Свободное падение «Либеро». Появление, развитие и исчезновение позиции «свободного защитника» в мировом футболе
В истории игры миллионов использование защитников–"Либеро" останется ярким явлением, которое достигло своего зенита, а затем быстро угасло. Франц Беккенбауэр, Гаэтано Ширеа, Маттиас Заммер — именно они сделали в свое время эту позицию культовой. Многолетнему эволюционному пути "свободного защитника" сопутствовали как гениальные тренерские решения, так и невероятные случайности.
Футбольная тактика за почти полтора столетия существования игры претерпела колоссальные изменения — появлялись новые позиции футболистов на поле, игровые схемы сменяли друг друга. Главной смотровой площадкой футбола с давних пор являлись Чемпионаты мира, где на суд общественности выставлялись новейшие достижения тренерской мысли и передовые тактические ухищрения. Кроме того, там же рождалась своеобразная футбольная мода, которую задавали команды–победительницы: игровую схему чемпиона начинали повсеместно использовать, таким образом, создавались определенные футбольные тренды.
Так было с победителем Мундиалей 1934 и 1938 года Италией Витторио Поццо, и с Бразилией Висенте Феолы, которая в 1958 году на Чемпионате мира в Швеции играла по системе 4–2–4, и с Англией–1966 сэра Альфа Рэмси, использовавшего одним из первых схему 4–4–2. Появившийся только в середине века Чемпионат Европы постепенно стал таким же важным и показательным с точки зрения футбольной эволюции турниром.
Маттиас Заммер (на переднем плане) — лучший игрок Чемпионата Европы 1996 года
Итак, 1996 год. Чемпионат Европы в Англии. Четыре команды, в том числе победители турнира сборная Германии использовали «либеро» в защите. В сборной Хорватии «свободного защитника» играл Никола Еркан, в сборной Румынии – Георге Попеску, в составе сборной Болгарии выходил Петар Хубчев. Первые двое играли роль «свиперов» и были ключевыми игроками своих команд, игравших, в большей степени, от обороны (о разнице понятий "либеро" и "свипер" поговорим дальше).
Кроме того, именно футболист, выступавший на позиции «либеро» стал лучшим игроком турнира, а по итогам года и получил "Золотой мяч" лучшему футболисту Европы. Речь о немецком защитнике Маттиасе Заммере.
Чтобы выяснить функциональную нагрузку, роль на поле и разные подходы в определении этой позиции, проследим появление и развитие защитников «либеро» в истории футбола.
Карл Раппан — один из первых футбольных революционеров
Футбол долгое время буквально стоял на месте. Игроки практически не уходили со своих номинальных позиций. Каждый игрок противостоял своему прямому оппоненту на поле, поэтому защитники знали, какого нападающего ему нужно остановить. Это было время персональной опеки в защите. Поэтому появление «свободного защитника» стало революционным.
Первой предпосылкой появления «либеро» стали тактические решения австрийского тренера Карла Раппана. Он провел недолгую игровую карьеру, которую закончил, играя в Швейцарии за «Серветт». Там же началась и его тренерская работа – сначала он выступал в роли играющего тренера, а затем окончательно перешел на роль наставника. В то время самыми распространенными игровыми схемами были классическая «Пирамида» 2–3–5 и детище великого менеджера лондонского «Арсенала» Герберта Чепмена «WM» или попросту 3–2–2–3. Раппан совместил некоторые элементы этих двух расстановок и произвел на свет новаторскую систему игры, которая получила название «Швейцарский замок» (от франц. «verrou» — дверной замок, засов).
Австрийца можно назвать «Менделеевым» тренерского цеха, потому что идею необычной для того времени тактики он увидел во сне. Раппану приснилось, как форвард соперника проходит на скорости центрального защитника его команды и забивает гол, на что он решает поставить перед вратарем еще одного защитника, который не позволяет нападающему вновь выйти на ударную позицию и отбирает у него мяч.
"Швейцарский замок" или "Замок Раппана" — первая схема со "свободным" защитником
Тактика, сработавшая в сновидении, незамедлительно воплощается и в реальности. Австрийский специалист переводит правого и левого хавбеков на позицию крайних защитников, а одного из центральных защитников оставляет за линией обороны, таким способом трансформируя распространенные 2–3–5 в 1–3–3–3. Последний защитник, теперь имеющий больше свободы на поле и помогающий всем игрокам обороны, получает название «verrouiller», производное от глагола «запирать». Система, к слову, все же не была идеальной: главной проблемой было очень большое расстояние между защитой и нападением, из–за которого инсайды должны были опускать глубже к центру поля. К счастью, у Раппана в наличии был талантливый центрхав Вернетти, который руководил игрой полузащиты и являлся связующим звеном между обороной и атакой.
