«Бразильские тренеры губят таланты». Откровения главы селекционной службы «Шахтера»
Португалец Жозе Боту, перешедший в «Шахтер» из «Бенфики», где проработал 11 лет, говорит о трансферной политике донецкого клуба, о проблемах бразильского футбола, о скаутских пари на футболистов, о Витцеле, Азаре и Неймаре.
- Нападающий сходу скажет, сколько забил за карьеру. А вы как скаут сможете назвать, с каким числом игроков из указанных вами клубы подписали контракты?
- Даже не представляю (смеется). Восемь в «Шахтере», и, может быть, 25-30 в «Бенфике». Ни разу не считал.
- «Шахтер» много лет ориентируется на бразильский рынок, но с недавних пор стал усиливать состав молодыми футболистами, многим из которых нет 20. Почему?
- Эта тенденция, усилившаяся с моим приходом, связана с тем, что клубу пора обновлять состав. Мы думаем уже не об этом или следующем сезоне, а о будущем, о перспективе 2-3 лет и покупаем игроков второй волны («segundos jogadores») с расчетом на то, что они в дальнейшим заменят сегодняшних лидеров.
- Вроде бы у «Шахтера» есть деньги для того, чтобы приобретать главные бразильские дарования, но почему такие игроки, как Винисиус Жуниор, Родриго, Лукас Пакета, по-прежнему предпочитают другие, более известные и титулованные европейские клубы?
- Наша ставка - на игроков второй волны с потенциалом к росту. Проблема в том, что более развитые футболисты… когда я говорю «более развитые», подразумеваю регулярную практику в основном составе, так вот… цена на них резко подскакивает. Мы не готовы выкладывать такие астрономические суммы.
- При том, что «Шахтер» имеет возможность их выкладывать. Верно?
- Да, но это не наша политика. Не представляю, чтобы мы заплатили 30-40 млн. евро за какого-нибудь игрока. Кроме того, такие ребята сразу попадают в орбиту внимания клубов из более привлекательных чемпионатов, которые готовы потратить те же деньги. Пакета, например, выбирая между украинской и итальянской лигой, конечно, остановится на последней, что абсолютно нормально. Поэтому «Шахтер» работает на опережение, подписывая контракты с игроками, которые еще не приобрели тот статус, о котором мы сейчас говорили.
- И это огромный риск…
- Разумеется.
- Ставка «Шахтера» на молодых бразильских футболистов отвечает вашим взглядам на вопросы селекции?
- Сейчас Бразилия – главная мировая фабрика талантов. Бразильцы играют в лучших клубах Европы, имеют представительство на всех позициях. Бразилия продолжает производить таланты, и я надеюсь, что никогда не остановится. Бразильский футболист, исходя из своих технических характеристик, идеально вписывается в атакующую философию «Шахтера», поэтому бразильский рынок – наш приоритет. Я хорошо знаю юношеские сборные Бразилии от U16 до U20. Там есть масса футболистов, которые интересны «Шахтеру», но я бы не хотел распространяться на эту тему (смеется).
- Почему в «Шахтер» никогда не переходили бразильские вратари и защитники?
- По правилам украинского чемпионата, в основе должны выходить как минимум четыре местных футболиста. Традиционно это защитники. Креатив «Шахтер» ищет за границей. Но это не значит, что клуб никогда не пригласит бразильского вратаря или защитника, если возникнет такая необходимость.
- А о приглашении тренера-бразильца в «Шахтере» задумывались?
- Не забывайте, с клубом долго и успешно работал один тренер - Мирча Луческу. Потом его сменил Фонсека, который также отлично справляется со своими обязанностями. Речь о бразильских тренерах никогда не заходила, и, по правде говоря, они имеют не самую лучшую репутацию в Европе.
- Заслуженная дурная слава?
- Взгляд из Европы: бразильские клубы по-прежнему играют в сверхатакующий футбол, но за последнее время многие тренеры порвали с корнями, вывернув наизнанку суть бразильского футбола. Это тренеры оборонительного толка, думающие в первую очередь о том, как не пропустить. Они губят таланты. За исключением Ренато Гаушо, Фернандо Диниза и Тиаго Нунеса, в Бразилии не осталось специалистов, в приоритете у которых современный футбол, контроль мяча, прессинг, а это, как мы знаем, и есть ДНК бразильского футбола.
- В недавнем времени бразильцы создавали «Шахтеру» негативный имидж. Поведение группы игроков, среди которых были Фернандо, Дуглас Коста, Луиз Андриано и Тайсон, критиковали даже соперники. Бразильцы, которые сейчас составляют костяк «Шахтера», другие?
