6 мин.

Как в очередной раз убивали Спартак

Несмотря на кликбейтный заголовок, речь пойдёт не про то, как ФК Спартак Москва с завидным постоянством не использует свой огромный потенциал аудитории, и не делает бомбически крутых проектов в медиа (ладно, официальный сайт получился неплохим, не зря премии собирал, хотя забавно, что старый сайт все еще лежит по ссылке

Речь пойдет не про то, что ФКСМ безумно слаб в использовании своих официальных каналов. Слова не пустые, вместе с главным digital аналитиком страны Алексеем Петровским мы проводили анализ трафика официального сайта, и только на текущем трафике оборот официального магазина можно раскачать до 100 млн рублей только с онлайн продаж, без матчей. В реальности цифры я называть не могу (вроде подписывал NDA, не помню, но они совсем не такие), даже с учетом продаж в match day.

Речь пройдет не про то, что Спартак не сделал ни одного вменяемого кейса в digital, хотя медиаотдел отлично мониторит то, что делают конкуренты. Я в этой теме глубоко погружен, потому что принимал активное участие в продвижении одного из самых сильных спортивных кейсов Зенита – кейс этомощно с Халком, одних только просмотров набравший по миру более 60 млн. И даже не про оглушительные PR провалы, которые преследуют клуб начиная с чемпионского сезона, от истории с увольнением Карреры и фоткой в посте со стадионом до последней истории с футболистом, виновником ДТП, которого оштрафовали на 5 млн рублей за нарушение этики.

Речь в посте пойдет про дочернее предприятие клуба, то, что по задумке создателей могло стать уникальным кейсом в спортивном маркетинге в России – собственный благотворительный Фонд Спартак - Детям. На Фонд можно посмотреть по ссылке - Контекст – ни у одного спортивного клуба в России нет собственного благотворительного фонда. Ведущие клубы мира (например Манчестер Юнайтед, Ливерпуль, Барселона) через свои фонды осуществляют социально-ответственную миссию, попутно привлекая в свои ряды новых болельщиков.

Через ни одни руки мне поступило приглашение поработать с Фонд Спартак Детям – создать диджитальную стратегию продвижения фонда, расписать как работать с собственными каналами, и сделать Фонд популярным. Тема для меня близкая, поэтому я с удовольствием согласился присоединиться к проекту, с огромным дисконтом по стоимости в кратчайшие сроки разработать стратегию, после чего следить за ее реализацией и контролировать все работы Фонда в digital.На первой встрече 6 февраля 2019 года, обсудив все детали, мы пожали руки. Руководитель Фонда пояснил, что формально фонд работает с июля 2018 года, а стратегии даже общей как не было, так и нет сейчас. Есть задачи развиваться, но как именно – никто не знает. Я совершил грубую ошибку – согласился начать работы без подписания договора, но и без подписания NDA – поэтому могу об этом публично писать. Меня это не смутило – как может Фонд с благими целями не выполнять свои обязательства, согласованные устно в офисе? На встрече я также подтвердил, что готов работать первый месяц бесплатно – пару часов в неделю заниматься вопросами Фонда без дополнительной оплаты. А вопросов была тьма – Фонд вообще не ищется в поисковых системах, сайт (дизайн комментировать не буду) сделан с огромным числом ошибок, да даже не было сделано проверки того, приходят ли деньги от пожертвователей на специально созданные счета! Специально для работы мне была создана рабочая почта, с которой я мог вести переписку с партнерами Фонда.

Дальше начался сюрреализм. Сначала бухгалтер ФКСМ отказался подписывать договор со мной как физическим лицом, сославшись, что слишком много придется заплатить налогов. Оптимизация налогов – понимаю, зато деткам достанется больше денег на лечение. Ради любимого клуба согласился использовать ИП, в котором специально добавил новые оквэды с рекламной деятельностью. Процесс затянулся, я не обращал на это внимание и сконцентрировался на написании стратегии. Второй звоночек прозвенел, когда в один день были уволены 2 из трех ключевых сотрудников Фонда - руководитель и PR директор. Деталей я, конечно, не знаю, но выглядит довольно логично. Если спустя почти год работы Фонда, сайт выглядит вот так как есть, а у Фонда нет даже внятной стратегии - головы должны были полететь сильно раньше.