Карл Раппан считал, что существует два способа создания футбольного коллектива. Либо ты находишь одиннадцать индивидуально сильных игроков, и, выпуская их на поле, полагаешься только на их мастерство, либо ты пытаешься встроить одиннадцать средних футболистов в правильную игровую схему. Швейцарские игроки не были такими же одаренными, как их европейские коллеги, и не обладали такой же физической подготовкой, как британские футболисты, поэтому Раппан выбрал второй вариант и не прогадал.
Новая схема позволяет австрийскому тренеру шесть раз выиграть национальный чемпионат и восемь раз завоевать кубок страны с «Серветтом» и «Грассхоппером». Кроме того, сборная Швейцарии под его руководством успешно выступает на Чемпионате мира 1938 года во Франции. В первом раунде команда сначала играет вничью с Германией, но после победы в повторном матче проходит дальше. Следующий соперник – сборная Австрии – отказывается от матча из–за случившегося аншлюза все той же нацистской Германии. Швейцарцев в итоге останавливает будущий финалист турнира сборная Венгрии с великолепным Дьорьдем Шароши в нападении.
Изобретение Раппана хоть и не сразу, но стало востребованным во всем мире. Например, «замок» в защите весьма помог в финале Чемпионата мира 1950 года сборной Уругвая сдержать атаки бразильских футболистов. Хозяева турнира катком прошлись по всем своим соперникам и не ждали никакого другого результата, кроме как золотых медалей победителей. 4:0, 7:1, 6:1 – таковы были результаты матчей с участием «Селесао», и только сборной Швейцарии удалось выстоять и свести матч к ничьей – 2:2. Тренер сборной Уругвая Хуан Лопес Фонтана решил, что в открытом футболе с бразильцами тягаться будет сложно, и подглядел схему игры представителей альпийской страны.
На финальный матч, который по всем раскладам должен был стать триумфом хозяев Мундиаля, Фонтана поставил Матиаса Гонсалеса на позицию последнего защитника, а номинального левого хава Обдулио Варелу перевел в центр полузащиты, где он играл важную связующую роль наподобие того, что делал Вернетти в команде Карла Раппана. В итоге бразильцы смогли забить только однажды, на что уругвайцы ответили двумя голами, в том числе победным мячом Алсидеса Гиджи, который ознаменовал черный день в истории Бразилии, оставшимся в памяти под названием «Мараканасо» по названию стадиона, на котором проходил финал.
Однако наибольшее влияние «швейцарский замок» оказал на итальянский футбол.
Первым на Аппенинах идеи Раппана воплотил Джипо Виана, тренировавший «Салернитану» в конце 40–х годов. Он перевел одного из крайних хавов в оборону, а один из центрбеков теперь располагался чуть глубже и действовал как свободный защитник. Результаты пришли, но ненадолго – клуб, играя в сверхоборонительный футбол, вышел в «Серию А» в 1947 году, но уже на следующий год смог выиграть только в одном выездном матче и вновь свалился во второй дивизион.
Создатель "Катеначчо" Нерео Рокко (слева) и игроки "Милана" — нападающий Джанни Ривера (в центре) и полузащитник Джованни Трапаттони (справа)
Человеком, которого можно считать полноправным создателем знаменитой итальянской системы игры «катеначчо» (от. итальян. «catenacio» — «замок»), является Нерео Рокко. Так же, как и в случае с Карлом Раппаном, идея новой тактики пришла к нему случайно. В сороковые Рокко тренировал клуб «Триестина» и долгое время не мог наладить игру команды в обороне. Однажды он прогуливался возле водоема и заметил нескольких рыбаков, которые добивались хорошего улова интересным образом. Две сети они устанавливали рядом, а еще одну дополнительную позади них: в итоге рыба которой удавалось не попасться в передние, обязательно запутывалась в запасной.
Изобретательный Рокко решил точно также организовать и действия своих защитников: центральные опекали нападающих соперника, каждый своего, в то же время последний защитник, получивший название «либеро» (от итальянс. "libero"), оставался свободным и мог помогать своим партнерам по обороне. Таким образом, чтобы пройти к воротам, форварду нужно было обыграть сразу двоих игроков – «своего» защитника и "либеро" – и нападающие попросту вязли в оборонительных порядках "Триестины".
Рокко удалось достигнуть небывалых результатов – в 1948 году скромный клуб занял второе место в «Серии А», ни разу не проиграв дома. Впоследствии именем Нерео Рокко буден назван стадион «Триестины». Команда Рокко играла в очень закрытый футбол, а игровую философию создателя «катеначчо» можно охарактеризовать всего лишь одной его фразой:
«Бейте все, что движется; если это мяч, то вообще отлично».
Под стать своему тренеру был и первый общеизвестный «либеро» в истории Ивано Бласон («Триестина», 1945 –1950). Ходила байка, что неуступчивый защитник при желании перед началом матча может начертить линию на поле, которую форвард соперника не сможет даже пересечь.
