и сосчитать их игроков. Что-то было не так. У них что, на поле было 13 или 14 человек?
Раньше я играл против ведущих команд – мы, конечно, всегда проигрывали им – но они, по крайней мере, давали вам время от времени передышку. Из всех, с кем я сталкивался, Киев был первой командой, которая систематически давила на нас.
Это было мое футбольное прозрение. Я понял, что можно играть по-другому.
Пару лет спустя я был назначен тренером любительской команды «Штутгарта». Там я познакомился с опытным инженером-конструктором, который самостоятельно изучил футбольную тактику и стал первым менеджером в Германии, внедрившим Ballorientierte Raumdeckung – систему, сочетающую зонную оборону с агрессивным прессингом.
Его звали Гельмут Гросс. Мы начали писать учебные пособия вместе. У нас были друзья в Италии, присылавшие нам видеозаписи главного тренера «Милана» Арриго Сакки. Мы останавливали и перематывали ленты так часто, что оборудование сломалось.
В 1998 году я был главным тренером «Ульма» во втором дивизионе и выступал по телевидению, чтобы рассказать о преимуществах игры с четверкой защитников в линию (flat back four – Sports.ru). В стране, которая подарила миру такое амплуа как либеро, это считалось новинкой. Многие этого не одобряли. «Тактика – это что-то для плохих игроков», – говорил Феликс Магат.
К счастью для бундеслиги, сейчас эта точка зрения изменилась. Многие команды, с которыми играет «Лейпциг», используют прессинг. Многие вещи, которые были революционными тогда – 10 или 15 лет назад, – сейчас стали нормой.
Но различия все еще есть. Недавно мы стали свидетелями возвращения системы 3-5-2 и более частого использования персональной опеки.
Иногда команды припарковывают два автобуса перед своей штрафной и вынуждают нас много владеть мячом, что затрудняет использование скоростных качеств и создание четких возможностей для забивания голов. Если у вас слишком много владения – ваша игра напоминает гандбол. И в итоге вы ничего не добьетесь.
Мы готовы использовать рискованные пасы, даже если их могут перехватить, потому что это открывает нам возможность атаковать вторым темпом.
Самое интересное для меня – видеть развитие и ускорение переходных моментов игры: когда атака переходит в оборону и наоборот. Так много всего происходит через 8-10 секунд после того, как мяч выигран или потерян. Эти моменты решают игры, и большая часть нашего обучения посвящена синхронному движению игроков.
Пять лет назад я бы подумал, что невозможно, чтобы тренер по легкой атлетике сказал мне на тренировке, сколько метров моя команда должна пробежать сегодня и как быстро. Но это то, что происходит сейчас. В прошлом вам приходилось доверять своим глазам и интуиции менеджера, чтобы найти правильную дозировку. Теперь это немного похоже на аренду автомобиля: вам подскажут, сколько топлива в баке и каков ваш пробег. Тренеры по легкой атлетике планируют каждый день недели с точки зрения интенсивности. Мы получаем от них подсказки.
Если вы хотите увеличить скорость своей игры, вы должны развивать ум, а не ноги.
Развитие означает ускорение получения информации, ускорение ее анализа, ускорение принятия решений и ускорения действий на поле. В Лейпциге мы работаем над увеличением объема памяти и скорости обработки информации. Например, мы помещаем игроков в Soccerbot – машину, которая имитирует предыдущие игры и позволяет игрокам переживать ключевые моменты матчей. Это футбол для PlayStation, но ногами. Игрокам так нравится, что нам трудно заставить некоторых остановиться.
Я бы сказал, что я стал немного спокойнее как менеджер. Я узнал, что многие ошибки происходят из-за слишком эмоциональной реакции во время игр, потому что вы были в восторге от игры своей команды или, наоборот, злились.
Важно сохранять равновесие и беспристрастно смотреть игру, анализировать, что на самом деле происходит, и смотреть, что нужно изменить.
Опыт также научил меня, что игрокам нужны четкие правила. Но недостаточно сказать им, что они не могут и должны делать. Вы должны убедить их, что соблюдение правил работает для них. Все в раздевалке должны поверить в это. Игроки должны помогать друг другу не сбиваться с пути, ведь тренер не может контролировать все. Давление сверстников на игрока сильнее давления босса.
Правила должны относиться и к менеджеру. Вы должны постоянно практиковать то, что проповедуете.
Мне сейчас 60, и я благодарен, что у меня есть собственный офис – в основном, чтобы избежать музыки, которую они включают в раздевалке перед играми. Если бы я был футболистом, то эта музыка была бы слишком громкой для меня. Но кроме музыкальных вкусов, у меня есть сильная связь с моими игроками. Как только вы перестанете понимать их, их страхи и стремления, вы должны перестать управлять ими. Мне повезло, что у меня есть два сына этого же возраста.
Я считаю своим долгом помочь им справиться со всеми искушениями и фальшивой реальностью, с которой они сталкиваются, когда молодые люди зарабатывают много денег. Главное – относиться к ним как ко взрослым, даже если некоторые из них все еще подростки или ведут себя так, будто они находятся в периоде полового созревания. Вы должны объяснять вещи логически – объясните им, почему такие вещи, как питание или сон, важны для их благополучия и работы.
По большому счету в Лейпциге все твердо стоят на ногах, это довольно разумные парни. В некоторых областях немецкого футбола наблюдается ностальгическое стремление к более сумасшедшим персонажам, по типу парней, которые выбираются из тренировочных лагерей, чтобы превратить ночь в день с вечеринками. Но эти дни прошли.
Физические требования изменились – теперь игроки, которые ведут себя таким образом, не могут хакнуть игру. Футбол стал настолько быстрым и безжалостным, что только спортсмены в пиковом состоянии добиваются успеха.
Тактика, физическая форма и правила очень важны, но они являются лишь средством для достижения цели. Моя работа – улучшать игроков.
Игроки следуют за вами как менеджером, если чувствуют, что вы делаете их лучше. Это самая большая, самая искренняя мотивация.
Фото: Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein, Sebastian Widmann / Stringer; globallookpress.com/ULMER Pressebildagentur, via www/www.imago-images.de
Очень хочется с вами поговорить!