«Если б мог, взял бы в этот «Спартак» Титова, Видича и Тихонова». Максим Калиниченко – о проблемах «Спартака»
За время работы Олега Кононова «Спартак» откатился от борьбы за чемпионство до обороны пятого места, дающего право сыграть в Лиге Европы. О проблемах команды, расхождении слов тренера с поступками и возможном усилении еженедельнику «Футбол» рассказал экс-игрок красно-белых, двукратный чемпион России в составе «Спартака» Максим Калиниченко.
— За то время, что «Спартак» тренирует Олег Кононов, видите какие-то плоды работы штаба, зачатки той игры, которую он хочет поставить?
— Я не знаю, чем именно в «Спартаке» занимались на сборах, поэтому с уверенностью не могу сказать, насколько удается то, что Кононов задумывал. Другое дело, что в интервью он немало говорил, что хочет вернуть спартаковскую игру: кружева-стеночки-забегания. Я уже тогда к этому скептически относился, потому что кружева ради кружев — не совсем то, что нужно. Надо быть более реалистичным: отталкиваться от того материала, который есть, и в короткий срок пытаться сделать боеспособный коллектив из этих футболистов. Игра игрой, но надо достигать результата. А когда нет ни того ни другого, такое никого не устраивает. Сейчас игру «Аякса», можно назвать спартаковским футболом: короткий пас, выход из обороны через пас, стеночки и забегания. Но надо понимать, что это не нынешний «Аякс» такой — он в принципе играет так. Там система, которая работает много лет и на выходе дает команды, как нынешняя. А мы хотим получить за три-четыре месяца что-то похожее. Чудес не бывает! На то, что делали в свое время Романцев, Бесков или Старостин, уходили годы. Плюс мучительный труд по подбору игроков, которые могли бы все это исполнять.
— Из той обоймы футболистов, которая есть сегодня у Кононова, многие ли способны играть в так называемый спартаковский футбол?
— Тяжеловато с подбором игроков. Если бы Кононов при всем том, что он декларировал, оставил бы Еременко, Попова и Джано, ему было бы полегче. А так у него очень мало креатива в центре поля. На одного Фернандо надеяться? Но если, к примеру, с «Енисеем» бразилец неплохо себя показал в этом плане и был связующим звеном между обороной и атакой, то в следующей игре в Туле подобного и близко не было. А Гулиев и Глушаков с такими обязанностями не справляются. Кадровый потенциал «Спартака» не соответствует декларированию конечного продукта. То есть я не понимаю, как с этими игроками — не говорю о том, плохие они или хорошие, а имею в виду определенный набор их футбольных качеств, — можно показывать тот футбол, который хочет видеть Кононов. Вопрос другой: почему тренер отпустил тех, кто мог помочь ему в постановке такой игры.
— Насколько в современном футболе есть смысл привязываться к определенной схеме? При Кононове «Спартак» не отходит от 4+4+2. Как считаете, всегда ли необходимо отталкиваться от конкретной расстановки или варьировать ее в зависимости от соперника?
— Я не думаю, что Кононов настолько примитивен. Он довольно гибкий в плане тактики тренер. Сейчас он отталкивается от 4+4+2, которая, хоть и подзабыта, остается одной из самых универсальных. Она позволяет насыщать практически все зоны на поле, так что в них редко появляются провалы. Я считаю, применением этой схемы Кононов пытается компенсировать недостаток тактической выучки некоторых игроков.
— Но, по сути, почти таким же составом «Спартак» не так давно завоевал чемпионство. Ощутимая потеря лишь одна — Квинси Промес.
— Да, Промес, конечно, значимая потеря. Но чемпионский состав Карреры уже был немолодой. Надо понимать, что прошло два года. То, что Массимо сумел выжать из того состава, сегодня уже не дается. Влилось достаточно много молодежи, но она не показывает футбола, которого от нее ждут. Те же Гулиев, Мелкадзе, Рассказов… хотя к последнему, наверное, меньше всего претензий. Объективных причин того, что мы не имеем чемпионских игры и состава, — масса, но это вопрос не к футболистам, а к менеджменту клуба, который набирал этих игроков под задачу стать чемпионами.
— Одним из первых среди молодежи, кто получил место в основе, стал Александр Ломовицкий. В играх он пока не слишком проявляет себя. Чем он мог заслужить доверие тренера?
— Ломовицкий показывал хороший футбол в «Спартаке-2». Не скажу, что пристально за ним следил, но у него была очень неплохая статистика: он забивал, отдавал, был лидером лиги по удачным обводкам. У него есть скорость, выносливость, это достаточно мощный игрок. Но что произошло с ним в основной команде — я не берусь судить. Тут у него нет ни удара, ни скоростью он не пользуется, ни обводки не проходят. На сегодня он выглядит слабейшим по обводкам среди атакующих полузащитников. Его лучшие качества не находят применения должным образом. И так происходит не только с ним.