Следующим пунктом в карьере тренера стал «Милан», с которым удалось достигнуть еще больших высот, а именно Кубка Чемпионов в 1963 году и еще одного через шесть лет.
Первый "либеро" с пасом Армандо Пикки (слева) и тренер "Интера "Эленио Эррера
Тем не менее, в истории с термином «катеначчо» ассоциируется имя другого тренера – наставника «Интера» Эленио Эрреры. В отличие от большого любителя вина Нерео Рокко аргентинец намного более щепетильно относился к игровой дисциплине, требовал от игроков отличной физической подготовки и тактической выучки и первым начал обращать внимание на психологическое состояние футболистов. После нескольких лет в «Барселоне» Эррера решил попробовать свои силы в Италии и заодно прихватил с собой в «Интер» обладателя «Золотого мяча» Луиса Суареса.
Аргентинец построил величайшую команду в истории «Нерадзурри». Позицию «либеро» занимал Армандо Пикки («Интернационале», 1960 — 1967) – бывший правый защитник, сильный и в индивидуальной, и коллективной игре, нацеленный на оборону и действующий на последней линии обороны. Перед ним располагались два центрбека–«стоппера» (от англ. «stop» — останавливать) – Аристиде Гуарнери и Тарчизио Бурньич, — которые персонально опекали нападающих соперника. Весь левый фланг защиты был отдан на откуп быстроногому Джачинто Факетти. Правый фланг закрывал бразилец Жаир, номинальный вингер, который в построениях Эрреры располагался ближе к центру поля, курсируя от своей защиты до чужой штрафной. Своеобразная ассиметричная расстановка игроков тоже была интересной находкой аргентинского тренера. В центре поля темп игре задавал Луис Суарес, игравший роль «реджисты», а «фантазистой» был Сандро Маццола, в задачи которого входила как доставка мяча «девятке», так и завершение атак.
"Катеначчо" от Эленио Эрреры
Лучшие нападающие Европы не могли ничего сделать с непроходимой обороной «Интера», который завоевал два подряд Кубка Чемпионов, обыграв в финале 1964 года мадридский «Реал» с Пушкашем и Ди Стефано в нападении, а в 1965 победив «Бенфику» во главе с Эйсебио. Кроме того, крепкая оборона и распасовщик уровня Суареса в центре поля позволили сделать контратаки серьезным оружием миланского клуба. Эррера считал, что мяч в нападение должен быть доставлен не более чем за три паса. При этом Армандо Пикки не играл на отбой, а должен был начинать атаки команды длинными переводами со своей половины поля. Тем самым обозначился новый этап развития позиции «либеро» или, как ее еще называли «свипера», т.е. «чистильщика» (от англ. sweep – убирать, подметать).
Матчи с участием «Интера» чаще всего заканчивались с малым количеством забитых голов, но, несмотря на расхожее мнение, тактику Эрреры не стоит называть «антифутболом», хотя для него первостепенным всегда был, конечно же, счет в матче. Позже аргентинский стратег жалел, что его последователи слишком прямолинейно пользовались его идеями, создав образ скучного и «убивающего футбол» «катеначчо». Тем не менее, именно находки Эрерры повлияли на появление в Голландии «тотального футбола», в первую очередь, ассоциирующегося с яркой и атакующей игрой. Использование свободно передвигающегося по полю и не привязанного к определенной позиции игрока в рамках «тотального футбола» была возведена в абсолют.
Но в конце 60–х годов речи ни о каком «totaalvoetball» еще не шла. Тогда голландский футбол довольно сильно отставал в тактической мысли от Италии и Британии, поэтому приходилось черпать идеи на стороне. Великий Ринус Михелс, который выведет сборную Голландии в финал Чемпионатов мира в 1974 и 1978 году, в то время был еще наставником «Аякса», где и начал воплощать свои задумки.
На Михелса большое влияние оказали английский специалисты Джек Рейнолдс и Вик Бэкингем, которые возглавляли амстердамский клуб в 40–х и начале 60–х годов, тренер вице–чемпиона мира 1954 года сборной Венгрии Густав Шебеч, а также Эленио Эррера с его ставкой на защитника «либеро». Сначала Ринус играл в «Аяксе» по распространенной после успехов сборной Бразилии схеме 4–2–4, и даже довел клуб до финала Кубка чемпионов 1969 года, где проиграл «Милану» Неррео Рокко. Однако вскоре тактика команды была изменена.
На заре "тотального футбола". Велибор Васович (слева) и Ринус Михелс
Игра «Аякс» начала 70–х строилась на двух основных аспектах – командном прессинге, который за несколько лет до этого практиковал в киевском «Динамо» Виктор Маслов, и использовании офсайдной ловушки при высокой линии обороны. Для реализации второй составляющей важную роль играл «либеро», который не позволял атакующим игрокам соперника проскользнуть в открывавшиеся зоны. Таким образом, расстановка 4–2–4 трансформировалась в уже знакомые нам 1–3–3–3.
