В Уфе Зинченко ездил на троллейбусе и тренировался по ночам. Никто не верил, что он уезжает в «Сити»
Он мечтал играть у Пепа.
Уже можно говорить, что трансфер Зинченко в «Манчестер Сити» – самая успешная продажа игрока РПЛ за границу после перехода Неманьи Видича из «Спартака» в «МЮ». Зинченко обожают болельщики – назвали лучшим игроком месяца в феврале. Его уважает Гвардиола – ставит в основу, а на днях пожелал ему провести всю карьеру в «Сити». Ему респектует руководство: по информации ESPN, «Ман Сити» хочет продлить контракт с Зинченко.
Гендиректор «Уфы» Шамиль Газизов говорит Sports.ru, что разговоры о трансфере в «Сити» начались зимой 2016-го. Ему позвонил агент игрока Алан Прудников и сказал, что для Зинченко есть вариант поехать к Пепу. Сначала в это мало кто поверил – ни сам игрок, ни его одноклубники, ни даже главный инсайдер русского футбола.
В интервью Евгению Савину Прудников рассказал, что сам предложил Зинченко «Сити» – еще когда команду тренировал Мануэль Пеллегрини. «Наверное, раз пять летал. Но тогда было подвисшее состояние. Потом я узнал из прессы, что Гвардиола возглавит клуб через полгода. Я связался с руководством и сказал еще раз: «Ребята, обратите внимание на парня, которого я вам предлагал». Хосеп сам лично просмотрел две игры Сашки. Со мной связались руководители и сказали: «Мы готовы приступить к следующему этапу переговоров». Они заняли полгода».
Чтобы получить разрешение на работу, Зинченко провел год в аренде в ПСВ. Теперь он выходит в основе в топ-клуба АПЛ.
Из этого текста вы узнаете:
• кто еще звал Зинченко, кроме «Ман Сити»• как Роман Нагучев опередил Нобеля с анонсом трансфера Зинченко• почему в «Уфе» Зинченко запретили дополнительные тренировки• почему Зинченко перешел с андроида на айфон• как шутили над Зинченко в команде, когда узнали, что он едет в Манчестер
Зинченко интересовал клубы из Бельгии и Германии
Газизов: «Было предложение «Андерлехта» и еще одного бельгийского клуба, не помню название. Дортмунд хорошие деньги предлагал, «Зенит» выходил на нас. Предложения крутились вокруг суммы 5-6 млн евро. Но когда Александр узнал про «Ман Сити», то сразу выбрал трансфер туда. После этого разговаривать с другими уже не было смысла. Я ему тогда пообещал: при любых раскладах ты уйдешь в «Ман Сити». Наверное, переход в другие клубы был бы более финансово интересен для нашей команды. Но мы решили, что надо не мешать Саше. Он же не раб у нас.
Важно, что эта история развивается. За счет этого трансфера мы получили не только деньги, но и узнаваемость в Европе. Как ее деньгами измерить?».
Сергей Тыртышный, пресс-атташе «Уфы»: «Вариант с немцами правда был. Зинченко даже на сборах уже немецкий учил. Я не знаю, сколько «Сити» заплатил за Зинченко, но могу сказать, что даже когда клубы объявляют цифры официально, это часто вранье. И сколько бы мы игроков ни покупали и ни продавали в РПЛ, в СМИ ни разу не было точной суммы. Минимум на 500 тысяч евро всегда ошибались».
Газизов: «Про 1,7 млн фунтов (по информации Manchester Evening News, именно столько «Сити» заплатил «Уфе») – я промолчу. Скажем так: по ходу переговоров мы решили не озвучивать сумму трансфера. Есть вещи, которые не хотелось бы говорить».
Шамиль Газизов
Трансфер Зинченко тормозил «Шахтер»
У «Шахтера» и «Уфы» были долгие разборки из-за Зинченко. В 2014-м футболист разорвал контракт с донецким клубом в одностороннем порядке и через несколько месяцев заключил контракт с «Уфой».
