Как играть со словаками?
Травма Кержакова и вызов Самедова и Дядюна придали матчу со Словакией дополнительную интригу: сложно сказать наверняка, какую тактическую модель изберет Дик Адвокат и кто появится в атаке.
ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ. КЛАССИЧЕСКИЙ: 4–3–3
Любимая модель Адвоката, прекрасно зарекомендовавшая себя в гостевой встрече против Ирландии, но подзабытая, однако, в последних играх, имеет несколько преимуществ. Во-первых, это тактическое построение является наиболее изученным, поскольку оно использовалось в большинстве матчей сборной. Во-вторых, эта атакующая схема 4–3–3 всегда может трансформироваться в более компактную и плотную модель 4–5–1 (4–2–3–1). Для этого необходимо, чтобы инсайды Аршавин и Дзагоев оттянулись в глубину поля, а Зырянов – на позицию второго опорного полузащитника.
Такая схема предполагает наличие в составе одного центрального нападающего, чрезвычайно мобильного, способного стягивать на себя защитников соперника, тем самым создавая простор для инсайдов. В связи с этим потеря Кержакова здесь является существенной. Не меньше вопросов вызывает позиция правого инсайда: откровенно говоря, Дзагоев действует в этой зоне не всегда так, как от него ждут. Поэтому не исключена вероятность того, что на этот участок поля Адвокат отправит не столь креативных и индивидуально мощных, но не менее умных игроков Зырянова или Семшова, тем более что обоим уже доводилось частично исполнять эти функции. А может, и Самедова.
ВАРИАНТ ВТОРОЙ. КОМПАКТНЫЙ: 4–2–3–1
Именно в такой приятно неожиданной конструкции предстала сборная России в последнем матче с Ирландией, где показала, пожалуй, свой самый качественный и зрелый футбол в этом году. Эту схему отличает, во-первых, компактность игроков средней линии, коих получается целых пять, а во-вторых, надежность – ирландцы, если вспомнить, противоядия так и не нашли, заставив Малафеева скучать все 90 минут.
Два опорника в этой расстановке – это опять же ирландский вариант. Не исключено, что Широков будет играть так, как он это делает в последних матчах за «Зенит» – по всей вертикальной оси, box-to-box.
Еще одно несомненное преимущество этой модели в том, что за счет перевода Аршавина направо у сборной наблюдается синхронность в атакующих действиях обоих флангов. Когда Аршавин играет слева, преимущество в активности левого фланга над правым составляет от 12 до 22 процентов. То есть правое крыло при таком раскладе задействуется значительно реже. И только матч с ирландцами, когда слева играл Жирков, а справа – Аршавин, выдал удивительные цифры: преимущество левого фланга над правым составило всего 1 процент.
ВАРИАНТ ТРЕТИЙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ: 4–4–2
Вероятность того, что сборная России сыграет по такой расстановке, не слишком велика. Тем не менее, именно такая модель наблюдалась у нашей команды в товарищеском матче со сборной Сербии. Но тогда случился форс-мажор: в первом тайме травмы получили Аршавин и Кержаков, что вынудило Адвоката выпустить Погребняка, отступив тем самым от заявленной схемы 4–3–3. Так что этот вариант, наверное, и стоит рассматривать только как какой-то форс-мажорный. Однако он, пожалуй, единственный, когда на поле одновременно могут появиться и Павлюченко, и Погребняк.
Да и сама эта схема весьма условна – представлен лишь один из ее вариантов, где в центре поля футболисты выстроены ромбом и нет отчетливых флангов. Впрочем, играть с классическими флангами Адвокат не любит, его стихия – или игра с инсайдами, или вовсе бесфланговая игра, которую можно было наблюдать на правом крыле атаки в некоторых матчах этого отборочного цикла.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ИГРОКОВ
Этот перечень возможных вариантов далеко не исчерпывающий. Таких схем можно назвать с десяток, где у каждой будет по две-три модификации. Но все эти модели роднит одна общая черта: Адвокат имеет возможность варьировать тактику не путем замен, а за счет универсальных качеств отдельных игроков.
Перед голландцем наверняка стоит дилемма: куда выпустить Жиркова – в защиту или полузащиту. Пожалуй, сейчас наиболее логичным кажется второе. Во-первых, Юрий играл на этой позиции не только с Ирландией, но и во втором тайме матча с Камеруном. А во-вторых, в своем новом клубе он выходит именно в полузащиту, откуда смещается в центр и даже на противоположную бровку. Но главное, чтобы Жирков, у которого небольшая травма, вышел на поле. Слева же в защите всегда может сыграть Алексей Березуцкий.
Не так просто ответить и на другой вопрос: где лучше использовать Аршавина, который в большинстве матчей играл левого инсайда, однако появлялся и в центре, и на правом фланге. Понятно, что справа Андрей выйдет в том случае, если Жирков будет играть в полузащите.
Еще больше вариантов у Адвоката в центре, где все игроки, за исключением разве что Денисова, могут одинаково успешно выступить в качестве как опорников-разрушителей, так и атакующих полузащитников.
УВИДИМ ЛИ МЫ ДЯДЮНА И САМЕДОВА?
При всей консервативности Адвоката выход Самедова очень даже вероятен. В пользу этого говорят несколько факторов. Во-первых, Александр сейчас находится в потрясающей форме. Во-вторых, с учетом того, что в сборной остались только габаритные форварды, очень полезен будет именно фланговый игрок с хорошей культурой паса и умением сделать грамотный навес. В-третьих, связка Семшов – Самедов является безупречной, особенно при выходе из обороны в атаку.
Появление Дядюна возможно, пожалуй, только в случае какой-то антикризисной, экстренной меры – когда уже, как известно, все средства хороши. Проблема новобранца сборной в том, что по своим антропометрическим данным он мало чем отличается от Павлюченко и Погребняка. И вряд ли при имеющемся выборе Адвокат сделает ставку на непроверенного бойца.
Впрочем, все эти возможные схемы и варианты состава – дело вторичное. Куда важнее то, чтобы сборная России обыграла Словакию. А как именно – не так и важно. Хоть с Дядюном, хоть с Самедовым, хоть с Аршавиным на воротах…
Этот текст был опубликован вчера на сайте Sovsport.ru и в сегодняшнем номере «Советского Спорта»
Другие материалы блога:
А играть будут совсем по другому варианту.