На позиции «свипера» Михелс решил использовать центрального полузащитника серба Велибора Васовича («Аякс», 1966 – 1971), купленного у белградского «Партизана» в 1966 году сразу после финала Кубка Чемпионов. Югославский клуб проиграл мадридскому «Реалу» 1:2, а Васович забил единственный гол команды. В 1971 году Велибор уже в качестве капитана «Аякса» поднял над головой кубок победителя этого престижного турнира: в решающем матче голландцы одержали победу над греческим «Панатинаикасом», на тренерской скамейке которого находился Ференц Пушкаш. В тот же году балканскому «либеро» пришлось завершить карьеру игрока из–за астмы.
«Аякс» уже под руководительством румына Штефана Ковача, сменившего на посту главного тренера клуба ушедшего в «Барселону» Михелса, завоевал еще два Кубка Чемпионов, оба раза обыграв в финале итальянские клубы — «Интер» в 1972 году и «Ювентус» в 1973 году. На месте «либеро» в тех матчах играл Хорст Бланкенбург («Аякс» 1970 – 1975, «Гамбург» 1975 — 1977 ). А ровно через год на Чемпионате мира в Германии Ринус Михелс представил всему миру сборную Голландии, которая войдет в историю игры, а уже после турнира все футбольное сообщество будет говорить о появлении «тотального футбола».
Универсализм игроков и постоянная смена игровых позиций сделали фактически ненужной позицию «либеро», ведь на его месте мог оказаться любой защитник команды. В моду опять вошла защитная линия из четырех игроков в линию, а футбол разделился на две части – те, кто продолжал играть со «свипером», и те, кто проповедовал активный прессинг.
Молодой "Кайзер" Франц Бекенбауэр (справа) и его визави Бобби Чарльтон (№9). Финал ЧМ–1966
Однако параллельно происходила еще одна очень важная метаморфоза – появление атакующего «либеро».Создателем этой позиции по праву можно считать великого Франца Бекенбауэра ( «Бавария» 1964 — 1967).Немец дебютировал за сборную всего после года игры за мюнхенскую «Баварию», где он выступал на позиции левого вингера. Вскоре Франц был переведен в центр полузащиты и уже в 21 год стал основным игроком «Бундестим», сыграв решающую роль в выходе ФРГ на чемпионат мира 1966 года.
В Англии Бекенбауэр показал небывалую для столь юного футболиста расчетливость и уравновешенность и помог своей команде достигнуть финала. На пути к решающему матчу немцы разгромили Швейцарию, победили Испанию и сыграли вничью с Аргентиной. Затем в четвертьфинале последовала крупная победа над Уругваем, а третий мяч в игре после подключения из центра поля забил Бекенбауэр. В полуфинале Франц забивает уже победный гол: его сильный удар с левой ноги пришелся точно в угол ворот сборной СССР.
Вывеска финала завораживала. Сборная ФРГ против хозяев турнира сборной Англии. Команда Альфа Рэмси играла по пока еще нераспространенной схеме 4–1–3–2, а немцы использовали 4–2–4, и функции одного из центральных полузащитников выполнял Бекенбаэур. Именно на плечи молодого футболиста легла ответственность за персональную опеку лучшего игрока сборной «Трех львов» Бобби Чарльтона. В итоге англичане победили в овертайме со счетом 3:2, а сам Франц потом считал себя виновником поражения. Немец потом скажет:
«Англия победила нас в 1966 году, только потому, что Чарльтон был лучше меня»
В конце 60–х Бекенбауэр стал опускаться все глубже в защиту, где он смог использовать одновременно и свои оборонительные навыки, и отличное видение поля, и атакующие умения. Франц был восхищен игрой защитника миланского «Интера» Джачинто Факетти, действующего по всему левому флангу, поэтому решил поэкспериментировать с тактикой и начал совершать рейды из обороны к центру поля и даже к штрафной соперника. Однако до определенного времени тренер сборной Гельмут Шён не разрешал Бекенбауэру играть настолько нестандартно в матчах за "Бундестим". Это продолжалось вплоть до Чемпионата Европы в Бельгии.
Еще до этого Франц великолепно провел континентальное первенство 1968 года и Мундиаль–1970 в Мексике. Но именно Евро–1972 стало бенефисом сборной ФРГ и конкретно Франца. Прекрасная команда, в состав которой входили вратарь Зепп Майер, левый защитник Пауль Брайтнер, полузащитники Ули Хенесс и Гюнтер Нетцер, а также центрфорвард Герд Мюллер, в финале разгромила сборную Советского Союза со счетом 3:0. Бекенбауэр стал героем турнира и по итогам года получил «Золотой мяч», став первым номинальным защитником, ставшим лучшим игроком Европы.