«Когда я был капитаном в академии «Шахтера», меня все устраивало, особенно когда мы были в Донецке. Это была одна из лучших академий в Европе. Тогда же был поставлен вопрос руководству: «Александр Зинченко – это 55-й игрок аренды?» На что ответили «да». Я понимал, что попасть в первую команду, где на моей позиции играют Генрих Мхитарян, Фернандиньо, Виллиан, Алекс Тейшейра, Дуглас Коста, Тарас Степаненко, очень трудно», – объяснял решение Зинченко.
Когда стало известно, что украинец переходит в «Манчестер Сити», к уфимскому клубу полетели претензии – «Шахтер» требовал выплатить компенсацию и дисквалифицировать игрока. В итоге палата по разрешению споров ФИФА постановила, что «Уфа» должна заплатить «Шахтеру» около 200 тысяч евро за подготовку футболиста, и оштрафовала Зинченко на 8 тысяч евро. «Шахтер» требовал дополнительной компенсации и подал апелляцию в CAS, но безрезультатно.
Михаил Прокопец, спортивный юрист, представлял Зинченко и «Уфу»: «Александр уехал из Украины с родителями. Он говорил, что был несовершеннолетний и не мог сам оставаться в Украине. Когда ФИФА рассматривала это дело, то не посчитало это уважительной причиной для расторжения договора. Дело в том, что «Шахтер» к тому моменту уже уехал из зоны боевых действий, футболистам ничего не угрожало. Было признано, что он нарушил договор с «Шахтером».
После этого «Уфа» выплатила 200 с чем-то тысяч евро – это специальная компенсация, предусмотренная ФИФА для случаев, когда переходит воспитанник младше 23 лет. Она обычно включена в трансферную стоимость. Но так как он просто расторг контракт и перешел, это была компенсация, которую заплатила «Уфа».
К тому моменту Зинченко уже перешел в «Ман Сити». «Шахтер» говорил: «Смотрите, он перешел за миллионы в «Сити», значит, вы должны больше нам заплатить. Это был один из самых перспективных игроков в нашей школе, он был капитаном, нам поступали предложения о его переходе». В общем, они пытались доказать, что его цена в момент разрыва контракта сильно превышала сумму компенсации за подготовку. На это ФИФА им ответила: если вы платите супердорогому футболисту зарплату в 300 евро, будьте готовы, что и компенсацию получите, исходя из этой суммы.
Когда от вас требуют несколько миллионов евро дополнительной компенсации, заплатить 10 тысяч (публично объявляли о 8 тысячах, речь о деньгах в дополнение к положенным 200 тысячам – Sports.ru) означает, что вы выиграли это дело. Это контролируемый проигрыш. Мы сразу сказали клиенту, что, скорее всего, заплатим такую-то сумму, спросили: вас устраивает? Те ответили: нас устраивает».
Газизов: «Переговоры с «Сити» были несложные, все произошло довольно быстро. Если что-то тормозилось, то по вине «Шахтера». Они вставляли палки в колеса, когда узнали, что он уходит. Я им лично еще до его перехода предлагал до 50% [от суммы следующей продажи Зинченко]. Считаю, они повели себя некорректно».
Зинченко в «Уфе» жил скромно: ездил на троллейбусе, гонял с Android
Тыртышный: «Однажды болельщик написал мне: «Сегодня ехал в троллейбусе на тренировку вместе с Зинченко. Не первый раз его вижу». После этого его начали подкалывать в команде. «Зина, ты что, правда в троллейбусе ездишь? Фуу, блин. Брат, премьер-лига!». Его задела эта история, и он потом всегда вызывал такси. Оно в Уфе сто рублей стоило. Или кто-то его подвозил.
А когда он приехал в Уфу, у него был какой-то старенький «Самсунг». Я его однажды подвез в аэропорт, там девчонки с ним фоткались. И тут он достает телефон. Я говорю: «Это че такое?». Он говорит: «Телефон мой». Я говорю: «Ты че позоришься? В премьер-лиге играешь. Купи айфон». Он говорит: «Ну я только что контракт подписал…». Я говорю: «Ну вот больше никому не показывай». С тех пор у него всегда был айфон».