— Другим из тех, на кого возлагали надежды, был пришедший из «Динамо» Александр Ташаев. Как оцениваете его переход, насколько его уровень подходит амбициям «Спартака»?
— Ташаева купили, скорее всего, на волне эйфории после удачного трансфера из «Динамо» Романа Зобнина. В принципе, неплохой трансфер с той точки зрения, что футболист молодой, с российским паспортом и имеет лидерские задатки, которые показывал в «Динамо». Опять же, что с ним сейчас — судить не берусь. Да, это не тот человек, который подходит, условно говоря, под стенки-забегания, но сейчас и команда в целом не готова так играть. Ташаеву не так много времени дают на поле. Но есть тот же Мелкадзе, которому доверяет тренер, — и что он показывает? Это катастрофический футбол. Не потому что я плохо отношусь к Мелкадзе — я отношусь ко всем одинаково и говорю лишь то, что вижу. Они все могут быть отличными ребятами, но на футбольном поле это не работает — нужно играть, доказывать, за что тебя взяли в «Спартак». Такое ощущение, что многие не понимают, куда они попали. Это почему-то ушло на второй план за всякими склоками. «Спартак» превращается в какой-то базар-вокзал.
— Какое впечатление оставляет первый новичок при Кононове — бразилец Айртон?
— Двоякое. С одной стороны, хорошо выполняет функции в нападении, удачно и активно поддерживает атаку, но есть большие проблемы при действиях в обороне в плане игры один в один и выбора позиции. За счет скорости он компенсирует свои минусы, но в том же матче с «Арсеналом» провалился со сноской на то, что действовал не на своем фланге.
— Кононов экспериментирует с Фернандо, передвинув его из опорной зоны на позицию под нападающими. Насколько оправданным выглядит такое решение?
— На мой взгляд, Фернандо — единственный из всей обоймы полузащитников, не считая молодого Игнатова, кто обладает креативным мышлением, может что-то придумать, обострить, отдать хороший предпоследний пас. Кроме него есть только Ханни — еще один игрок, который никак себя не найдет. Хотя он тоже способен отдать последнюю передачу, иногда хорошо взаимодействовал с Зе Луишем, но лишь эпизодически. Глушаков — отдельная история: он в силу разных причин не может набрать ту форму, которая позволяла ему быть лидером в чемпионском сезоне. Получается, что другого плеймейкера, кроме Фернандо, в «Спартаке» нет.
— Но если Фернандо действует ближе к атаке, то он не может пользоваться своими фирменными дальними передачами.
— А если ставить его одним из опорных хавбеков, чтобы он разгонял атаки, то выше, в зоне инсайдов, не будет никого, кто мог бы продолжить. Такой парадокс. Фернандо может отдать дальний пас, но длинные передачи в философию Кононова не входят. Мы опять возвращаемся к тому, что в «Спартаке» есть набор футболистов, которые не могут воспользоваться своими сильными качествами.
— Двоякое ощущение оставляет игра Мельгарехо: иногда он кажется очень полезным, но его ругают за плохую реализацию. Есть ощущение, что ему до сих пор не нашли оптимальной позиции. Как вам парагваец?
— По Мельгарехо у меня есть свое мнение: это интересный футболист, у него хорошие скорость, техника, он очень прыгучий и обладает универсализмом. Но как раз универсализм и является его бедой. Потому что игроки такого плана, как Мельгарехо, могут заткнуть любую дыру, а затыкая дыры, футболист готов сыграть везде усредненно. Когда парагваец исполняет левого или правого атакующего полузащитника, у него появляется яркость. Либо он может сыграть левого защитника против слабого соперника, который позволит ему ходить вперед. Но у него очень большие проблемы с завершением, с ударом. Тем не менее, на мой взгляд, в сегодняшнем «Спартаке» он является одним из самых качественных игроков.
— Еще один парадокс — линия нападения: Луис Адриано и Зе Луиш на бумаге кажутся лучшей парой форвардов в РПЛ, но на деле от них хочется большего. Могут ли они плодотворно играть в паре, не дублировать друг друга?
