Продажа Коутиньо – лучший трансфер в истории «Ливерпуля». У Филиппе последний шанс доказать обратное
Вадим Лукомский – о проблемном суперприобретении «Барселоны».
В январе 2018-го «Барса» заплатила 120 млн евро (плюс 40 млн потенциальных бонусов) за Филиппе Коутиньо. «Ливерпуль» без бразильца рвется во второй финал Лиги чемпионов подряд и в топ-3 лучших команд в истории АПЛ. А «Барса» точно не приобрела «нового Иньесту» (как изначально планировалось).
Роль Коутиньо в «Ливерпуле» предвещала проблемы в «Барсе»
Позиции и функции Коутиньо в «Ливерпуле» периодически менялись, но в глобальном смысле мы видели две абсолютно разные версии Филиппе:
1) Коутиньо – левый полузащитник. Много смещений в центр, практически неограниченная свобода и запредельное количество дальних ударов.
2) Коутиньо – центральный полузащитник. Созидание из глубины, креативные решения, но проблемы в этой зоне, когда команда обороняется.
«Барса» не могла дать ему ни одну из этих удобных ролей. Чтобы понять почему, разберемся в них подробнее.
Стартуя на левом фланге, Коутиньо на деле получал свободу и много времени проводил в центре. «Мне нравится эта позиция, – объяснял бразилец. – Особенно нравится, что не нужно стоять на одном месте. У меня есть свобода двигаться в любом направлении. Тренер поощряет такое движение, что добавляет мне уверенности».
Оказываясь в опорной зоне соперника, Коутиньо должен был творить магию. Часто тренеры и партнеры даже так это и называли. «Конечно, учитывая уровень таланта Фила, все хотят отдавать ему мяч и ждать, пока он придумает нечто особенное», – вспоминал Юрген Клопп.
Особенным действием чаще всего становился дальний удар или обостряющий пас (намного реже). Именно этим и должен заниматься Коутиньо, но он тратил слишком большое количество попыток (потерь), чтобы считаться топом в этом отношении.
Сначала разберемся с дальними ударами. В каждый полный сезон в Англии Коутиньо входил в топ-5 АПЛ по количеству дальних ударов – в сезоны, когда больше матчей играл именно фланге, вообще был либо первым, либо вторым. Это огромное количество попыток.
Реализация среднего игрока – 4%. То есть у позднего Коутиньо действительно хороший дальний удар – и его мастерство определенно выросло за время в «Ливерпуле». «Я усердно работаю над точностью дальних ударов, но не всегда это переносится в матчи. Это нельзя запланировать. Иногда просто возникает возможность – и ты бьешь», – говорил Филиппе.
Но все равно было две проблемы. Во-первых, быть лучше среднего игрока не значит быть на топовом уровне и тем самым оправдывать такое количество попыток. Во-вторых, даже при добротной реализации дальние удары лишают команду шанса на продолжение атаки и создание более явного момента. Они оправданны, только если нет структуры атакующей игры и вариантов впереди не создается. Но это был не случай «Ливерпуля», поэтому дальние удары Коутиньо лишали команду умных атак и делали игру предсказуемой.
Неоднозначность главного приема бразильца здорово описал Клопп: «Иногда я думаю: «О нет, только не лупи снова издали». Но с другой стороны, если бы у меня был такой удар, я бы тоже постоянно бил». То есть у тренера всегда были и восхищения ударами Коутиньо, и сомнения в их необходимости. Время показало логичность сомнений – без Коутиньо «Ливерпуль» только прибавил в атаке.
Вторым аспектом роли левого вингера было созидание. Коутиньо был хорош, но тоже уступал элитным игрокам и даже второй версии себя. Сезоны во фланговой роли получились для него самыми скромными на голевые передачи. Неудивительно – вот типология его пасов в один из сезонов.
