Вячеслав Караваев: «В Россию особенно и не тянет, мне нравится жить в Европе»
Защитник «Витесса» Вячеслав Караваев начинал карьеру в ЦСКА под руководством Леонида Слуцкого, но не сумел пробиться в основной состав и уехал покорять Европу. Спустя 5 лет Леонид Викторович и Кара, как его называют в Голландии, встретились в «Витессе». Сейчас 23-летний футболист — ключевой игрок клуба, вызван в сборную России на отборочные матчи Евро-2020. О национальной команде, отношениях с тренером и жизни в Голландии Караваев рассказал в интервью .
— Ожидали, что вызовут в сборную?
— Вообще ничего не знал об этом. Спокойно работал, делал свое дело. Так что новость о составе национальной команды стала приятной неожиданностью. Очень рад и с нетерпением жду командировки. До этого никто из тренерского штаба со мной не общался. Леонид Викторович тоже ничего по этому поводу не говорил. Просто поздравил и все. Заслужил ли я? Вроде неплохо играют в «Витессе». Имею постоянную практику. Но все равно понимаю, что рано почивать на лаврах.
— И правильно, ведь Черчесов сказал, что у него в команде пока два правых защитника — Игнатьев и Фернандес. Что касается Караваева, то вызвали его, чтобы познакомиться. Будет ли тренерский штаб вас задействовать, пока не знает.
— Даже, если не сыграю и минуты, то все равно для меня это большой шаг вперед. Буду тренироваться, доказывать, что достоин. Это же главная команда страны! Даже потренироваться в ней — уже рост. Постараюсь доказать тренеру, что достоин сборной. В любом случае привезу с этого сбора только положительные эмоции.
— Заслуженный тренер СССР Анатолий Бышовец сказал, что вам еще рано играть в основе, так как непонятно, насколько ментально вы к этому готовы.
— Психологически точно готов. Уже давно играю на высоком уровне. Есть опыт на международной арене. Коленки точно не затрясутся. Хотя, наверное, играть за страну — очень волнительно, но уверен в себе и знаю на что способен.
— Также Анатолий Федорович сказал, что вам еще необходимо адаптироваться в коллективе. Многих ребят знаете?
— Уже давно играю в Европе, поэтому мало с кем из ребят знаком. Но те же Головин, Чалов, Фернандес, Миранчуки — не чужие мне люди.
— Как узнали о вызове?
— Родители прислали смс с поздравлениями. Сначала не понял, с чем они меня поздравляют. Вряд ли они перепутали дату моего дня рождения. Потом прочитал новости и все понял. До объявления состава в СМИ ничего не знал о приглашении. Так что фактически родители сообщили мне, что еду в национальную команду.
— Возник небольшой спор, считать ли этот вызов дебютом для вас. Как вы думаете?
— Воспринимаю все как будто меня пригласили впервые. С одной стороны, провел вместе с командой сборы перед контрольным матчем с «Динамо». Но тогда не вышел на поле, и атмосфера на тренировках все-таки отличалась от официальной. Сейчас же приглашен на игры отборочного цикла. Это другая ответственность, другая работа, другой настрой…
— Черчесов варьирует схемы с тремя и двумя центральными защитниками в зависимости от соперника. По какой привыкли играть вы?
— В «Витессе» мы используем построение с четырьмя защитниками. В «Спарте» играли в таком же стиле. В пять игроков обороны играл всего лишь несколько раз. И эта схема мне не так хорошо знакома. Но, думаю, если понадобится, быстро под нее подстроюсь.
— И снова вам придется конкурировать с Фернандесом. Леонид Слуцкий сказал, что это злой рок.
