Ложка дегтя для Сандро Роселя
Скандал, связанный с иском против Жоана Лапорты, разгорается с новой силой после слов Хосепа Гвардиолы, открыто выразившего поддержку бывшему президенту «Барселоны». Колумнист ESPN Хантер Грэм считает, что от того, как дальше будут развиваться события, зависит будущее не только Лапорты, но и Роселя, Гвардиолы и даже Лео Месси, а также клуба в целом.
С недавних пор все разговоры о величии «Барселоны» так или иначе сконцентрированы на Лионеле Месси. Является ли он величайшим игроков всех времен? А он и вправду лучше, чем выигрывавшие в свое время Кубок Мира Пеле и Марадона? И что, в конце концов, определяет подлинное величие – вся спортивная карьера целиком или недолгая вспышка непревзойденной игры? И стоит ли при этом смотреть только на игру футболиста, на то, что делает на поле, или оценивать всю его жизнь и рассматривать его как цельную личность?
Наверняка каждому болельщику не раз доводилось участвовать в подобных разговорах, неважно где – на работе, в спорт-баре или в компании друзей. Но сегодня мы на какое-то время оставим Месси в покое и обратим внимание на нынешнего президента клуба Сандро Роселя.
И главный вопрос, связанный с ним, состоит вот в чем. Хватит ли у него терпения, мудрости и такта не начать сводить счеты и остаться выше слов, сказанных Хосепом Гвардиолой после той победы «Барселоны» над «Атлетико» (подробнее об этом ниже), чтобы остаться в истории клуба одним из великих президентов.
Попробуем раскрыть суть испытания, с которым столкнулся Росель (а подробнее можно посмотреть здесь и здесь).
Сейчас отношения между Роселем и его предшественником Жоаном Лапортой острее чилийского перца. При принятии полномочий от Лапорты Сандро Росель подверг сомнению заявленную сумму прибыли за предыдущий финансовый год и устроил проверку, в ходе которой его бухгалтерия получила совсем другие результаты. Заявленный Лапортой итог в +21 миллион на деле оказался 79-миллионным убытком.
Один из обычных членов клуба, сосьо, направил в адрес руководства официальный запрос, в котором требовал, чтобы сам Лапорта и остальные 7 бывших членов правления выплатили членам клуба часть (в размере около 25 миллионов евро) от суммы финансовых гарантий, которые предоставляют любой вступающий в должность президент и его команда.
В октябре Росель и его штаб обнародовали этот запрос и провели голосование, в котором с небольшим перевесом взяли верх те, кто считал, что клуб должен дать ход этому делу.
Сам Росель при голосовании воздержался и просил членов клуба подумать обстоятельно, прежде чем отдавать голос за какое-либо решение, потому что мог случиться революционный прецедент, способный причинить немалый вред клубу. Закончилось все тем, что, согласно постановлению суда, датированному мартом, несмотря на то, что Лапорта и 7 его бывших коллег передали Испанской Лиге по 2,9 миллиона евро на доверительное хранение, средства в указанном размере должны быть выплачены каждым из 8 бывших управленцев клуба из личных денег.
Ситуация создалась чрезвычайная и крайне запутанная. Но дело даже не в том, чем все кончится. Если это официальное постановление суда, то пусть оно будет исполнено и восторжествует справедливость.
Лапорта и Росель обменивались критическими выпадами в адрес друг друга с тех самых пор, как Росель покинул пост вице-президента в команде Лапорты в 2005 году. И теперь их отношения можно охарактеризовать как абсолютно враждебные.
Поэтому когда Пеп в ответ на второй вопрос пресс-конференции после матча с «Атлетико» высказался недвусмысленно с поддержкой в адрес Лапорты, это было воспринято неоднозначно.
Отвечая на вопрос, как продвигается дело с иском к команде Лапорты (есть подозрение, что этот вопрос намеренно был задан на пресс-конференции одним из первых), Гвардиола сказал: «Я очень признателен предыдущей команде директоров, хотя бы потому, что они сделали ставку на меня. И то, что происходит сейчас, очень меня огорчает. Я понимаю, что закон есть закон, но предыдущее правление клуба сделало почти невозможное. Они приняли бразды правления клубом, когда ситуация была плачевной, они воссоздали клуб и построили замечательную команду. Я не знаю, чем все закончится [имеется в виду конфликт между Роселем и Лапортой и судебное дело в отношении последнего], но я точно знаю, что они сильно страдают и что они этого не заслуживают. Я понимаю, что своим высказыванием ставлю себя между молотом и наковальней… но любое правление делает хорошие вещи и не очень хорошие. Надеюсь, что каждый сможет задуматься и осознать, что на той высоте, на которой мы находимся сейчас, мы оказались благодаря огромному количеству людей. Это все наносит огромный ущерб репутации клуба».