Это кластер его самых частых передач. Лишь один тип пасов ведет к обострению в потенциально выгодную позицию. Это сказывалось на качестве моментов, которые он создавал партнерам.
Пожалуй, главная колонка тут – средний xA созданного момента (средняя острота удара после паса игрока). Сначала разница в 0,02-0,05 кажется не очень большой. Но разница в каждом ударе – каждый удар после паса Коутиньо был на 20-50% менее острым, чем у топ-созидателей.
Более того, конкуренты по таблице делали больше передач под удар, но все равно поддерживали высокую остроту. Хотя сохранять остроту на большом объеме сложнее.
Итог: Коутиньо в роли свободного левого полузащитника был типичным игроком хайлайтов. Много бил (когда залетало, было красиво) и недостаточно эффективно созидал.
Вторая версия Коутиньо, центральный полузащитник, сильно отличалась. Чаще всего он оказывался в этой роли в самом начале карьеры в «Ливерпуле» – первые полтора сезона при Брендане Роджерсе и в последние полсезона при Клоппе (когда Салах, Мане и Фирмино заняли все места впереди).
Тут бразилец превращался в отличного созидателя. Команда играла по схеме 4-3-3 (или 4-4-2 ромб при Роджерсе), он действовал из глубины и всегда находился в центре. Во-первых, получал больше вариантов для паса – всегда тройка нападения и часто подключившиеся игроки. Во-вторых, больше направлений для смещений (на фланге только два направления – по краю и в центр).
Вместе с эффектом неожиданности это давало потрясающий эффект. Полсезона-2012/13 (впервые появился в АПЛ) и старт кампании-2017/18 (вернулся в ЦП после долгого перерыва) были потрясающими – 0,48 голевого паса на 90 минут (по сути по голевому пасу в каждом втором матче). Это его лучшие результаты в «Ливерпуле». В 2013/14, когда он все еще часто выходил в центре поля, было 0,27, что тоже выше его результата на фланге – 0,22.
Проблема этой роли была лишь в том, что Коутиньо в центре – оборонительная обуза для команды. Ему не хватает и защитных навыков, и работоспособности. Это косвенно прослеживается в статистике отборов и перехватов в сравнении с другими полузащитниками.
Хендерсон в тот год играл в более оборонительной роли, но остальные были прямыми конкурентами за место в центре полузащиты (разный стиль, но одна позиция). По низкому объему с Коутиньо был сопоставим лишь Вейналдум, но он брал неплохим качеством – не давал себя так легко обводить.
Два промежуточных вывода: 1) ни в одной из ролей Коутиньо не был однозначно полезным – всегда была борьба между кучей пользы и долей вреда, в которой чаще побеждала польза; 2) «Барса» даже теоретически не могла дать ему одну из описанных ролей, поэтому его проблемы читались.
P.S. Использование слово «читались» подразумевает, что я многократно об этом предупреждал: например, за полсезона до трансфера и сразу после. И дело тут не в уникальных знаниях, а в пугающей очевидности ситуации.
План «Барсы» по Коутиньо уже провалился
«Барселона» уже попробовала бразильца на описанных позициях. Неудачно.
Планом А было использование Коутиньо в роли Андреса Иньесты. Тогдашний спортивный директор клуба Роберт Фернандес назвал Филиппе «идеальной заменой Иньесте». И это точно было не только его мнением. Тренер сборной Бразилии Тите назвал Иньесту «мыслителем команды» и добавил: «Коутиньо может играть в этой роли. Он идеален для «Барсы».
Пако Айестеран, экс-помощник Рафы Бенитеса, развил эту теорию в колонке для The Independent: «Барселона» уже потеряла Хави, а Иньеста близок к концу карьеры. Следовательно, команда не сможет контролировать мяч в центре в привычном стиле. Они близки к потере этого элемента. Коутиньо даст им нужные качества. Он подходит по всем статьям – особенно по умению делать обостряющие передачи».