Зинченко выносил всех в фифу и пинг-понг
Тыртышный: «Он очень хорошо играл в FIFA. Всех обыгрывал. Не знаю, где он этому научился. У нас были редкие случаи, когда его кто-то обыгрывал. Фримпонг, например, тоже хорошо играл, но Саша его чаще обыгрывал. Помню, был случай, когда Сафрониди его обыграл, потом бегал по коридору и кричал об этом. И еще он в настольный теннис хорошо и красиво играл –подкрутки, закрутки. Лунев [после игр с Зинченко] постоянно под столом сидел – то мяукал, то лаял».
Газизов: «Я знаю его как абсолютно разностороннего, отзывчивого, талантливого парня. Если б он не играл в футбол, у него бы что-то другое обязательно получилось – в любом другом игровом виде спорта. Он во все игры побеждал оппонентов. Он очень начитанный, поет и танцует».
Тыртышный: «Зинченко очень любил петь. Пел везде, в том числе на сборах. При этом у него абсолютно нет слуха, поет он просто ужасно, мне кажется, хуже него никто не поет. Он потом нашел свою тему – рэп зачитывать. Там слух не нужен. И еще он мечтал научиться водить машину (сейчас научился и ездит на Mercedes-AMG – Sports.ru). Он как-то у меня спрашивал: «А что если у кого-то арендовать машину, а через три месяца отдать?». Я говорю: «Не проще купить дорогую?».
Зинченко – суперпрофессионал. Они с Луневым тренировались даже по ночам
Газизов: «Когда он к нам пришел, понятно, что он был еще сыроват. Но потом стало ясно: огромный потенциал. Его поведение вне тренировок доказывало, что из него будет большой футболист. Он профессионально относится к делу. Вообще не пьет. И, естественно, не курит».
Тыртышный: «Он всегда приходил раньше. Тренировка в пять часов вечера, он мог прийти в девять утра. С Луневым приходили и по воротам били. С ними еще был Александр Филин, он сейчас в «Химках», они дружат еще со времен «Шахтера». Втроем приезжали и дополнительно тренировались, это еще при Колыванове началось. Потом Перевертайло им запретил. Говорил: «Вам что, тренировок не хватает? У нас есть план, мы знаем, сколько надо нагрузки игрокам». Они тогда начали тайно по ночам заниматься – приходили, играли на запасных полях.
Сразу было понятно, что он талантливый. Я помню период при Колыванове, когда мы три матча подряд проиграли, но когда он на замену выходил, болельщики все равно хлопали. Команду в соцсетях тогда полоскали, но про него всегда писали: «Зинченко – единственное светлое пятно».
Никто не верил, что «Сити» купил Зинченко. Даже Нобель
Газизов: «Мне кажется, Саша сначала даже мог не поверить [в переход в «Ман Сити»]. Он знал, что вокруг него шумиха, но надо отдать должное: не обращал внимания и работал каждый день. Хотя когда пошел серьезный разговор, и ему из «Манчестер Сити» позвонили, тогда уже, наверное, небольшой мандраж пошел. Он довольно стрессоустойчивый, но тогда еще мальчиком был, а в такой ситуации мандраж даже у взрослого будет. Ведь играть у Гвардиолы – это его большая мечта была. Он считал, что это лучший тренер».
Тыртышный: «Предложение «Сити» вообще никак не отразилось на поведении Зинченко. Я даже не знаю, поверил он или нет. Как-то я ему сказал: «Че, уедешь к самому?». Он говорит: «Да ну, хорош, это еще вилами на воде». Мне кажется, в команде тоже никто не поверил. Его все подкалывали: «Зина, ну че ты там? Уже уехал?». Он говорил: «Да куда я уехал, вот он».
