Большое интервью Унаи Эмери порталу COPA90
Автор перевода: Анна Иванова
Ведущие программы: Poet, Vuj, Timbsy
Унаи, это Тим, он говорит по-испански, даже на Евровидение ездил, так что если нужен испанский перевод, дай знать.
Ок, надеюсь, его испанский не как мой английский. А то может разницы нет.
Почему вы выбрали «Арсенал»?
«Арсенал» - амбициозный клуб. Клуб, который ставит перед собой высокие цели, клуб с богатой историей и ярким настоящим. И мы хотим создать этому клубу большое будущее. Для меня это вызов, когда такой большой клуб как «Арсенал» зовет тебя на работу, и от такой работы я не откажусь.
Трудно ли приступать к работе после тренера, который так много лет проработал в клубе?
Я наблюдал за работой Арсена (Венгера) прежде чем перебрался сюда. За тем, как он создавал этот клуб и его репутацию. Для меня это большая ответственность – сменить Арсена, но я уверен в том, что делаю, в наших методах работы. Кроме того, клуб оказывает мне доверие, у меня есть возможность работать на замечательных тренировочных площадках и великолепном стадионе, и вообще мне все оказывают поддержку. Я чувствую поддержку не только английских болельщиков, но и болельщиков по всему миру. Да, ответственность очень большая, но я верю в то, что делаю.
У вас была возможность пообщаться с Венгером?
В течение карьеры я несколько раз с ним пересекался и мы общались. После того, как я приехал в Лондон, мы разговаривали только один раз, но мы друг друга очень уважаем. Вообще тренеры могут продуктивно общаться во время ежегодной конференции в Нионе, куда съезжаются тренеры из разных европейских команд. В нашу последнюю встречу здесь в Лондоне мы просто поговорили о каких-то общих вещах.
Не знаю, что Эмери сказал игрокам в матче против «Тоттенхема» в перерыве, но что я увидел во втором тайме – для меня это была лучшая игра за весь сезон. Игроки были заряжены, в глазах у них был огонь. Твоя энергия, которая из тебя прет, она словно передавалась игрокам на поле. А у тебя какой любимый момент в этом сезоне?
Мне все нравится, я наслаждаюсь каждым моментом, каждым матчем. Понятно, почему болельщики выбирают матч с «Тоттенхемом», для них он значимее всего. То, как мы выиграли во втором тайме – это здорово, конечно. Это был особенный момент для них, и я чувствовал себя так же, но я хочу получать удовольствие от всего – игр, тренировок. Мне кажется, та энергия, с которой я подхожу к работе, заставляет меня к каждому моменту относиться как к особенному. Для тренера самое важное – это конечный результат, на каком месте ты заканчиваешь сезон, но я хочу получать удовольствие и по ходу процесса. Важно само путешествие, потому что когда наступает конец сезона – это всего один короткий эпизод, а дорога к результату длинная. На этом пути будут плохие моменты, и важно, как команда на них отреагирует. В ответ на поражения важно сплотиться как команда, а это тяжело, побеждать приятнее. Поэтому когда мы проигрываем, я хочу встретиться с игроками, быть с ними вместе, поговорить с ними, сказать, что важно оставаться командой и продолжать работать.
Можно сказать, у вас такой философский подход, типа буддистский даже – нужно принимать все, хорошее и плохое?
На протяжении всей моей карьеры я думал одинаково – когда выигрываешь матч, то захватывают положительные эмоции, легче говорить с игроками после матча, но когда проигрываешь, нужна какая-то опора, поэтому необходим баланс. Для меня баланс – это некоторое «среднее» состояние, я не могу реагировать на ситуацию так же как остальные. Мне нужно сохранять спокойствие, не испытывать сильного негатива или эйфории, сохранять умеренный позитив. Так я должен вести себя после всех матчей, выигрываем ли мы или проигрываем. И я хочу, чтобы игроки также относились к происходящему. Когда мы выигрываем, то мы лучшие, все хвалят нашу игру, но если мы проигрываем, слышна только критика. Поэтому нужно научиться в плохие моменты на критику реагировать спокойно и на сплошной позитив реагировать спокойно, всегда держать голову прямо и смело смотреть людям в глаза.
В том матче с «Тоттенхемом», который «Арсенал» выиграл 4-2, вы сделали что-то особенное в перерыве – может, сказали что-то игрокам, или все было как обычно?
