Футбол против Расизма. Подробно о вечном противостоянии
Вы, вероятно, не раз задумывались: в чем заключается глобальное предназначение футбола в мире? Ведь это же всего лишь игра, всего лишь спорт. Почему он занимает такое важное место в умах и сердцах миллионов человек? Все дело в том, что футбол (и его исполнительный орган в лице ФИФА) взял на себя миссию объединить мир на почве любви к простой игре. Это гениальная пацифистская идея. Футбол проник в самые далекие точки планеты, но остался вне политики.
Например, когда в Англии появились идеи бойкотировать Чемпионат Мира в России, в ФИФА четко дали понять: не хотите ехать в Россию- не поедете и на три следующих чемпионата. Конечно же, сборная Англии приехала и провела один из лучших турниров за долгие годы. А болельщики поняли, что Россия- нормальная страна с нормальными гражданами, а не отражение собственной внешней политики. Футбол снова победил предвзятость.
Но, кроме идеи всеобщего мира и любви, за футболом неизменно следуют расизм и национализм. ФИФА четко видит врага и тратит огромные силы и бюджеты на борьбу с этим недугом.
В 2005 году Тьерри Анри и "Найк" запустили одну из самых масштабных кампаний против расовой дискриминации Stand Up, Speak Up. С тех пор подобные мероприятия проводятся регулярно, но и громкие скандалы перестали быть редкостью.
Германия- страна, которая до сих пор страдает от отголосков своего постыдного прошлого, изо всех сил старается быть дружелюбной для иммигрантов. В этом есть положительные стороны (в стране появляется дешевая рабочая сила, которая толкает вперед экономику) и вполне отрицательные (рост преступности и трудности интеграции в немецкое общество). Так или иначе, творцами триумфа на Чемпионате Мира 2014 стали люди разных расс, религий и этнических групп. Но даже это не до конца сплотило немецкое общество.
"Когда мы выигрываем- вы называете меня немцем, а когда проигрывем я уже турок"- обижался Месут Озил. Некогда один из самых талантливых игроков сборной не раз подвергался критике за то, что не пел гимн Германии или встречался с президентом Турции. В понимании Месута подобные жесты- реакция на всплески национализма.
Яркий пример: в 2016 году в преддверии Чемпионата Европы разгорелся большой скандал. Компания "Ферреро" выпустила обновленный дизайн упаковки шоколада "Киндер". Дело в том, что десятки лет на обертке был изображен светловолосый голубоглазый немецкий мальчик. Вместо него дизайнеры поместили изображение лидеров сборной в детстве. Если фотография маленького Марио Гетце никого не смутила, то изображение Джерома Боатенга и Илкая Гюндогана вызвало бурю эмоций.
Федерация футбола Германии заявила, что подобная реакция немцев- стыд и позор. Производитель "Киндер" отреагировал сказав, что они против любых проявлений ксенофобии. Но сами шоколадки с новым дизайном с полок пропали.
Куда лучше дела обстоят во Франции. Нужно отметить, что коренные жители страны испытывают определенный дискомфорт связанный с поведением и образом жизни этнических групп. Однако, на благодарность футболистам, выигравшим для Франции главный трофей, это никак не повлияло.
Американский профессор права Халед Бейдун призвал отнестись к этническому разнообразию чемпионов мира следующим образом: "80% вашей команды африканцы, так победите же ксенофобию. 50% вашей команды мусульмане, так победите же исламофобию. Эти люди принесли вам второй Кубок Мира, так принесите же им справедливость!"
В тоже время в России, бывший депутат, актриса и телеведущая Мария Кожевникова решила болеть за сборную Хорватии в финале ЧМ по причине того, что "сборная Франции, если так ее можно назвать, состоит из Кимпембе, Манданда и Нзонзи" (цитата). Сейчас этот пост в инстаграме Кожевниковой удален, но в моменте он набрал десятки тысяч лайков.
Итак, мы плавно подошли к России. Здесь не болеют за Кимпембе и Нзонзи и не хотят натурализованных игроков. Шутка, конечно же, совершенно точно многие не согласны с Кожевниковой. Давайте разберемся насколько сильно ксенофобия проникла в футбол в России.
Бытует мнение, что "Зенит" из Петербурга долгое время не покупал темнокожих игроков т.к. радикальные болельщики команды были категорически против. Но, однажды, клуб подписал контракт с Халком и Рондоном. Это ознаменовало отказ "Зенита" от бесповоротно устаревших стандартов.
Чемпион Мира, обладатель Лиги Чемпионов и множества других трофеев Роберто Карлос во время выступлений за "Анжи" не раз сталкивался с проявлениями расизма. В 2011 году с трибун в него прилетел банан и футболист покинул поле несмотря на отсутствие у "Анжи" замен. Также бананы прилетали в Джибриля Сиссе. Уханье, подобное обезьяньему, слышали в свой адрес Халк, Яя Туре и многие другие.
Со временем болельщики привыкают к наличию темнокожих легионеров в чемпионате и подобные случаи случаются все реже. Но, как оказывается, что в сборной натурализованных (тем более темнокожих) игроков мы видеть не хотим.
Все началось с высказываний Павла Погребняка, который выразил отрицательное отношение к натурализации (в частности, футболиста Ари) и назвал смешным наличие темнокожих в сборной России.
Роман Павлюченко поддержал бывшего партнера по сборной. "Еще раз повторюсь, я против натурализации. Я за то, чтобы играли наши футболисты. У нас большая страна, а не островное государство".
Тем временем с расистскими выкриками сталкивается сборная Англии в Черногории. В матче с Сербией немецкие фанаты позволяют себе неадекватное поведение в адрес Лероя Сане и Илкая Гюндогана. Кажется футбол все еще далек от победы над расизмом.
Лучший ответ на расистские оскорбления дал Дани Алвес. Когда с трибуны в него прилетел банан, он поднял его и укусил, а потом исполнил отличную подачу с углового. После этого эпизода множество людей по всему миру начали выкладывать в социальные сети фото с бананом и хэштегом #notoracism. Среди них Серхио Агуэро, Неймар, Роберт Левандовски, Дрис Мертенс и многие многие другие.
Для "отдалённых" любителей футбола образ России (да и любой другой страны) начинает быть негативным.
УЕФА и фифа говорят футбол без политики, это разные вещи и не нужно их смешивать. Но на самом деле принцип разделения это и есть политический аспект в футболе, который часто создаёт двойные стандарты у футбольных чиновников