Величайший "либеро" в истории Франц Бекенбауэр (справа) в финале ЧМ–1974 против Йоханна Кройффа (слева)
Однако главным достижением Бекенбауэра–игрока стала победа в Чемпионате мира 1974 года. Немцы проиграли только один матч на турнире, уступив своим соседям из Восточной Германии. Костяк «Бундестим» не изменился с победного Евро–1972, и сборная по–прежнему использовала схему 1–3–3–3. В финале ФРГ противостояла команда–открытие, демонстрировавшая искрометный атакующий футбол, — сборная Голландии Ринуса Михелса. «Красная машина» против «Заводного апельсина», «либеро» против защиты в линию, Бекенбауэр против Кройффа. В решающей битве сошлись две, действительно сильнейшие, команды не только на том чемпионате, но и, возможно, во всей истории игры. Немцы быстро оправились после быстрого гола Йохана Неескенса с пенальти, ответив двумя голами – также с одиннадцатиметровой отметки отличился Брайтнер, а Герд Мюллер в свойственном ему стиле протолкнул мяч в сетку ворот Яна Йонгблуда. 2:1. Бекенбауэр поднимает над головой кубок мира, ознаменовавший превосходство немецкого футбола.
В том же году Франц выиграл со своей «Баварией» Кубок Чемпионов, и еще два — в 1975 и 1976 годах. Кроме того, сборная ФРГ дошла до финала Евро–1976, где проиграла по пенальти сборной Чехословакии. Несмотря на поражение в решающем матче, игра Бекенбауэра вызывала восторг, и в том же году Франц получил свой второй «Золотой мяч». Через год «Кайзер» завершил карьеру в сборной и отправился популяризировать футбол в США – его новым клубом стал нью–йоркский «Космос».
Франц Бекенбауэр был умным и интеллигентным футболистом с прекрасной техникой, отличным пасом и убийственным ударом, он вселял уверенность в партнеров по команде, держал нити управления игрой в своих руках, за что и получил прозвище «Кайзер». Кроме того, он перевернул представление о позиции «либеро». До этого никто не догадывался использовать свободного, не обремененного персональной опекой защитника на других участках поля, в том числе в атаке, и его игра стала настоящим откровением. Таким образом, в середине 70–х произошло разделение понятия «либеро» на две части – «чистильщика» («свипера») и атакующего «либеро».
Усовершенствованный "замок"
Сборная Италии в финальном матче ЧМ–1982. "Zona Mista" в действии
В 70–е годы итальянский футбол, подаривший миру позицию «либеро», потерял свои лидирующие позиции. Система «каттеначчо», использующая персональную опеку, была разрушена голландским «тотальным футболом», основанным на прессинге и постоянном перемещении игроков на поле. Тем не менее, позиция «либеро» на Апеннинах еще долго время будет оставаться основополагающей. Однако некоторые принципы игры будут изменены.
Следующим шагом в развитии «катеначчо» стала использование тактики «Zona mista» (итал. «смешанная зона»), или как ее еще называли «Gioco all'italiana», то есть «игра в итальянском стиле». Из голландского футбола была позаимствована идея взаимозаменяемости футболистов на поле: если игрок покидал свою номинальную позицию, то его место должен был занять ближайший по расположению партнер. В защите «Zona mista» основывалась на той же системе с «либеро», двумя центральными «стопперами» и активным крайним, чаще всего, левым защитником. Также некоторые игроки, в том числе, «либеро» выполняли сразу несколько функций, участвуя и в оборонительных, и атакующих действиях команды. По сути, это была современная версия «катеначчо», использующая принципы «тотального футбола».
Распространение этой игровой системы произошло благодаря тренерским успехам Луиджи Радиче и Джованни Трапатони. «Торино», руководимое Радиче, стало победителем «Серии А» сезона 1975 – 1976 годов. Туринский клуб вернулся на вершину впервые после знаменитой авиакатастрофы 1949 года, фактически уничтожившей целиком великолепную команду, которую в Италии называли «Grande Torino». Трапатонни, ставший наследником идей Нерео Рокко, у которого он играл в «Милане», сделал «Ювентус» лучшим клубом Европы, еще в 1977 году выиграв Кубок УЕФА. Затем последовали победы в Кубке обладателей кубков 1984 года и Кубке европейских чемпионов в 1985 году. Но еще до триумфа «бьянконерри», в 1982 году сборная Италии, использующая «Zona mista», стала чемпионом мира.