— Я не сказал бы, что у них не получается. Просто Луис Адриано показывает хороший футбол тогда, когда у него есть мотивация. Это всем свойственно, но для некоторых игроков в меньшей степени, а у Адриано это очевидно. Если он мотивирован и настроен, он рвет и мечет, если нет — отходит вглубь, пытается быть плеймейкером, но в основном старается заработать штрафной, подставиться и дает мало объема. Зе Луиш забил больше всех в команде, он делает что может: борьбу вверху навязывает, в свободные зоны открывается. Они с Адриано не дублируют друг друга, бразилец любит и может играть в оттяжке. На мой взгляд, конечно, Луис Адриано — центральный нападающий. Но имея Зе Луиша — высокого, прыгучего, умеющего навязать борьбу, — нет ничего страшного в том, что бразилец опускается чуть ниже. Все упирается в общее состояние команды.
— Полузащита — самая проблемная линия «Спартака»?
— Нельзя выделить какую-то одну проблему, в команде их целый комплекс. Надо вспомнить, что «Спартак» — это великий клуб, великая команда. Вспомнить всем — от низов до самых верхов. И болельщикам, которые кого-то поддерживают или не поддерживают, тоже нужно вспомнить, что клуб всегда нуждается в их поддержке. Понимаю, что тяжело, все устали от этих результатов и от того, что происходит. Я тоже болельщик и тоже устал, но я далек от того, чтобы ненавидеть всех вокруг.
— Если думать о следующем сезоне, какие позиции в первую очередь хотелось бы усилить по общему впечатлению?
— Тут надо от обратного пойти: а какие позиции на сегодняшний день не требуют усиления? (Смеется.)
— Хорошо, пойдем от обратного: кого из нынешних игроков нужно сохранить в первую очередь? Кто достоин быть костяком и способен бороться за чемпионство?
— Не открою секрет, если скажу, что Зобнин — это на сегодня полкоманды. Джикия — лидер обороны. Рассказов — молодой, перспективный, у него есть потенциал и голова на плечах. Я считаю, что это лидеры по игре. Не знаю, надо ли их обязательно оставлять, но к ним по игре меньше всего вопросов. Все остальные — под дамокловым мечом: любого могут как продлить, так и продать. Другой вопрос, кого собираются брать и кто будет этим заниматься. Нужно приводить в чувство вратарей, потому что все трое потенциально значимы для команды, в том числе Ребров, который, хоть и не претендует на роль первого, но обладает опытом и многому может научить. А еще Кутепова пора возвращать на тот уровень, который позволял ему играть в сборной.
— Игровой вопрос: если представить, что вы имеете возможность усилить «Спартак» и взять с собой троих футболистов из «Спартака» ваших лет, кого бы пригласили?
— Если только троих, пускай это будут Видич, Титов… (Пауза.) Ах, сколько ж много людей достойнейших! Кого бы взять третьим?..
— Можем исходить из качеств, которых этому «Спартаку» не хватает. Видич, как я понимаю, надежность в обороне, Титов — креатив, о недостатке которого вы говорили. Может быть, нужен еще лидер раздевалки, обладающий боевым духом и умеющий зарядить партнеров? В ваше время кто это был?
— В мое время вся команда была с духом, в том-то и дело! Надо было этот дух еще обуздать. Пускай третьим будет Тихонов — олицетворение всего хорошего среди болельщиков, лидер и на поле, и в раздевалке, способный объединить фанатов и команду. Плюс сам по себе потрясающий футболист, который входит в топ тех, с кем я играл. Если брать фланговых игроков — там у «Спартака» сейчас есть проблемы, — сразу приходит на ум Дима Парфенов, очень умный, техничный, умеющий все и с которым всегда приятно было играть. Несмотря на невысокий рост, он и вверху мало кому уступал и даже центрального защитника иногда исполнял.
— Кажется, что в «Спартаке» не хватает эмоций. Откуда их брать игрокам, если тренер по характеру достаточно спокоен?
— Мы не знаем, насколько Кононов спокоен в раздевалке и на тренировках. Мягкий тренер в принципе не дошел бы до таких клубов, как «Краснодар» и «Спартак». Тут нужно априори быть жестким. Почему нет эмоций — другой вопрос, и он, конечно, адресован к тренеру. Он должен находить слова, чтобы эти эмоции привнести. Но футболист, который играет без эмоций в «Спартаке», при таких болельщиках… Тяжело сказать, почему так происходит.
— Тренера стоит оставить, даже если команда не попадет в Лигу Европы?
— Трудно сказать, но я не большой сторонник частой смены специалистов, хотя в моей карьере их было достаточно. Тренерская чехарда точно ни к чему хорошему не приводит.
Все равно если пролетим мимо ЛЕ,можно хоть дать поиграть по настоящему талантливым молодым типа Умярова, Игнатова,Маслова и Поплевченкова, а не блатным агентским проектам Ломовицкому и Мелкадзе.
Но это не про Федуна...