И, конечно же, самого Коутиньо спросили про Иньесту на первой пресс-конференции. Бразильцу понравилось сравнение, но он осознавал трудность задачи: «Думаю, Иньеста – гений».
Главная проблема Коутиньо как нового Иньесты в огромной разнице между ролью центрального полузащитника в «Барсе» и той, которую он исполнял ранее.
В «Ливерпуле» Коутиньо действительно показывал лучший футбол с этой позиции, но совсем в другой манере. Он максимально свободно двигался и обострял, когда хотел.
Игра на этой позиции совпала с худшей точностью передач в английской карьере Коутиньо (74% и 79%). Иньеста за карьеру никогда не опускался ниже 88,3%. Это хорошо подчеркивает именно стилистическую разницу. Иньеста – это контроль ритма, ускорение и замедление игры в нужные моменты и своевременные обострения с минимумом брака. Коутиньо – это свобода и обострение за счет количества попыток, а не своевременности.
В «Барсе» так нельзя. Обостряет количеством тут только Лео Месси (ведь он лучше всех трансформирует количество обострений в качество). Полузащита управляет ритмом матча и продвигает мяч. Обострения – приятный бонус, но они не должны вредить основной задаче.
Коутиньо на это не способен. В мае он признавался: «Стиль «Барселоны» отличается от любого другого. Часто я не знаю, что делать – ускорять игру или замедлять. Такие вещи можно усвоить только со временем – через тренировки и матчи».
Когда Коутиньо играл в «Ливерпуле», он давал интервью Daily Mail. По ходу беседы выяснилось, что бразилец не знает слова «плеймейкер». Когда ему объяснили, Филиппе очень своеобразно охарактеризовал роль: «Десятый номер? Я знаю, что под этим понимают в Бразилии. Это важный номер. Его дают креативному игроку, который любит брать на себя игру». Коутиньо может играть в этой сверхсвободной роли, но до сих пор не понял, чем она отличается от роли плеймейкера.
Непонимание роли усугублялось халтурой при обороне. Через пару месяцев после перехода в El Pais появился текст с инсайдами вокруг бразильца. Согласно материалу, «Ливерпуль» втайне был рад отпустить Коутиньо именно из-за лени без мяча. Тесты, которые имитируют игровые ситуации, показали, что после двух спринтов по 60 метров Коутиньо не может восстановиться без переключения на ходьбу хотя бы на 30 секунд. В футболе Клоппа это недопустимо.
Согласно одному работнику «Ливерпуля», Клопп предвидел и проблемы Коутиньо в «Барселоне». Юргену приписывают такую цитату: «Коутиньо – великолепный атакующий игрок, но он никогда не будет чувствовать себя комфортно в роли центрального полузащитника в 4-3-3. У него также будут проблемы в оборонительной фазе в роли Иньесты в 4-4-2, которую практикует Вальверде. Эта роль предполагает затяжные забеги игроков на флангах. Иньеста – хорош в беге на большие дистанции. Коутиньо – нет».
К концу сезона почти все признали, что этот план не сработает. Даже сам Коутиньо сказал: «Вне зависимости от позиции я усердно работаю над всеми аспектами игры, но ощущаю себя атакующим полузащитником. Мне удобнее всего слева – там я играл чаще всего. Моя цель – прибавить во всем. Если я хочу быть как Иньеста, должен серьезно прибавить».
Окончательно эксперимент убила покупка Артура. Он намного ближе к Иньесте стилистически и чаще всех играет на его позиции в этом сезоне. Коутиньо же борется за место на любимом левом фланге. Получается плохо, потому что в «Барселоне» он не может брать количеством ударов и обострений как в «Ливерпуле». У Филиппе рекордно низкие за последние 6 лет (с момента перехода в «Ливерпуль») показатели по ударам и передачам под удар.