Гаэтано Ширеа — символ "Gioco all'italiana"
Тренер «Скуадра адзурра» Энцо Беарзот на позиции «либеро» использовал блистательного Гаэтано Ширеа («Ювентус» 1974 — 1988), цепкого защитника с отличным пасом и видением поля. «Стопперы» Фульвио Колловати и Клаудио Джентиле персонально играли по футболисту соперника. Антонио Кабрини продолжил дело Джачинто Факетти на левом фланге обороны. Также в финале Мундиаля на поле вышел правый защитник Джузеппе Бергоми. Габриэле Ориали играл центрального оборонительного полузащитника, Джанкарло Антоньони играл роль «фантазисты».
Победа сборной Италии стала большой неожиданностью для всех, ведь на «Скуадру адзурра» никто не ставил до начала Мундиаля. И начало чемпионата оправдало прогнозы недоброжелателей – на первом групповом турнире Италия в трех матчах три раза сыграла вничью, но пропустив всего лишь два мяча. Беарзоту удалось построить невероятно крепкую команду, игра которой опиралась на надежную защиту в лице Ширеа и Джентиле. Однако без забитых мячей выиграть, как известно, нельзя – и голы пришли.
История центрального нападающего команды Паоло Росси весьма показательна. Форвард два года отбывал дисквалификацию за участие в договорных матчах, и вернулся на поле всего за несколько месяцев до Чемпионата мира. Росси, как и вся сборная, разыгрался только ко второму групповому этапу, но в итоге стал лучшим бомбардиром турнира, забив шесть мячей, а по итогам года получил «Золотой мяч». Особняком стоит матч против сборной Бразилии, обладавшей набором сильнейших игроков атаки – Сократес, Зико, Фалькао. Итальянцы пропустили два раза, однако хет–рик Росси вывел «Скуадра Адзурра» в финал. У той команды было не только крепкая защита, но и вдохновенное нападение. Матч против сборной Германии выдался на редкость интересным, кроме того, впервые в решающем матче чемпионата мира на поле сошлись две команды, использующие «либеро». Росси забил два мяча, а сборная Италии выиграла со счетом 3:1.
Гаэтано Ширеа был проводником идей Джованни Трапатонни (слева) на поле
Джованни Трапатонни и его «Ювентус» продолжил победную поступь итальянского футбола и на клубном уровне. Защита «Старой сеньоры» практически полностью повторяла линию обороны сборной: в воротах играл один из лучших вратарей в истории Дино Дзофф, который был капитаном и своего клуба, и «Скуадра Адзурра», на позиции «либеро» располагался Гаэтано Ширеа, а левый фланг утюжил Антонио Кабрини.
В роли центральных защитников выступали Лючиано Фаверо и Серджио Брио. В составе «Бьянконерри» играло еще два чемпиона мира – центральный полузащитник Марко Тарделли и «девятка» Паоло Росси. «Ювентус» в отличие от национальной сборной обладал еще одним мощнейшим ресурсом – иностранными игроками. В наличие туринского клуба была великолепная тройка легионеров: опорный полузащитник Массимо Бонини, лучший игрок в истории крохотного Сан–Марино, поляк Збигнев Бонек, игравший на позиции второго нападающего (в системе «катеначчо» на этом месте играл левый вингер), и виртуозный Мишель Платини в роли плеймейкера–«реджисты».
В 1983 «Ювентус» в решающем матче Кубка Чемпионов проиграл «Гамбургу»: единственный гол забил немецкий полузащитник Феликс Магат. А ровно через год уже без завершившего карьеру Дино Дзоффа «Бьянконерри» после победы над Ливерпулем стал лучшим клубом Европы, а выиграв в конце года Межконтинентальный кубок, и сильнейшим в мире. Трапатонни же стал первым тренером, завоевавшим все европейские клубные турниры.
«Либеро». Один из трех
Расстановка "Ювентуса". Всё четче вырисовывается тройка центральных защитников
Итак, в середине 80–х итальянский футбол вновь оказался на вершине, и вновь благодаря схеме с использованием «либеро». «Zona mista» была осовремененной и модифицированной версией «катеначчо» и имела большие сходства в расположении футболистов на поле и использовании «свободного» защитника в роли «чистильщика». Игровая схема походила одновременно на ассиметричные 4–3–3 и на, что интереснее для нас, 3–5–2. Таким образом, именно итальянская оборонительная система стала предвестником распространения схем с тремя центральными защитниками, ведь «Катеначчо» и позже «Zona mista» подразумевал одновременное нахождение на поле «либеро» и двух «стопперов», а номинальный четвертый защитник курсировал по всему флангу.
Однако первыми в три центральных защитника стали играть не итальянцы, а аргентинцы. В Южной Америке давно экспериментировали с количеством защитников, а на Мундиале в Мексике эта тактика дала результат. В решающих матчах Чемпионата мира 1986 года тренер «Альбиселесте» Карлос Билардо перевел двух фланговых игроков ближе к центру поля, создав схему 3–5–2. Аргентина стала чемпионом мира: в финале была обыграна сборная Германии.
