Хоть стой, хоть падай
«Господин Веллитон, распишитесь, пожалуйста, вот здесь. Да-да, а теперь здесь и здесь. Спасибо», – упитанный краснолицый мужчина в костюме довольно улыбается. – «Добро пожаловать в бундеслигу, сынок!»
Веллитон просыпается в холодном поту, хватая ртом свежий тарасовский воздух. По его щеке медленно катится слеза. Снова этот кошмар. «Добро пожаловать в бундеслигу». Там же сейчас каждый второй вратарь – кандидат в национальную сборную.
В немецком футболе за всю его историю случались самые разнообразные кризисы. Но вот с вратарями, пожалуй, никогда не было проблем. Правда, и такого изобилия отличных голкиперов, как сейчас, наблюдать, кажется, не приходилось. В воротах бундеслиги сейчас стоят, как минимум, шестеро людей, чьи фамилии упоминались в одном предложении со словом Nationalmannschaft. А если принять в расчет и ближайшую перспективу – то почти с десяток. Почти всем из которых – меньше 25 лет.
Откуда они все взялись? На этот вопрос, конечно, исчерпывающе отвечает фраза: »В Германии всегда была сильная вратарская школа». Но тут же появляется желание уточнить: а что это, собственно, означает: «сильная вратарская школа»? Может быть, у них там есть какой-нибудь специальный питомник, куда со всей страны свозят младенцев и опытным путем выясняют, кто из них наиболее одарен в ловле круглых предметов? Это ведь самое естественное предположение: если случился такой бурный прогресс, то он не может не быть результатом деятельности какого-нибудь сверкающего государственного центра стоимостью в несколько десятков миллионов.
Однако, даже беглый осмотр биографий молодых немецких голкиперов заставляет с разочарованием отмести это логичное предположение. Рене Адлер до 15 лет жил в Лейпциге, после чего переехал в Леверкузен. Мануэль Нойер вырос в Гельзенкирхене. Рона-Роберта Цилера в 16 лет увезли из Кельна в «Манчестер Юнайтед». Марк-Андре тер Стеген всю жизнь провел в Менхенгладбахе. 15-летний Кевин Трапп был обнаружен «Кайзерслаутерном» в деревне под названием Меттлах. Бернд Лено попал в «Штуттгарт» в 11 лет. Оливер Бауманн в «Фрайбург» – в 10.
И никакого следа государственного центра. Немцы обошлись тем, что в какой-то момент сумели заинтересовать вопросом воспитания молодежи сами клубы. В частности, пообещав им проблемы с лицензированием. И организовав регулярные инспекции интернатов и юношеских команд профессиональных клубов.
Клубы же, в свою очередь, находясь под впечатлением от успехов Нойера и Адлера, перестали бояться доверять своим воспитанникам. В одном из последних туров нынешнего сезона было установлено весьма примечательное достижение: 10 вышедших на поле вратарей были не старше 23-х лет. Даже «Бавария» после ухода Оливера Кана не постеснялась дать шанс своим: Михаэлю Ренсингу, а затем и Томасу Крафту. И только после того, как молодые люди не сумели доказать, что соответствуют мюнхенскому уровню, решилась вложить пару десятков миллионов в Нойера.
В общем, ничего удивительного, что среди кандидатов в сборную Германии по настоящему зрелых вратарей – всего двое.
Основные
Мануэль Нойер, «Бавария», 25 лет.
Все еще не очень любимый в Мюнхене вратарь не пропускает уже более 1000 минут подряд. Правда, говоря, что «этот рекорд – заслуга всей команды», он совершенно не кокетничает. Обновленная баварская оборона крайне редко позволяет соперникам бить по его воротам. Как бы у человека не образовался недостаток игровой практики.
Рене Адлер, «Байер» Леверкузен, 26 лет.
На мой крайне субъективный взгляд, Адлер даже более одарен, чем его главный конкурент. И не зря поначалу именно он рассматривался Левом, как первый голкипер сборной. Жаль, что в последнее время его так мучают травмы.
Опытные
Тим Визе, «Вердер», 30 лет.
Еще пару лет назад Визе был уверен, что именно он должен быть в сборной первым. Во-первых, потому, что у него так много международного опыта. Во-вторых, потому, что он просто лучший вратарь страны. Однако, такие минусы, как склонность к странным выходкам на поле и к болтовне, с точки зрения Лева, несколько перевешивали достоинства Визе. А теперь уже у Нойера, поигравшего и в лиге чемпионов, и на чемпионате мира, опыта не меньше.
Роман Вайденфеллер, «Боруссия» Дортмунд, 31 год.
Был бы идеальным вторым-третьим голкипером сборной, но, видимо, никогда уже им не станет. Если, конечно, в стране не разгорится какая-нибудь эпидемия, которая будет косить исключительно вратарей. Ну, или если действительно в бундеслигу не переедет Веллитон. Вайденфеллер открыто злится, что его не вызывают в сборную. В конце концов, он действительно показывает отличную игру, в прошлом году пропустил всего 22 мяча, да и по оценкам Kicker он дважды был лучшим вратарем лиги. Но чем больше он раздает саркастических интервью, тем меньше становятся его шансы.
Молодежь
Рон-Роберт Цилер, «Ганновер», 22 года.