«Барса» больше владеет мячом, чем «Ливерпуль», но их стиль предполагает большой объем обострений только у одного игрока – того, который это делает в разы более эффективно и своевременно, чем Коутиньо. «Действительно в последние недели или даже месяцы я играю не очень хорошо. Но я не утратил желание прибавлять и учиться. Именно это я собираюсь делать дальше», – признавался бразилец.
«Ливерпуль» без Коутиньо стал намного сильнее
В El Pais было еще несколько интересных деталей перехода:
• Клопп давно понимал, что Коутиньо переоценен – и совсем переоценен в рамках его футбола. Летом 2017-го он окончательно решил, что Филиппе может быть лишь вингером в его системе – и то не самым оптимальным вариантом на позицию.
• Фирмино и Мане всегда считались Клоппом суперважными. Перед началом сезона-2017/18 Клопп видел Салаха и Коутиньо конкурентами за оставшееся место. Когда заиграл Салах, стало очевидно, что Коутиньо скоро банально перестанет проходить в состав.
• Формально Клопп все-таки попробовал Коутиньо в 4-3-3 в роли центрального полузащитника. Но матчи лишь убедили тренера в правильности его теории. Недостатки Коутиньо для системы Юргена четко прослеживались.
• Когда переход Коутиньо в «Барсу» подтвердили, «боссы «Ливерпуля» радовались, будто они только что выиграли титул».
На момент ухода Филиппе у «Ливерпуля» была шикарная статистика в матчах, которые он пропускал: 10 побед, 1 ничья, 1 поражение. Ничья 3:3 с «Уотфордом» (там явно другие проблемы проявились) и 0:5 от «Сити» (с удалением Садио Мане, которое повлияло на результат; позже «Ливерпуль» многократно доказал нелогичность того результата).
Конечно, радикальную позицию по Коутиньо клуб никогда не занимал, но Клопп постоянно подчеркивал, что «Ливерпулю» не нужно напрямую заменять Коутиньо. «Мы немного изменили стиль после его ухода. Мы вообще не зацикливаемся на этом. Лишь волнуемся о том, чтобы качественно играть», – рассказывал Роберто Фирмино.
Прессинг и оборонительная игра значительно улучшились. Образовавшееся в прошлом году прессинг-трио Хендерсон-Милнер-Вейналдум было основным для Клоппа в топ-матчах даже после трансферов Наби Кейта и Фабиньо. Все потому, что они понимают систему и работают на команду.
В редких случаях болельщики «Ливерпуля» вспоминали Коутиньо, когда команда испытывала проблемы против автобусов. Но важность бразильца в таких матчах – миф (тут есть данные). «Ливерпуль» без Коутиньо был эффективнее и результативнее против маленьких команд. Давным-давно был отрезок, когда «Ливерпулю» не хватало креативности и умного движения Адама Лалланы в таких матчах (даже с Коутиньо), но с каждым сезоном команда развивалась в рамках позиционного футбола Клоппа и прибавляла против автобусов, вне зависимости от исполнителей. Прямо сейчас команда на пике в этом отношении. После ухода Коутиньо не было даже временной остановки в атакующем прогрессе.
Еще сильнее впечатляют косвенные последствия трансфера Коутиньо.
Во-первых, деньги помогли «Ливерпулю» еще увереннее чувствовать себя на рынке. Вероятно, клуб купил бы Вирджила ван Дейка в любом случае, но теперь эта трата 75 млн фунтов становилась совсем очевидной.
Во-вторых, Клопп не стал удерживать Коутиньо силой до конца сезона и сохранил с ним хорошие отношения. И это помогло, когда летом ему позвонил вратарь «Ромы» Алиссон. Филиппе объяснил другу, какой Клопп крутой.
Коутиньо сыграл косвенную роль в двух ключевых трансферах клуба после своего ухода. Результатом стал самый мощный «Ливерпуль» в эпоху АПЛ.