— Наверное, он прав. Хотя об этом даже не задумывался. Марио — топ-защитник, входящий, как минимум, в десятку лучших правых латералей. С ним сложно конкурировать. В ЦСКА не смог выиграть у него конкуренцию. Был совсем зеленым парнем, который только поднялся из дубля. Навыков и опыта тогда не хватало. После пяти лет в Европе, считаю, многому научился и вырос как защитник. Фернандес тоже не стоит на месте, но я готов к новому витку конкуренции. Хотя Марио, повторюсь, — топ-уровень.
— Слуцкий пробовал ставить вас на левый фланг. Получилось не очень. Что если Черчесов решит провести такой же эксперимент?
— С тех пор вообще не играл слева. Все-таки я — правый защитник. На родном фланге мне комфортнее. Но хочу приносить пользу национальной команде в любом качестве. Где скажут, там и буду играть.
— Когда узнали, что Леонид Слуцкий будет главным тренером «Витесса», не испытали чувства дежавю?
— Перед приходом Леонида Викторовича не имел постоянной практики. Сейчас же являюсь игроком основы. Но, честно, даже не вспоминал ту историю с ЦСКА. Прошло так много времени. Никакого дежавю не было. Футбольный мир тесен. Понимаю, что в России, наверняка, шутили по поводу нашей встречи со Слуцким. Мол, вот опять мне не повезло. Но, поверьте, у меня таких мыслей не было.
— Ладно Слуцкий, но когда пришли Березуцкие…
— Наверное, если бы мне кто-то сказал, что в следующий раз мы пересечемся со Слуцким в Голландии, а братья будут меня тренировать, бы вряд ли поверил. Но так случилось. Мне приятно работать с бывшими армейцами. Помню как Вася и Леша на правах ветеранов спрашивали с только вышедших из дубля ребят по полной программе. Но и пошутить могли. Они не сильно изменились, только стали, наверное, спокойнее, солиднее. Всегда подсказывают, работают индивидуально с каждым защитником.
— Леонид Викторович изменился?
— Конечно. Как и все мы. Например, стал меня чуть чаще подкалывать. Так, в Голландии все квартиры сдаются без мебели. Пришлось в итоге всю мебель, которую заказывали домой, собирать самому. Потом, на правах опытного мастера, помогал собирать шкафы и кровати партнерам. Леонид Викторович, конечно, не мог пройти мимо такого события. Постоянно называл меня сборщиком мебели из ИКЕА.
— Сейчас в команде пять русских. Знаю, что между собой вы стараетесь говорить на английском, чтобы другие понимали. Но русскому мату-то уже научили партнеров, чтобы они лучше понимали эмоции тренерского штаба?
— Конечно, ребята иногда спрашивают, что сейчас сказал Леонид Викторович. Стараюсь им перевести, объясняю, что это слово имеет не очень хорошее значение, а вот это приличное.
— С плохими словами понятно. Какие хорошие слова выучили голландцы?
— В команде теперь с тренерским штабом и мной многие здороваются словом «Привет». Оно очень популярно.
— Переход в «Витесс» — шаг вперед?
— Безусловно. Чемпионат сильнее чешского. «Спарта» — топ-клуб, но сейчас у команды наступили не лучшие времена. Поэтому в принципе «Витесс» и «Спарта» ныне — клубы одного уровня. В Голландии же конкуренция выше, а футбол веселее и качественнее.
— Но жить скучнее?
— И тут не угадали. В Арнеме жить комфортнее, чем в Праге. Нет суеты, но при этом все под боком. Уровень жизни выше. Никто никуда не торопится. Мне очень нравится. Даже пытался учить голландский язык, но он оказался настолько сложным, что пока бросил это гиблое дело.
— Вы не ушли из «Спарты» раньше, потому что тренер обещал вам место в составе перед сезоном. Хотя у вас была возможность уйти в «Лацио».
— По итальянскому клубу не было никакой конкретики. Лишь слышал об интересе к моей персоне. Что касается обещаний, то действительно новый тренер Андреа Страмаччони сказал мне перед сезоном, что очень на меня рассчитывает. И я не стал искать другие варианты развития карьеры, так как для меня доверие тренера очень важно. Потом начался чемпионат. Не попал в основу в первом туре. Просидев на скамейке несколько встреч, понял, что наставник сделал выбор не в мою пользу. Так бывает. Тренер по каким-то причинам решил так.