- Я всегда вспоминаю фразу португальского тренера Жозе Марии Педрото: «Один бразилец – хороший футболист, но больше трех – это уже школа самбы». В «Шахтере» сейчас 12 бразильцев [Исмаили, Майкон, Алан Патрик, Дентиньо, Маркос Антонио Баия, Веллингтон Нем, Тайсон, Фернандо, Матеус Тете и Маркиньос Сиприано, плюс натурализованные украинцы Марлос и Жуниор Мораес], и проблем нет. Их 12, но они не замыкаются в своей группе. Блестящие профессионалы. Наша главная забота состоит в том, чтобы новички быстрее адаптировались. Для этого у нас даже есть специальная служба поддержки на португальском языке.
- Первый из бразильцев, который уйдет из «Шахтера» за большие деньги?
- Не хотел бы называть имен. Все наши молодые бразильцы обладают потенциалом для того, чтобы заиграть в лучших клубах Европы. Терпение и время. Напомню, что Маркос Антонио Баия и Тете еще юниоры, 18 и 19 лет, соответственно. При том, уверен, их ожидает большое будущее.
- Приходилось ли вам разочаровываться в бразильском футболисте, ком-то, кого вы вели, кто нравился, кого вы, возможно, предложили в клуб, но он не оправдал ваших надежд?
- Такое было, конечно, но я опять предпочел бы не конкретизировать. Лучше скажу о бразильских топ-футболистах, которые не заиграли так, как я от них ждал. Это Коутиньо и Неймар.
- В чем причина?
- Сложно судить. Ведь я не работал с ними. В плане техники, тактической подготовки эти игроки не уступают Месси и Криштиану Роналду, может, даже превосходят их. Но, к сожалению, они не смогли полностью реализовать свой потенциал.
- Что может оказать благотворное влияние на развитие бразильского футбола?
- Возвращение к истокам, ставка на атакующий футбол, который лучше раскрывает индивидуальные черты местных игроков. Это не так сложно сделать. От этого бразильский футбол выиграет. А пока мне больно… Я недавно смотрел, как играет сборная Бразилии U-16 и не верил глазам. Эта команда умудрилась настроить против себя зарубежных болельщиков, которые обычно поддерживают бразильцев. А все из-за того, как она играла. Я бы сказал, что это Испания была Бразилией, а против Испании вышла команда четвертого дивизиона, которая только била по ногам.
- Из бразильских клубов какой ближе всего соответствует вашей философии и принципам работы?
- Я не так хорошо знаком с бразильской реальностью, не так много мест посетил, но есть один клуб, который я выделяю для себя – «Атлетико Паранаэнсе». Условия работы, база, ну и, главное, сам футбол. Это действительно похоже на то, как должна играть команда из Бразилии.
***
- Скауты завидуют друг другу?
- Нет. Из всех футбольных профессий наша самая дружная. Мы вместе путешествуем, постоянно обмениваемся идеями.
- Верится, честно говоря, с трудом.
- В тренерской среде обстановка другая. Там сплошные подколы, и отношения и впрямь не самые хорошие, но у скаутов не так. Я приобрел множество друзей в этой профессии. По сути, они стали моей второй семьей.
- Как правило, люди, чья работа заключается в высказывании собственного мнения, высокомерны. Ощущаете себя высокомерным человеком?
- Нет, но надо быть непоколебимым и уверенным. Кто-то сочтет это за высокомерие. На самом деле по своей природе скауты не высокомерные люди. Наоборот. Доступные, приветливые и, вопреки распространенной точке зрения, умеют прислушиваться к чужому мнению. Наша работа связана с оценкой потенциала игроков, и мы несем ответственность за миллионные сделки.
- Вы часто заключаете пари с другими скаутами на предмет того, заиграет ли футболист в том или ином клубе?
- Всегда, если наши мнения расходятся.
- И всегда выигрываете?
- Не только (смеется). Была история с Данте. Никогда бы не подумал, что этот защитник, который тогда играл за бельгийский «Стандард», совершит такой скачок и уж тем более дорастет до уровня сборной Бразилии. Заключил пари с коллегой и проиграл. Все это не означает, впрочем, что Данте – хороший защитник (смеется). В то же время, посмотрев, как играет 16-летний Азар, я сразу понял, что он станет лучшим из лучших. Не все мои коллеги так думали.
- Ваш главный скаутский успех?
- В плане доверия ко мне со стороны клуба [«Бенфики»], думаю, Витцель. За какой-то год его цена выросла во много раз.
- А неудача?
- Джуричич. До сих пор не могу себе простить эту ошибку.
- Почему он не заиграл в «Бенфике?»
- Возможно, психология. Иногда футболисты, провалившиеся в Португалии, с успехом продолжают карьеру в других странах. Это своего рода утешение для нас, скаутов. Лука Йович, например, с успехом выступает за «Айнтрахт». А Джуричич после «Бенфики» не заиграл нигде. Хотя это невероятный талант. Техника, понимание игры, но…
- Случалось так, что приходилось уговаривать руководство португальского клуба купить игрока?
- Да. Тот же Витцель. «Бенфику» отпугивала цена за малоизвестного футболиста [8 млн. евро].
Goal.com
Действительно, какое отношение Шахтёра к ЧУ?