Юрий Лодыгин: В России каждый день происходят сотни драк. Но мало кого наказывают, как Кокорина и Мамаева
Напомним, Лодыгин провел в Греции все детство и именно там начинал профессиональную карьеру. В «Зенит» он перешел в 2013 году из клуба «Ксанти». Тогда же его стали привлекать в сборную России. Однако еще в прошлом сезоне Лодыгин потерял место в основном составе питерцев. С 2016-го Станислав Черчесов перестал вызывать его в национальную команду. В общем, перемены в карьере молодого по вратарским меркам Лодыгина назрели. И в конце января он оказался в одном из флагманов греческого футбола. Пока на правах аренды.
«ЗАНОВО ОСВОИТЬСЯ В ГРЕЦИИ ОКАЗАЛОСЬ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ Я ДУМАЛ»
– Как чувствуете себя в «Олимпиакосе»?
– Необычно. Годы в «Зените» пролетели очень быстро, но я привык к Питеру. И заново освоиться в Греции, где прошло мое детство, оказалось не так просто, как я предполагал, когда зимой приехал в Пирей. Тем не менее, этот переход был мне очень нужен. Надо было сменить обстановку, перезапустить карьеру. Оставлять все, как есть, было нельзя.
– И каким получился «рестарт»? Пока вы провели за «Олимпиакос» только один матч. В четвертьфинале Кубка Греции.
– Конечно, я рассчитывал на большее. Но то, что сейчас не попадаю в стартовый состав, не означает моей плохой игровой формы или каких-то проблем с тренером. Так складываются обстоятельства. Когда вратарь приходит в новую команду, ему, в том числе, должна улыбнуться удача. Помню, в «Зените» я использовал первый же шанс: вышел, выручил. Хотя на тот момент железным первым номером был Слава Малафеев.
У «Олимпиакоса» в феврале было много ответственных матчей. В чемпионате, еврокубках. Тренер находился под давлением. А основной голкипер Жозе Са не давал поводов его менять. Так что я с пониманием отнесся к ситуации. И сейчас так же отношусь. Представится шанс – постараюсь его использовать, нет – продолжу спокойно работать на тренировках. В психологическом плане мне все равно сейчас легче, чем в первой половине сезоне. Смена обстановки пошла на пользу. К лету, уверен, смогу побороться с Са за место первого номера.
– Планируете надолго задержаться в «Олимпиакосе»?
– Возможны разные варианты. Озвучивать сейчас не хочу. Но надеюсь, все в итоге сложится хорошо.
«СДЕЛАЛ ШАГ НЕ ВПЕРЕД И НЕ НАЗАД, А В СТОРОНУ»
– Правда, что зимой вы могли перейти в «Ноттингем Форест»?
– Правда. Контракт уже был согласован, я готовился провести концовку сезона в чемпионшипе, мне даже назначили дату медосмотра, купили авиабилеты. Однако в клубе буквально за несколько дней все поменялось. «Ноттингем» неудачно сыграл два матча, выбыл из зоны переходных игр с АПЛ, и на место приглашавшего меня Айтора Каранки был назначен Мартин О’Нил. Переход сорвался.
А 26 января, по-моему, на меня вышел «Олимпиакос» и предложил полугодовую аренду.
– Соглашаясь на аренду, вы знали, что место первого номера вам не гарантировано?
– С тренером переговорил в первый же день, как только попал на базу «Олимпиакоса». Он все объяснил. Я сказал, что готов к конкуренции. И сейчас ни о чем не жалею. Образно выражаясь, сделал шаг не вперед и не назад, а в сторону. Повторюсь, мне нужна была смена обстановки.
– Как оцениваете уровень чемпионата Греции?
– Если брать финансы, даже ведущие греческие клубы и близко не стоят с тем же «Зенитом». Что уж говорить о середняках и аутсайдерах… Еще меня неприятно удивила посещаемость. Большинство матчей проходят на полупустых стадионах. Зрелищность не слишком высокая. Многие любят критиковать нашу премьер-лигу, но в сравнении с греческим у России очень сильный чемпионат. Лишний раз в этом убедился.