В период между субботним вечером и утром понедельника члены правления провели несколько брифингов для каталонских СМИ. Пресс-секретарь правления Тони Фрейша в радиоэфире заявил, что «мы не ожидали таких слов от Гвардиолы, но мы их уважаем. Мы не считаем, что этими словами он показывает, что он на стороне Лапорты в этом деле, и мы не будем приостанавливать его, поскольку члены клуба проголосовали за то, чтобы дать делу ход».
Однако известно, что за кулисами происходит куда больше, чем то, что видит общественность.
Взвешенное высказывание Гвардиолы, которое все же достаточно четко определило его позицию, было сделано после неофициального ужина на прошлой неделе, на котором присутствовали Лапорта, Гвардиола и еще один человек, которого Росель не любит, пожалуй, даже больше, чем своего предшественника, – Йохан Круифф.
И вот здесь начинается моральное испытание для Роселя. Посчитает ли он это личным оскорблением и захочет ли на него ответить? И как он будет реагировать с течением времени? Ведь даже самые выдающиеся лидеры чаще всего не терпят неподчинение, будь оно надуманным или реальным. При давлении со стороны и угрозе потери контроля над ситуацией поневоле в каждом начинаешь видеть врага и видеть мир исключительно в черных и белых тонах, без оттенков.
И чем больше давление, тем больше поведение человека изменяется от рационального к эмоциональному.
Итак, какие же тесты должен «сдать» Росель, чтобы можно было понять, действительно ли он великий президент, или все же посредственный президент-временщик?
Прежде всего, необходимо прояснить будущее Гвардиолы в клубе. Его действующий контракт истекает летом по окончании нынешнего сезона, и, хотя он не раз заявлял, что будет работать с командой до тех пор, пока не почувствует, что и он, и команда теряют концентрацию и мотивацию, в то же время дал ясно понять, что не боится уйти из клуба. Напомним, в 2001 году Гвардиола-игрок покинул «Камп Ноу», потому что посчитал, что его уже недостаточно ценят и уважают президент Гаспар и его команда. Для и без того не слишком избалованных в тот период поводами для радости фанов «Барсы» это было настоящим ударом, почти предательством, однако Гвардиола, сильный и независимый человек, остался верен себе до конца.
И хотя несколько преждевременно утверждать, что это лебединая песня Гвардиолы и по окончании сезона он твердо намерен покинуть клуб, отношения тренера и президента после этого явно не улучшатся. Если в глазах Роселя Гвардиола после этого высказывания будет выглядеть врагом, и он затеит пересмотр контракта, то легко может потерять тренера, так продуктивно работающего с командой.
Если Росель, как на его месте поступили бы некоторые другие президенты, решит проявить свою волю и купит какого-нибудь звездного игрока без одобрения на то Гвардиолы в отместку за публичную поддержку Лапорты, то он непременно потеряет тренера, так продуктивно работающего с командой.
Это все, конечно, предположения, однако подобные варианты не столь уж невероятны в сложившейся ситуации. И, наконец, есть еще один фактор, который нельзя оставить без внимания. Зовется он Лео Месси.
Если отношения тренера и президента будут только ухудшаться, то как это отразится на игре лучшего футболиста в мире? Месси, который непринужденно делает хет-трики; который поднимает «Барсу» на ступеньку выше над всеми остальными командами, делая и без того великую команду лучшей в мире; который сейчас по-настоящему счастлив на «Камп Ноу», гипотетически мог бы остаться здесь – в компании своих друзей Херарда Пике, Сеска Фабрегаса и, что не менее важно, Пепа Гвардиолы – на долгие годы.
Если Месси будет прогрессировать такими темпами и дальше, то он может стать величайшим игроком в истории. Но не будем загадывать, по крайней мере, он на голову превосходит всех остальных сейчас и необходим «Барселоне». Если Росель, вне зависимости от того, останется в команде Пеп или уйдет, захочет подписать какого-нибудь другого классного игрока, чтобы ознаменовать свое правление покупкой «своего Месси», это может разбалансировать великую команду, которая есть сейчас, и развалить ее. Ни на секунду не допускаю, что Росель глупый и недальновидный человек. И не говорю, что он обязательно поведет себя импульсивно. Просто знаю по опыту, что когда большой амбициозный человек видит, как кто-то из его окружения открыто поддерживает «врага», случиться может что угодно, и случиться быстро. В таких делах требуется огромная сила воли, чтобы не поддаться эмоциям, а сконцентрироваться на том, чтобы и дальше приносить пользу клубу.
На мой взгляд, сложившаяся ситуация – отличный шанс для Роселя, чтобы доказать, что он в качестве президента не менее велик, чем блистательный тренер его команды и ее лучший игрок. Поэтому наблюдать за его дальнейшими действиями будет особенно интересно.
Hunter Graham, espn.com
Сравнивать Росселя с Лапортой можно будет тогда,когда истечет срок его полномочий.
Если на то пошло,Лапорта поначалу казался упертым бараном,не смыслящим в футболе.Оказалсь,что показалось.
И все это искусственное нагнетание страстей - хлеб журналистов.