Филиппе обладает уникальным талантом и все еще может стать топом, но в другой команде
Коутиньо не подошел «Барселоне», а «Ливерпуль», постоянно развиваясь в рамках требований Клоппа, перерос необходимость в ярком, но эгоистичном лидере. Но это совсем не значит, что у Филиппе нет таланта топ-уровня.
В индивидуальном плане он невероятно силен и всегда впечатлял каждого, с кем пересекался. Эмре Джан назвал игру в одной команде с таким талантом «честью». «Филиппе – волшебник. Он вкладывает магию в каждый удар. Всегда помогает нам забивать и начинать невероятные комбинации», – восхищался Клопп.
Когда у Симона Миньоле спросили, кто самый талантливый игрок в индивидуальном плане, он без колебаний назвал Коутиньо (хотя Салах уже был в команде): «По набору навыков, которые даны ему от природы, он вообще никому в мире не уступает. Особенно хорошо это заметно, когда мы играем на маленьких участках поля на тренировках. Никогда не знаешь, что он придумает. Он может выставить идиотом любого».
А вот как Коутиньо пару лет назад оценил Маурисио Почеттино (они пересекались в «Эспаньоле»): «Я действительно считаю, что уровнем таланта Коутиньо не уступает Роналдиньо и Месси, хотя ему еще многое надо доказать. Он очень предан своему делу».
Талант Коутиньо – точно не дутый. Но чтобы блистать, ему нужна подходящая команда. Топ-клуб, где нет двух вещей: 1) продуманной структуры позиционных атак; 2) еще более талантливого игрока, которому нужно большое количество попыток удара или обострения (например, Месси в «Барсе»).
Первый фактор оправдает манеру Коутиньо с большим количеством ударов. Второй поможет ему быть главным игроком в клубе – ему это точно нужно. «Атакующему полузащитнику важно быть счастливым. Под этим я подразумеваю возможности постоянно идти в обводку и пробовать трудные вещи. Если будешь повторять это каждый день, постепенно окажешься в оптимальном психологическом состоянии и будешь максимально креативным», – признался однажды сам Коутиньо.
В случае ухода Поля Погба под описание подойдет «Манчестер Юнайтед». Такие слухи уже были, но, учитывая ливерпульское прошлое и нежелание жены Коутинью возвращаться в Англию, этот переход маловероятен.
Другие варианты? Возвращение в Италию: бывший клуб «Интер» вполне подходит под условия – как и почти любой другой проблемный гранд Серии А.
Но это будет летом (не факт, что ближайшим), а пока у Филиппе есть шанс сделать свой уход чуть менее сладким для «Ливерпуля».
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Иньеста – это футбол. Таких больше нет
У Коутиньо большие проблемы в «Барселоне». Кажется, он просто не подходит Вальверде
Фото: globallookpress.com/Pablo Morano/AFLO, Craig Mercer, Mutsu Kawamori/AFLO, Daisuke Nakashima/AFLO; Gettyimages.ru/David Ramos, Dan Mullan, Alex Broadway, Mike Hewitt, Juan Manuel Serrano Arce
Так вот смешно было читать, как люди хейтили там Лукомского, якобы он «мамкин иксперт» и ничего не понимает в футболе и тд)
Но, собственно, он оказался прав, как и в большинстве случаев + доказал на фактах, статистике и анализе игры))
Интересно когда уже люди признают Лукомского как топового аналитика? Я конечно не превозношу его, но в 80-90% случаях он прав и хейтить его за Пентека и Гвардиолу это такое себе
Там было: «Пентек – нелогичный трансфер. Милан подставил Гаттузо»
Для меня это важное уточнение.
Они не могут служить серьезным аргументов. Если разберетесь, поймете, почему у Коутиньо была такая высокая. Они показывают активность, а не уровень игры. Он много бил, много пытался обводить, отдавал пасы под удар. Но более глубокий анализ показывает, что удары были не всегда умными, как и пасы. Типичный пример глупости этих оценок.