– С тех времен, когда вы начинали карьеру в Греции, местная лига совершила прогресс?
– Мне сложно судить. Конкретно «Олимпиакос» находится сейчас в стадии перестройки. Еще несколько лет назад команда была на слуху в Лиге чемпионов. Но прошлым летом, после неудачного сезона, «Оли» почти полностью обновился, осталось человека три, поменялся главный тренер. За один год восстановить былые позиции непросто.
Да и в групповой турнир Лиги чемпионов теперь сложнее попасть. Раньше была прямая путевка, теперь надо проходить квалификацию, Греция опустилась в рейтинге УЕФА.
«БУДЬ Я ПОМОЛОЖЕ, НАВЕРНЯКА ЗЛИЛСЯ БЫ НА МАРТИНША»
– За «Олимпиакос» выступает бывший игрок ЦСКА Бибрас Натхо. В основном общаетесь с ним?
– Бибрас был первым, к кому я подошел, когда сюда приехал. Общаемся по-русски. Отношения у нас прекрасные. Но сейчас уже со всеми дружу. За два месяца полностью освоился.
– Как охарактеризуете главного тренера «Оли» Педру Мартинша?
– Наверное, будь я помоложе, начал бы злиться на него, думая, что он ставит в состав другого вратаря, потому что тот – его соотечественник, тоже португалец. Но с высоты опыта я прекрасно понимаю логику нашего тренера. Восемь месяцев у него стабильно играл Са, и было бы глупо в период важных матчей убирать Жозе из состава только потому, что клуб арендовал еще одного голкипера.
– Тем не менее, однажды Мартинш вас выпустил. И ваш дебют за «Олимпиакос» получился неудачным – команда уступила в Кубке «Ламии» 0:1, при том что соперник нанес всего один удар в створ.
– Это была ответная игра. В первой мы пропустили три гола, сыграли 3:3… Конечно, я был очень рад, когда меня включили в стартовый состав на домашний матч. Готовился показать лучшую игру, но… Сработало правило «не забиваешь ты – забьют тебе». Игра шла в одну калитку, мы нанесли по воротам «Ламии» ударов 28, а мне залетел совершенно «кривой» мяч. Такое бывает…
Очень не понравилось, как это восприняли в России. Некоторые «эксперты» начали писать, что Лодыгин пропустил, пока жаловался на что-то судье. Бред какой-то. Если честно, было не по себе.
«КОМФОРТНЕЕ ВСЕГО БЫЛО СО СПАЛЛЕТТИ И БОАШЕМ»
– Поговорим о «Зените». Почему у вас возникла потребность сменить обстановку?
– Все просто. Я не получал того игрового времени, которое заслуживал.
– Чувствовали в себе силы пошатнуть позиции Андрея Лунева?
– Мне не хотелось бы возвращаться назад. Началось все это давно, еще до назначения Сергея Семака… Это футбол, здесь никто не может однозначно считать себя незаменимым. Раньше я был первым номером «Зенита», потом им стал другой. Все нормально. Я лично ни на кого в «Зените» обиды не держу.
– Но вы понимаете, в какой момент на вас перестали рассчитывать?
– Думаю да. Наверное, не надо было быть таким послушным. В некоторых эпизодах мои действия корректировали, я делал так, как меня просили, а лучше было сыграть проще. Тогда бы избежал некоторых ошибок, которые сыграли против меня. Сделал для себя вывод. Не всегда вратарь должен поступать так, как просит тренер. Ведь крайним всегда объявляют голкипера, он несет всю ответственность. Такая у нас профессия – мы же играем на последнем рубеже.
– В «Зените» вы до Семака работали с Роберто Манчини, Мирчей Луческу, Андре Виллаш-Боашем, Лучано Спаллетти. С кем было комфортнее?
– Наверное, со Спаллетти и Боашем. А с Сергеем Богдановичем я особо и не успел поработать. На момент моего ухода он проработал всего несколько месяцев. А я еще и травму получил. Не успел составить мнение о Семаке как о главном тренере.
– Насколько конфликтной была атмосфера в «Зените» при Манчини?
– Я это комментировать не хочу. Лично у меня с Манчини конфликтов не было. А за других говорить не имею права.