После первого тайма мы в раздевалке обговариваем разные эпизоды и разные ситуации, что происходит – проигрываем или выигрываем. Главное, что я хочу сообщить игрокам – какие небольшие изменения по сравнению с первым таймом мы можем сделать, чтобы играть лучше. А еще придать им энергии, зарядить их позитивной энергией и уверенностью в себе. Когда проигрываешь, тяжело их мотивировать, но все равно я говорю то же самое – сохраняйте спокойствие, вот это нужно исправить, не забудьте об этом, играйте дальше. Всегда одинаково. В случае с «Тоттенхемом» на стадионе была отличная атмосфера, очень позитивная, и болельщики помогли игрокам выложиться по полной. И поехало – гол Обамеянга, гол Ляказетта, гол Торрейры… Все играли очень качественно.
Когда Ляказетт забил, у него такое счастливое выражение на лице было, я такое видел только у своих детей. Но в нем и столько агрессии на поле. Это и есть правильный баланс, да?
Да, в нем было всего понемногу, и он был очень заряжен на этот матч. Тренер всегда хочет, чтобы игроки выходили на поле супер мотивированными, но так не бывает – кто-то больше заряжен в игре с «Тоттенхемом», кто-то с другой командой. Конечно, матчи с «Тоттенхемом» более эмоциональные из-за болельщиков. Но нужно сохранять спокойствие, потому что в плане очков для нас важны все матчи. Дерби – всегда особенное противостояние, но нам нужна стабильность. Стабильность значит, что мы можем ожидать от себя одного и того же в каждом матче. И это легко не дается. Легко сидеть здесь и говорить о стабильности, а потом мне нужно идти и «прокачивать» игроков, заставлять их к этому стремиться, заставлять больше работать над собой. Мы понемногу движемся в правильном направлении, шаг за шагом, из матча в матч, но для этого необходимо повысить общее качество игры и создать позитивный психологический настрой.
Вы мне напоминаете мистера Мияги из фильма «Каратэ-пацан». Кстати, я был на матче «Севильи» с «Ливерпулем». Поддерживал «Ливерпуль», потому что меня многие клубы интересуют, не только английские, и сборные всякие смотрю, сербскую, например… Но за «Арсенал» болеть не могу. У меня из окна стадион «Тоттенхема» видно.
Надо как-то пересмотреть свое отношение. Может, после этого интервью начнете больше болеть за нас. Ну или сделать переливание крови от какого-нибудь болельщика «красных».
В чем разница между работой тренера в английском клубе и клубе из другой страны?
В английском футболе больше глубины и очень преданные болельщики, по моим ощущениям. В Испании болельщики тоже люди страстные, во Франции меньше, а в Англии всегда чувствуешь их поддержку, будь то домашний матч или выезд. Мне комфортно в моей роли, так как внутри я тоже очень страстный человек и обожаю футбол. Я очень люблю свою работу – подготовку к матчам, ожидание стартового свистка, сам ход игры, концовку – и мне хочется передать эту свою одержимость игрокам и всем кто меня окружает. Здесь в Англии футбол очень популярен и есть своя болельщицкая культура, стадионы полные на каждой игре, и такая атмосфера очень заразительная.
Все знают, что болельщики «Арсенала» любят громко выражать свое мнение – в социальных сетях и в обычной жизни. Что вы о них думаете, доставляют ли они неприятности тренеру?
Наши отношения важны, потому что мы играем в футбол на профессиональном уровне для болельщиков. Именно болельщики привели нас сюда – мы сейчас сидим и разговариваем между собой, а на самом деле разговариваем с ними. Мы играем в футбол только потому, что за нами стоит множество людей – людей, которые приходят на матчи и наблюдают за жизнью команды. Конечно, они выражают свою любовь к футболу. Вот ты болеешь за «Ливерпуль» или «Тоттенхем», а мы трое – за «Арсенал». Футбол – он в сердце. Я начинал как профессиональный футболист в Испании, в «Реал Сосьедат», и маленький кусочек моего сердца окрашен в синий цвет, в цвет этого клуба. Потом я играл в Сегунде и там же стал тренером, и в моем сердце найдется уголок для каждой команды, в которой я работал. Но теперь я работаю здесь, так что теперь я на 100% с «Арсеналом», и отдаю все этой команде.
Какие задачи вы ставите для себя с «Арсеналом» в АПЛ?