Человек, который может похвастаться тем, что был игроком «Манчестер Юнайтед». Правда, следует уточнить, что только резервной команды. Когда эта роль Цилеру надоела, он решил вернуться на родину. Попрактиковавшись в дубле «Ганновера», Цилер настолько здорово заменил прошлой зимой Фромловица, что роль запасного вратаря где бы то ни было больше ему не грозит. Более того, уже в начале этого сезона Цилера стали вызывать в первую сборную.
Марк-Андре тер Стеген, «Боруссия» Менхенгладбах, 19 лет.
Еще один суперталант немецкого футбола играет за сборные страны с 16-ти лет и носит прозвище «Мини-Кан». Хотя на самом деле, на Кана он не очень похож. Тер Стеген побеждал на чемпионате Европы среди юношей. В конце прошлого сезона Люсьен Фавр позволил ему заменить в воротах «Боруссии» нестабильного Логана Байи. В четырех матчах из семи тер Стеген отстоял на ноль, в остальных трех пропустил всего 3 мяча. После такого дебюта его фамилию не побоялся произнести вслух отвечающий за вратарей в сборной Андреас Кепке.
Оливер Бауманн, 21 год, «Фрайбург».
Став основным голкипером комады год назад, внес существенный вклад в очень успешный для скромного «Фрайбурга» сезон. Играет за молодежную сборную, что в Германии, где игроки редко пропадают в никуда или, напротив, появляются из неоткуда, является важным заделом на будущее.
Кевин Трапп, 21 год, «Кайзерслаутерн».
Ученик одного из лучших тренеров вратарей в стране – Геральда Эрманна, который воспитал Вайденфеллера, Визе, Фромловица и Зиппеля. Собственно, с последним Траппу и приходится конкурировать, и поначалу он проигрывал, поскольку Зиппель слыл большим талантом. Однако, весной прошлого сезона, воспользовавшись его болезнью, Трапп дебютировал в основном составе и больше места в воротах не уступал. Тем более, что Зиппель вдруг начал вести слишком активный образ жизни. В молодежной сборной Траппу, судя по всему, удалось выиграть конкурентную борьбу с Бауманном, но тут появился тер Стеген, и что будет дальше, сказать крайне трудно.
Бернд Лено, «Байер» Леверкузен, 19 лет.
Третий вратарь «Штуттгарта» мог бы сидеть на лавке еще пару лет, если бы не травма основного голкипера «Байера». Решение леверкузенского руководства заменить выбывшего на несколько месяцев Адлера никому неизвестным юношей, поначалу воспринималось крайне скептически. Но в первых же своих трех играх в бундеслиге Лено отстоял на ноль, а потом очень достойно дебютировал и в Лиге чемпионов, став при этом самым юным немецким вратарем, когда-либо игравшим в этом турнире.
Не теряйте из виду
Свену Ульрайху из «Штуттгарта» всего 23 года, он успел поучиться уму-разуму у самого Йенса Леманна и в качестве основного вратаря команды смотрится все лучше и лучше. О талантах экс-баварцев Михаэля Ренсинга и Томаса Крафта было известно, когда они еще ходили в школу. Но первый явно пересидел за Оливером Каном, а второму, напротив, стать основным вратарем «Баварии» пришлось слишком рано. Однако, сейчас и тот, и другой обрели относительное спокойствие в клубах с менее выдающимися амбициями – в «Кельне» и в «Герте», соответственно. О перспективах Ральфа Ферманна из «Шальке» пока что-то сказать сложно. В этом сезоне он играет несколько хуже, чем в прошлом, когда на правах аренды выступал за «Айнтрахт», но способности у него есть.
Наверное, только в Германии ежегодно проходит Конгресс голкиперов. Тренер голкиперов сборной считает, что ни одна позиция в футболе не изменилась так, как вратарская. Когда-то они набегали 3-4 км за игру. Сейчас – по 7-8. Они не ругаются, когда кричат на своих игроков – они дают указания. Они также делают игру более атакующей.
И если, скажем, в Англии на ворота становится самый неумелый и толстый, то в Германии – самый высокий, ловкий и сообразительный. Леманн говорил, что хороший голкипер полностью концентрируется на матче, но не только на движении мяча в его сторону – но и на тактическом развитии игры соперника.
Немецкие вратари, в своем роде, аналитики. Когда говорят «да просто мяч прямо в него летел», забывают, что вратарь мог стоять где угодно. Но выбрал ту позицию, куда пришел мяч. Это никогда не случайность.
Нойер, пожалуй, один из лучших в чтении игры и анализе ее. Поэтому он №1. Хотя и произошло это в результате гибели Энке и травмы Адлера. Но уверена: его путь всегда лежал к рамке национальных немецких ворот.
P.S. Спасибо за статью, Сергей! :)
С Лено пока непонятная ситуация. Он в Леверкузене в аренде до зимы. Лабаддиа в воскресенье сказал, что хочет вернуть его, чтобы иметь надежный второй номер в команде. Из под Ульрайха (почему кстати о нем ни слова? тоже талантлив и всего 23 года) ему будет тяжело выбраться. И сам он хочет остаться в Байере, что логично. Если его выкупать, речь идет о 5-7 млн. (точно не помню) За молодого воротчика многовато, с учетом того, что у Байера все-таки есть Адлер. Оптимальным вариантом было бы продление аренды. Посмотрим к чему стороны договорятся.