Безлимит Аяксы разворовывающий
Так как хуже уже быть не могло, то стало лучше. Франц Кафка
Воплощением клуба, наиболее пострадавшего от «революции Босмана», является амстердамский Аякс. Пока у нас внутри спорят о лимите и округляют глаза на переговоры молодых игроков с клубами их вырастившими, взглянем за пределы РПЛ, чтобы понять, куда увело европейский футбол то самое дело Босмана за 24 года.
Сначала про Аякс. Он всегда был особо симпатичен, как воплощение настоящего именно футбольного клуба. С классической академией, с исходящей из него тотальной философией, которая оказывает влияние на весь футбольный мир. Сложно по-настоящему любить футбол и не уважать Аякс. Он достоин. Вспомните Кройфа с Михелсом и Ван Бастеном. Аякс до революции Босмана – это воплощение футбола. Если бы Господь запретил мне быть русским человеком, и сказал, что я могу быть лишь иностранным футбольным клубом, я бы хотел стать Аяксом. Есть, какая-то особая ирония в том, что в 1995м, в год дела Босмана, Лигу Чемпионов выиграл именно амстердамский клуб.
Нынешний Аякс, конечно, не чета тому. Тот был волшебный. Лучший клуб мира на тот момент. Остроатакующий, по-настоящему голландский, тотальный. Тогда новые правила не успели еще окончательно деформировать реальность. Теперь Аякс экономически беззащитен за пределами футбольного поля. Также как и Андерлехт, например. Потому, что шейхи не придут их покупать. Чемпионат Голландии не столь крут (в случае с Андерлехтом – чемпионат Бельгии). А Лига Чемпионов не круглогодична. В этом смысле покупка Вулверхэмптона, с последующей накачкой его деньгами, выглядит логичнее.
Что же произошло?
Были времена, когда лимит был, но о нем и не вспоминали. Потому что он был по всей Европе. Не более 3 иностранцев на поле. Потом 3+2 (но чтобы попасть в эти 2, надо было длительное время в стране провести). Футбол в европейских странах был аутентичный. Благословенное время, когда глобализация еще не перемешала все сначала в салат, а потом в пюре. Бенфика была португальской, Реал испанским, Арсенал английским. Воспитывать хороших игроков было выгодно, потому что они приносили деньги даже после окончания контракта. Удельный вес кошелька в факторах футбольного успеха был ниже, чем сейчас. А Кубок Чемпионов выигрывали Стяуа и Црвена Звезда.
Главным итогом «дела Босмана» стали: свободный трансфер после окончания контракта и отмена лимита на легионеров (сначала для граждан ЕС, потом для всех). На тему последствий этого переписаны тонны статей. В свете темы, вынесенной в заголовок данного материала, особо заострюсь на одном. Бизнес-схема «клуб-ферма» стала экономически сомнительной. Под клубом-фермой имею ввиду команды, формирующиеся из собственных воспитанников и зарабатывающие на продаже футболистов. Любого подающего надежды паренька из академии стало возможным перехватить бесплатно на этапе локального окончания юношеского контракта. Таким образом, работа академий стала делом в большей степени энтузиазма и лишилась (не полностью, но существенно) экономического смысла. Волшебный Аякс 90х сейчас невозможен в принципе. Просто топ-клубы «разворуют» его еще до формирования основного состава. С точки зрения финансов на трансферах сейчас жизнеспособна «схема Бенфики»: находишь стоящего игрока в Южной Америке, сажаешь на длинный контракт, засвечиваешь и капитализируешь его хорошей игрой в Европе, и продаешь дороже (в случае с Китаем и Россией – баснословно дороже). Растить своих долго и затратно. Академии теперь нужны в основном для соблюдения правила о количестве доморощенных игроков в заявке (многие европейские страны пытаются хоть так регулировать в безлимитные времена).
Куда это привело?
Не хочу оценивать хорошо или плохо, то, что произошло. Я лишь хотел описать новую реальность. Отношение болельщиков полярно. Спросите, к примеру, у молодого фана Ман Юнайтед, как бы он оценил возврат к добосмановским правилам. Он покрутит пальцем у виска. Сейчас круче. Как это не больше трех легионеров в составе? Кого выбрать из Де Хеа, Погба, Лукаку, Линделефа, Матича, Марсьяля, Эрреры, Маты и Санчеса? Это я еще не всех вспомнил. А если спросить у вдохновенных болельщиков со стажем, которые успели и поболеть и подраться и полюбить свою команду, прямо вместе с ее географическим месторасположением. Они ответят, что им не за кого болеть в этой восьмисотой сборной мира, выдаваемой за их любимый клуб. Доля правды есть у обеих сторон. Безлимит на легионеров и свободный трансфер очень сильно изменили футбол. Его залило деньгами и он ушагал в сторону шоу-бизнеса. Он теперь Энтертеинмент. И деньги таки стали решающим фактором. Богатые клубы превратились в ФК Голливуд. Средние в ФК Болливуд. А те, кто использует ту же стратегию, не имея достаточных ресурсов в ФК Цирк Шапито. Но у нас нет, ни выбора, ни возможности что-либо изменить. Наслаждаемся картинкой в HD-качестве.