После успехов на Чемпионате мира 1974 года и Чемпионата Европы 1976 года «Бундестим» продолжала играть по схеме 1–3–3–3 и добиваться существенных результатов. Немцы выиграли Евро–1980, обыграв в финале сборную Бельгии, и завоевали серебряные медали Мундиаля–1982, уступив Италии с ее «Zona Mista». Сменщиком Франца Бекенбауэра на позиции атакующего «либеро» стал физически сильный и тактически подкованный Ули Штилике («Реал» 1977 — 1985), также бывший полузащитник.
На Чемпионате мира 1986 года сборной Германии управлял уже сам Франц Бекенбауэр, который внес лепту в развитие тактической мысли и в качестве тренера. Подстроившись под соперников, «Кайзер» убрал одного игрока из полузащиты, сделав его дополнительным игроком обороны, таким образом, совместив в своей игровой схеме два аспекта – наличие тройки центральных защитников и наличие атакующего «либеро». В Мексике немцы впервые сыграли по схеме 3–4–1–2, которая весьма схожа с аргентинскими 3–5–2. Европейцы и южноамериканцы пришли к ней разными путями, но почти одновременно.
Появление тактики с использованием трех центральных защитников связано, в том числе, с постепенным уменьшением количества крайних нападающих, играющих на одной линии с центрфорвардами, из–за чего оборонительные фулбеки потеряли свою важность и были заменены более атакующими вингбеками, закрывающими всю бровку. Так было и в сборной Аргентины, и в сборной Германии. И именно 3–4–1–2 станет основной расстановкой «Бундестим» на два с половиной десятка лет.
Клаус Аугентхалер — наследник Франца Бекенбауэра и Ули Штилике
В финале чемпионата мира 1990 года вновь сойдутся сборные Германии и Аргентины. Основные составы команд значительно изменятся, а вот игровые схемы останутся прежними. И на сей раз Бекенбауэр окажется сильнее Билардо. В роли «либеро» Франц использовал Клауса Аугентхалера («Бавария» 1976 – 1991). Он обладал набором всех качеств, присущих игроку его амплуа, довольно часто забивал, в том числе, со штрафных. Клаус вместе с Гвидо Бухвальдом и Юргеном Колером составил тройку центральных защитников, правый и левый фланг были отданы, соответсвенно, Томасу Бертхольду и Адреасу Бреме, который забьет победный мяч с пенальти в концовке матча.
На следующем крупном турнире – Чемпионате Европы 1992 год – немцы завоюют серебряные медали, хотя их путь к финалу не будет простым. Групповой этап пройден ни шатко ни валко, в полуфинале с трудом переиграны шведы, а в решающем матче сильнее оказалась команда–сенсация – сборная Дании. Франц Бекенбауэр на тот момент покинул тренерскую скамейку «Бундестим», и на его место пришел партнер «Кайзера» по чемпионскому составу 1974 года Берти Фогтс, который продолжил использовать в сборной 3–4–1–2. На позиции «либеро» в начале турнира играл Манфред Бинц, а в матчах плей–офф на его месте действовал Гвидо Бухвальд.
«Либеро» против правил
"Либеро" сборной Германии на ЧМ 1994 Лотар Маттеус (№10) и тренер "Бундестим" Берти Фогтс
Именно 1992 год стал ключевым в истории позиции «либеро» — и дело тут совсем не в Чемпионате Европы, а в изменениях футбольных правил. Раньше вратари могли брать мяч в руки после паса от любого полевого игрока своей команды, чем, собственно, и пользовались «либеро». Особенно показательным оказался Мундиаль 1990 года, который, по общему мнению, стал одним из самых скучных и блеклых Чемпионатов мира. Желая не пропустить гол, особенно на последних минутах, защитники могли долгое время перекатывать мяч между собой, а затем отдавать его своему голкиперу, а проигрывающая команда, в свою очередь, могла даже не пытаться прессинговать соперника. Новое правило, запрещающее пас в руки вратарю, вступило в силу как раз после Евро–1992, а мировое первенство 1994 года в США, запомнившееся ярким атакующим футболом, подтвердило, что решение это было верным.
На самом деле, позиция «либеро» стала терять свою важность еще раньше – в конце 80–х годов. Именно в то время на авансцену европейского футбола вышел «Милан» под руководством Ариго Сакки, выигравший два Кубка Чемпионов 1989 и 1990 годов. Итальянец, никогда профессионально не играл в футбол, добился успеха, используя 4–4–2 и зонную защиту с четырьмя игроками обороны, расположенными в линию. Даже опытнейшему Франко Барези пришлось забыть о позиции «либеро» и привыкнуть к новой тактике.