Передо мной стоит следующая задача. Во-первых, каждый игрок должен стать лучше, вырасти над собой во всех аспектах игры, а также стать товарищем для других игроков. Каждый должен быть способен выдать отличный матч. Вот над чем я работаю – помогаю каждому игроку стать лучше. Мне хочется, чтобы игрок, приходящий к нам в клуб, понимал, что его карьера тут пойдет в гору, а когда придет время с ним расстаться, чтобы он сказал, «сейчас я играю лучше, чем когда я пришел». Во-вторых, мне хочется сделать что-то важное для истории клуба. Мне хочется создать амбициозную команду, которая будет биться в каждом матче и показывать красивый футбол. Что такое красивый футбол? Это когда команда играет так, что болельщики ей гордятся. Гордятся игроками и видят, что они отдают все на поле, а также показывают очень хорошие результаты. Ну и в-третьих, мы играем в футбол, чтобы завоевывать титулы и кубки. Выиграть титул нелегко, но я хочу, чтобы мы что-нибудь выиграли, и чтобы мы были все ближе и ближе к первой строчке Премьер-лиги. Например, в этом году мы играем в Лиге Европы. Этот кубок очень непросто получить, но пока мы в деле. АПЛ – крайне непростой чемпионат, так было и будет всегда, но я хочу, чтобы у команды все получалось и в истории клуба появились новые страницы. В общем, нужно работать с игроками, создать положительную атмосферу в плане общения клуба с болельщиками, чтобы мы гордились друг другом, и завоевать какой-нибудь титул, если получится.
Кто больше всего повлиял на вас в плане принципов тренерской работы?
Я учусь у всех тренеров, с которыми имею дело. Например, первым тренером, с которым я работал как профессиональный футболист и от которого многому научился, был легендарный Джон Тошак. Он тогда приехал в Сан Себастьян тренировать «Реал Сосьедат» и был очень требовательным к игрокам, научил нас смотреть на футбол не так, как тогда было принято в Испании. Хотя я был игроком основы, я уже начинал думать не как футболист, а как тренер. Продолжая играть в футбол, я три года учился, чтобы стать тренером. Лицензию я получил, когда играл в «Лорке», это случилось в декабре, и через месяц стал тренером своей команды.
Как на это отреагировали другие игроки?
Сначала удивились. В декабре в испанских чемпионатах есть перерыв на рождественские праздники, и на этот перерыв я ушел как игрок, а через неделю вернулся как тренер. На первом собрании я им сказал: «Я вас всех очень хорошо знаю и хочу помочь вам добиться чего-то важного в этом клубе». И у нас получилось.
Если можно, оставьте автографы на этих футболках. Мы их отдадим нашим зрителям и подписчикам. Кстати, какая вам нравится музыка?
Мне нравится рок. Мой брат играет на гитаре, он не профессионал, но играет очень хорошо. Нет, я играть не умею, только слушаю.
Какая у тебя любимая группа? Может, Red Hot Chili Peppers?
Да, я их слушаю иногда. И еще U2.
Тут нам еще один вопрос задали в соцсетях. Кто из игроков «Арсенала», по-вашему мнению, показал наибольший прогресс в этом сезоне?
Трудно выбрать кого-то одного. У нас 25 игроков, на поле выходят 11, на матч в заявке 18. Трудно сделать так, чтобы все смогли себя проявить. Но я хочу, чтобы каждый игрок постепенно улучшал свою игру – играл на 10%, 15%, 20% лучше, чем в начале сезона. Есть такие, кому удается прыгнуть выше головы, так сказать, и такой прогресс легче заметить. Например, как Лукас Торрейра или Маттео Гендузи. Для них это первый сезон в Премьер-лиге, где соревновательный уровень очень высокий, но я виду, как они растут. Правда, Торрейре нужна помощь других испаноязычных игроков, чтобы адаптироваться. Но не только эти двое, конечно. Обамеянг много забивает, Ляказетт пашет на поле, сейчас Месут Озил очень здорово работает. Главное, чтобы у нас был командных дух, чтобы было чувство общности, чтобы мы вместе выигрывали и проигрывали. Чтобы мы были сильной, сплоченной командой с соответствующим психологическим настроем, ну а потом уже можно говорить об отдельных игроках… Да, Колашинац еще хорошо прибавил… и Ивоби …и Мейтланд… Мне кажется, у всех игроков прибавилось уверенности в себе, в том числе и у Лено, нашего вратаря. Нам нужен каждый игрок, каждый может помочь команде стать лучше на те самые 10%, 15% и 20%.
Ведущие: Спасибо!
Подписывайтесь на наш: паблик VK / Телеграм кана
По Унаи видно, что он не ярый максималист, как Моуриньо или Гвардиола, но при этом безумно влюбленный в футбол, профессию и коллег. В этом, мне кажется, он очень схож с Венгером. Как и в желании внести в игру в футбол нотку импровизации и гениальности.
За перевод спасибо! Продолжайте публиковать всё интересное из соц. сетей на спортсе