Многие вообще думали, что этой мой вброс. Там была история, что первым об этом сообщил Рома Нагучев. А ему сказал я, когда точно узнал, что это правда. Вообще первым, кому я это рассказал, был Нобель. Он не поверил. Прошли сутки, он не давал это, а я понимал, что тема жареная, где-то точно появится. Мы тогда приехали в Самару играть, там Нагучев комментировал. Он говорит: «Есть какая-то новость?». Я говорю: «Есть суперновость, но тебе не скажу, уже отдал Нобелю». Он: «Ну хоть намекни». Я говорю: «Зинченко уезжает в «Ман Сити». Нобель не дает, видимо, не верит. Он: «Ну тогда я намекну». Он намекнул у себя в твиттере. Потом говорил, что этот твит полтора миллиона посмотрело.
В этот же вечер мне позвонил Нобель, говорит: «Ну давай какие-нибудь подробности». Наверное, его задело, что он не первый. Но он просто не поверил.
Когда Зина уехал, это все обсуждали. Футболисты из других команд когда к нам приезжали, говорили: «Что в нем такого? У нас таких сотни». И в какой-то момент пошли шутки: наверное, «Уфа» сама заплатила, чтобы его «Сити» забрал».
В ПСВ Зинченко не проходил в состав, но аренда все равно помогла ему заиграть в «Сити»
Чтобы обеспечить Зинченко побольше игровой практики и поменьше проблем с разрешением на работу, почти сразу после приезда в Манчестер Пеп отправил Александра в аренду в ПСВ. Украинец не хотел уходить, но Гвардиола убедил его, что так будет лучше. «После китайского турне (июль 2016) он меня вызвал и спросил: «Что ты хочешь?» – вспоминал Зинченко. – Я ответил: «Остаться здесь». Он сказал, что для меня будет лучше уйти в такой клуб, как ПСВ. Ведь это команда, которая выступает в Лиге чемпионов. «Ты можешь остаться здесь, но я думаю, ты больше пяти-семи матчей за сезон не сыграешь, ведь конкуренция велика», – сказал Пеп».
Зинченко послушал тренера и пожалел. За весь сезон он отыграл в чемпионате Голландии 502 минуты. Еще до конца сезона Александр жаловался на свою ситуацию в интервью «Чемпионату»: «Могу сказать одно – здесь я несчастлив, поскольку семь матчей подряд уже не выхожу на поле. Так и не понял, зачем было брать футболиста, которого ты не используешь». Также Зинченко рассказал, что удивился, как много в Эйндховене парней, гуляющих друг с другом за ручку. Спортивный директор ПСВ Марсель Брандс в интервью сравнивал Зинченко с Давидом Сильвой и Де Брюйне, арендное соглашение с «Сити» было рассчитано на два года. Но украинец провел в Эйндховене только один сезон.
Впоследствии Зинченко говорил, что неправильно вел себя в ПСВ. «Думаю, что кислятина на лице – одна из причин проблем украинских игроков в Европе, – говорил он. – Когда мы сталкиваемся с трудностями, мы всегда показываем свою слабость: «Я сегодня плохо потренируюсь, нос повешу». А тренер смотрит со стороны: «Паренек, ты думаешь, мне сейчас лицо покривишь – и что-то изменится? Нет. Конечно, мы будем ставить того, который пашет». Я на себе это прочувствовал – я неправильно действовал в «ПСВ».
В каком-то смысле Гвардиола опять оказался прав: Зинченко почти не играл в ПСВ, но аренда все равно ему помогла. Сделав правильные выводы после неудачи в Голландии, украинец стал в «Сити» важным и чуть ли не самым профессиональным игроком. Совсем как в «Уфе» – возможно, скоро и Пеп запретит ему слишком много тренироваться.
Зинченко – самый прогрессирующий игрок «Сити». Он шикарно понимает систему Гвардиолы
Фото: Gettyimages.ru/Harry Trump, Denis Doyle; vk.com/ufafc ; sportarena.com/shakhtar.com; Gettyimages.ru/Epsilon
А Тертышный,э странный тип. «Не позорься, купи айфон». Как будто он в Реале, а не Уфе