Таким образом, роль защитника–«чистильщика» практически потеряла смысл. В качестве «либеро» теперь все чаще выступали вратари, теперь они могли начинать атаки первым пасом и одновременно ликвидировать опасные выпады форвардов команды–соперницы.
Старомодные «свиперы», тем не менее, оставались еще в некоторых командах до середины 90–х годов. А что же атакующий «либеро»? Он остался основополагающим игроком в игре сборной Германии. На Мундиале 1994 года на этой позиции играл лучший игрок мира 1990 года, бывший центральный полузащитник Лотар Маттеус («Интер» 1988 – 1992, «Бавария» 1992 – 2000). Он носил любимую «десятку» на спине и, действительно, был настоящим плеймейкером, руководящим игрой команды из центра защиты. Лотар продолжал использовать свои организаторские навыки, но уже на другой позиции. Маттеус забил гол с пенальти в четвертьфинале против Болгарии, но мячи Стоичкова и Лечкова перевернули ход игры, и в полуфинал неожиданно пробились балканские футболисты. После турнира Лотар объявил о завершении международной карьеры и перед Берти Фогтсом опять стал вопрос о кандидатуре на позиции «либеро» в «Бундестим».
ЧМ — 1994. Пока еще полузащитник Маттиас Заммер (слева) в борьбе с Хосепом Гвардьолой (справа)
Уход Маттеуса, как ни странно, имел положительное влияние на игру сборной, ведь на его месте оказался игрок, завоевавший для Германии «золото» Евро–1992. В начале карьеры Маттиас Заммер («Боруссия» Дортмунд 1993 — 1998) играл в нападении, но, уже выступая за дрезденское «Динамо», которое тренировал его родной отец, переквалифицировался в полузащитника. Рыжеволосый хавбек показывал неплохую атакующую игру и довольно много забивал. В результате его клуб выиграл национальное первенство 1989 и 1990 года, ставшее последним в истории ФРГ, в том же году Маттиас забил последний гол сборной Восточной Германии. В августе Берлинская стена рухнула, а на Заммера пришлось еще одно интересное достижение – он стал первым футболистом из ГДР, вызванным в состав сборной Объединенной Германии. Чуть раньше же Маттиас перешел в «Штутгарт». Насыщенный год.
В следующем сезоне он стал лидером своего нового клуба, закрепился на позиции в центре поля, улучшил свои бомбардирские навыки и стал трехкратным чемпионом страны. В 1992 году Заммер поехал на свой первый крупный турнир – Чемпионат Европы в Швеции, — где стал серебряным призером. На групповом этапе он два раза появился на поле, а в полуфинале и финале стал игроком стартового состава, составив тройку полузащиты вместе с Томасом Хаслером и Штефаном Эффенбергом. Тем же летом талантливого опорного хавбека приглядел «Интер». В итальянском клубе он должен был стать заменой вернувшегося в «Баварию» Лотара Маттеуса, который провел на Апеннинах лучшие годы своей карьеры. В миланском клубе немец пробудет всего полгода, так и не привыкнув к местному футболу, и той же зимой присоединится к дортмундской «Боруссии».
Маттиас Заммер — обладатель "Золотого мяч" 1996 года
Несомненно, это решение Заммера стало ключевым в его карьере. Тренер рурского клуба Отмар Хитцфельд сначала использовал Маттиаса в центре поля, но уже в следующем году принял судьбоносное решение, поставив Заммера на позицию «либеро» в своей схеме 3–4–1–2. Это была идеальная роль для футболиста, одновременно надежного в оборонительной игре и яркого в атакующих действиях. На Чемпионате мира 1994 он стал полноправным игроком основы, но действовал еще в центре поля. На позиции «свободного» защитника находился неприкасаемый Маттеус. «Бундестим» выступила на Мундиале неудачно, а вот в «Боруссии» Маттиас был куда более успешен. Дортмундцы выиграли два чемпионата Германии в 1995 и 1996 году, и оба раза Заммер признавался лучшим игроком страны. К Чемпионату Европы в Англии «Красный барон» подошел на пике карьеры.
На Евро–1996 Заммер был блистателен. Он был настоящим «мозгом» команды, руководя действиями партнеров по команде, «мышщами», совершая впечатляющие проходы к штрафной соперника, и главное, «сердцем» «Бундестим» — ее лидером и идейным вдохновителем. Невероятное сочетание интеллекта и физической мощи позволяло Маттиасу находиться всегда и везде, на любом участке поля, играть против любого соперника. Защитник/хавбек/нападающий – нужное подчеркнуть. Он играл на старомодной позиции, но его называли игроком будущего. Однако у истории на этот счет было свое мнение: Заммер стал одним из последних «свободных» защитников в мировом футболе. Позиция «либеро» умерла, но умерла красиво, напоследок вспыхнув ярким рыжим огнем.