«ЛУНЕВ ДЕЛАЕТ СВОЮ РАБОТУ, Я – СВОЮ»
– После прихода Семака появилась надежда, что вернетесь в стартовый состав?
– Надежды были. Но вы знаете, я не уверен, что Семак единолично принимал решение по поводу того, кто будет играть в «рамке».
– Кто же ставил вам палки в колеса?
– Повторюсь, я никого не виню. Это этап жизни, который я должен был пройти. Рано или поздно подобное происходит с каждым. Я же поднялся в «Зените» довольно резко. Парень из провинциального Ксанти сразу заиграл в лучшем клубе России, попал в Лигу чемпионов, сборную… Надо было быть готовым и к падению. Я к этому нормально отношусь. Любой опыт полезен. Даже отрицательный.
– Какие у вас остались отношения с Андреем Луневым?
– Мы были конкурентами, но это не значит, что мы враждовали. У меня со всеми в «Зените» сохранились теплые отношения. Лунев делает свою работу, я – свою. Претензий друг к другу у нас в принципе не может быть.
– Вам нравится игра нынешнего «Зенита»?
– В данный момент самое главное результат. Он есть. Безусловно, сезон очень тяжелый. Но команда, тренер справляются, это видно.
– Зимние трансферы себя оправдали?
– Опять же: раз результат есть, значит, все было сделано правильно. Сердар Азмун сразу начал забивать, о нем и говорить нечего. Мощное усиление.
– Как осенью восприняли историю с Александром Кокориным?
– То, что я увидел на видео, шокировало. Но еще больший шок вызывали дальнейшие события. В нашей стране каждый день происходят сотни драк. Но мало кого наказывают, как Сашу Кокорина и Пашу Мамаева.
Да, они совершили большую ошибку, но давно все осознали, и в следующий раз, уверен, такого близко не случится.
«СБОРНАЯ РОССИИ МОЖЕТ ВЫИГРАТЬ ЕВРО-2020»
– С уходом Игоря Акинфеева вроде как должна была усилиться конкуренция за место основного вратаря сборной. Ждете вызова Черчесова?
– То, что сейчас меня не вызывали, закономерно. У меня же не было игровой практики. Но цель вернуться в национальную команду, конечно, есть. Сделаю все, чтобы начать играть и обратить на себя внимание Черчесова.
– Как вам старт сборной в отборе к Евро-2020?
– Мне и осенью нравилось, как наши играли. После чемпионата мира соперники стали серьезнее относиться к сборной России. Но команда все равно держит высокий уровень. Мне кажется, у нас очень хороший потенциал. Думаю, мы даже можем выиграть в следующем году Евро. Почему нет?
– Черчесов активно привлекает в состав натурализованных игроков. У Павла Погребняка это вызвало недоумение…
– Я не понимаю, что тут вообще обсуждать. Если игрок нужен сборной и имеет право за нее выступать, то его надо приглашать. Черчесов – не враг самому себе. Раз он вызывал Гилерме, Ари или Фернандеса, значит, считал их сильнейшими на своих позициях.
Никто не мешает мне или другому вратарю выиграть конкуренцию у того же Гилерме. А является ли он при этом натурализованным – какая разница? Это же футбол. Играет тот, кто лучше готов, с точки зрения тренера.
– Кого из молодых российских вратарей выделите?
– Мне нравится, что в «Краснодаре» начали доверять Матвею Сафонову. Александр Максименко, считаю, очень помог «Спартаку» в начале сезона в непростой период. Были небольшие ошибки, но в его возрасте они простительны. Думаю, и у него, и у Сафонова хорошее будущее.
– Что круче: «Спартак» – «Зенит» или «Олимпиакос» – «Панатинаикос»?
– Для Греции противостояние «Оли» и «Пао» – настоящее война. Не только в футболе, но и в баскетболе, и в других видах спорта. Но сам я через это дерби пока не прошел. Поэтому пока выше поставлю матчи «Зенита» и «Спартака». По атмосфере, это было незабываемо.
2) У меня одного диссонанс, когда он говорит "у нас", "наш чемпионат"?