Через 2 недели после подтверждения стратегия была написана, я представил ее на отдельной встрече с директором по медиа ФКСМ. Где я получил полный разнос, что все что я написал, она и так и знает (удивительно, если б директор по Медиа не знал про свои каналы), и вообще вся эта работа не была согласована ни с кем, поэтому она не видит необходимости в комментировании презентации. Несмотря на этот негатив, я выяснил, какие вопросы остались не отвеченными в презентации, и спустя неделю представил финальный вариант с правками.

И тогда наступил логичный финал истории – директор по медиа отказывался смотреть работу, так как по ее информации этот вид работ не был согласован с собственником Фонда. Я получаю официальное уведомление от директора по развитию, что, далее цитата, «Высшее руководство не согласовывало руководителю Фонда затраты на написание стратегии, в связи с чем, на данный момент у фонда нет задачи по написанию диджитал стратегии». При этом уволенный руководитель Фонда сообщает, что действовал в рамках ранее согласованного бюджета, поэтому считал, что не нуждается в дополнительном согласовании, и так как он уже не работает в Фонде, то никакой ответственности уже не несет.

Разумеется, никаких юридических оснований требовать согласованную сумму у меня нет, переписка в мессенджере о том, что я работал на проекте вместе с уволенным директором явно не в счет. Я написал в ответе, что с вашим мнением я не согласен, и если это финальная позиция руководства, то я буду выносить историю в паблик. Руководство Фонда посчитало, что могут решить проблему перевалив ответственность и предъявить претензии своему сотруднику, который после увольнения руководителя фонда транслировал информацию, но это уже внутренняя кухня, которая довольно печально показывает политику Фонда.

Так вот ребята, не решили вы проблему совсем.Поздравляю вас с первым (и надеюсь с последним) взносом в ваш Фонд. Уважаемый фонд! Всю мою зарплату, которую мы договорились, что вы оплатите мне за разработку стратегии, я прошу направить в ваш Фонд, если вы всё-таки планируете помогать детям. Но прошу предоставить подтверждающий документ, на что именно пошли деньги, и отчитаться публично. Если в свой Фонд не хотите, отправьте, пожалуйста, в фонд Даунсайд Ап (реквизиты я думаю найдете). Обращаюсь к Фонду - выражаю своё удивление, что своими действиями вы показываете свою абсолютную некомпетентность, и сами прямо вредите всему, что делаете. Я делаю вывод, что сам фонд вам не нужен, это лишь игрушка в руках своенравных владельцев с задачами сделать несколько встреч с детьми в Филатовской больнице для красивого фотоотчета, и выложить на сайте информацию о том, что детишки в футболках выводили игроков на поле. Не мучайте себя, потратьте время на что-то более полезное. Именно из-за таких как вы в России такое отношение к Фондам – отмывание денег, работа ради красивой обертки и прочее. Смешно, что у меня ВСЕ ЕЩЕ ДЕЙСТВУЕТ РАБОЧАЯ ПОЧТА. Пишите письма на адрес butaev@spartakforkids.com, почитаю.

Обращение ко всем остальным, кто прочитал пост. Есть куча хороших фондов, которые потратят перечисленные деньги на благое дело, без всякого лишнего шума. Например, такие (оставил ссылки в комментариях):Даунсайд Ап

Детские деревни СОС

Фонд Подари жизнь

Если хочется помочь фонду, как-то связанному со Спартаком, обратите внимание на фонд Артема Реброва – Благотворительный фонд Своими глазами.

Друзья, особенно те, кто занимается благотворительностью или болеют за Спартак (что последнее время по смыслу близко), я редко такое прошу, но сейчас сделаю исключение - сделайте пожалуйста репост, расскажите об этом друзьям. Сделаем мир добрее.