— Леонид Слуцкий говорил, что русские футболисты отличаются от голландских, которые могут спокойно подойти к тренеру и спросить: «Почему мы делаем это упражнение на тренировке? Почему вы не ставите меня в состав?» Русские будут выполнять все беспрекословно. Вы в этом плане остались русским?
— Конечно. Вообще не понимаю, как можно подходить к наставнику и попросить объяснить причины непопадания в основу. Для меня это дико. Никогда не стану сомневаться в качестве тренировок. И уж тем более задавать вопросы.
— Вы играете на одном фланге с молодым вундеркиндом Эдегором. Он действительно так крут?
— Это игрок очень высоко класса. Не зря им интересуется «Аякс». Наверное, один из лучших партнеров, с кем мне довелось играть. Он еще очень молод. Но уже показывает футбол высокого качества. Мартин левша. Он смещается в центр и освобождает мне правый край. Очень люблю подключаться к атакам, а с ним это делать легко.
— Вы могли перейти в российский чемпионат. Вами интересовались немало топ-клубов РПЛ. Но вы посчитали, что деньги не главное, а место в основе вам не гарантировано. Какой контракт вам надо предложить, чтобы убедить согласиться?
— Не хочу отвечать на этот вопрос. Давайте так. В одном из интервью Леонид Слуцкий сказал, что молодые люди хотят ехать в Европу даже на меньшие деньги. Наверное, если им предложат контракт в два раза больше, они все равно выберут Европу. А если в пять раз, то, скорее всего, останутся в России. Наверное, если бы мне повысили зарплату в шесть раз, я бы, как минимум, задумался. Возможно, даже согласился. Всем хочется больше зарабатывать.
— В Голландии не обратили внимание на интервью Слуцкого, в котором он перепутал слова «suck» и «sack». Но вы то поржали?
— Честно, тоже не обратил внимание. Видимо, уже думаю на английском как европейцы. Вообще не придал его словам значения. Услышал в интервью слово «уволить». Но почитав российские СМИ, которые растиражировали эту новость, осознал в чем прикол. После уже подключились и партнеры. Немного потроллили Леонида Викторовича.
— Кстати об увольнении. Команда знала, что проиграй вы «Виллему II», Слуцкого могли бы уволить?
— Мы уступили в четырех встречах подряд. Настроение были не очень хорошее, но поверьте, в коллективе все было спокойно. Не было даже намека на панику. Понимали, что нам где-то не везет. Никто в команде и не подозревал о каком-то совете директоров. Болельщики немного нагнетали обстановку. Но в Арнеме они не злые, так что и тут было все достаточно спокойно. У нас город небольшой, поэтому футболисты — известные, популярные и уважаемые жители. Фанаты могут на улице высказать тебе все, но при этом общение происходит в нормальном ключе, без перехода на личности, перегибов и агрессии.
— Вам поначалу, как и Слуцкому, было тяжело привыкнуть к велосипедистам?
— Конечно. Они же здесь короли. Их везде надо пропускать, они всегда правы. И их очень много, особенно когда хорошая погода. Когда еще не понимал всех правил, сбил скутериста. Но не сильно. После инцидента немного посмеялись над ситуацией, заплатил штраф, и все закончилось нормально. Зато сейчас, когда сам сажусь на велосипед, тоже чувствую себя королем дороги.
— Скучаете по России?
— Только если по семье, когда долго ее не вижу. Бывает состояние, когда хочется все бросить и повидать родственников в Москве. А так в Россию особенно и не тянет. Уже отпустил ее от себя. Мне нравится жить в Европе. Тут спокойно, комфортно, крутой уровень жизни.
Все, что надо про него знать.