«Торопись, черный гриф над страною кружит»
Страшно представить, в каком психологическом состоянии Зенит подходил к матчу в Казани. Два подряд поражения в Москве и на Кипре, шесть пропущенных голов – и в результате туманные перспективы в ЛЧ и упущенная возможность стать единоличным лидером чемпионата. Все это не могло не сказаться на уверенности в себе игроков и тренера.
И начал Зенит… Не ахти как, посредственно – эти слова в полной мере не отражают происходящего на поле. Начал Зенит отвратительно, прежде всего в обороне, где Лукович с Бруно Алвешом устроили проходной двор в лучших традициях какого-нибудь Шэмрок Роверс. Все это закономерно привело к пенальти в ворота питерцев – глупый фол Лазовича (глупый прежде всего своей откровенностью и необратимостью) – и Натхо со второй попытки открывает счет. Еще через несколько минут Рубин устраивает в штрафной Зенита форменную свистопляску – игроки в белом при этом исполняют роль отары овец, бестолково мечущихся по загону в отсутствие пастуха – и лишь мастерство Малафеева спасает сине-бело-голубых от второго гола.
Вскоре вратарь вновь на высоте, прерывая в красивом прыжке опаснейшую подачу. В тот же момент в него прямой ногой врезается Дядюн, заставляя Славу корчиться на газоне, а еще через мгновенье мяч трепещет в сетке после удара по пустым воротам Кисляка. Игроки Зенита в полном составе бросаются к Карасеву, но тот неумолимо показывает на центр. Малафеев, поднявшись с газона, с лицом перекошенным от злобы и боли, бежит и толкает арбитра в грудь (слава богу, что без рук) – желтая карточка. И вот именно этот момент становится переломным в матче.
Помните одну из баллад Высоцкого, ту где «росы вскипают от ненависти»? Вот что-то похожее произошло и вчера. Ребята настолько разозлились на судьбу, на Карасева, что начали буквально выгрызать землю «и по-волчьи, и по-бычьи, и как коршун на добычу». Я уверен, что играли они прежде всего за Славу, перенесшего не так давно страшный удар судьбы, недавно еще и усугубленный небезызвестным квасным пиздаболом. Ну и, конечно, против Карасева. И когда Широков вколотил мяч в сетку Рыжикова, он, яростно жестикулируя, говорил что-то явно непечатное в адрес судьи, возвращаясь на центр поля.
Зенит в этот момент не играл в футбол, а жил им – для игроков было делом чести доказать арбитрам и зрителям, кто здесь чемпион, и кто здесь в глобальном смысле прав. При этом эмоции зашкаливали настолько, что питерцы схлопотали еще четыре горчичника, каждый из которых был по факту абсолютно справедлив, а по сути спровоцирован неверным решением Карасева, к которому мы еще вернемся.
В перерыве Спалетти явно призвал играть аккуратнее, поскольку продолжайся игра в том же духе, Зенит доигрывал бы в меньшинстве (в лучшем случае вдесятером). И на второй тайм игроки вышли предельно мобилизованными, ну и конечно злыми как черти. И, пожалуй, есть какая-то высшая справедливость в том, что Дани забил дважды, а вышедший на замену Жевнов не пропустил, хотя у Дядюна и Нобоа были все шансы распечатать его ворота.
Справедливость и футбол – вещи вообще-то трудно совместимые, а зачастую даже диаметрально противоположные. Но в трех последних матчах Зенита она, как ни крути, присутствует: вышли королями на второй тайм с Локо – вот вам четыре, на пару минут расслабились на Кипре – вынимайте, опять же. Но вчера Фортуна похоже просто испугалась звериного оскала Зенита и решила, что с этими парнями лучше не шутить. Только вот тревожно, что пропускает Питер все равно много, а собраться может не всегда.
Ну и хотелось бы высказаться по моменту с голом Кисляка. Фол, конечно, очевидный. В ангажированность Карасева я не верю – просто он не увидел момент, а помощник либо проспал, либо побоялся принять столь ответственное решение, как отмена гола. Но дело не в этом. По настоящему классный судья топ-уровня отличается от просто хорошего тем, что может за мгновение принять единственно верное решение, не обладая при этом всей полнотой информации, на основе косвенных признаков (ну и, зачастую, интуитивно). Признаки эти тут были – совершенно очевидно, что вратарю в такой ситуации нет никакой выгоды симулировать – более того, хоть удар у Кисляка вышел отменный, это был именно удар по пустым воротам – несильный, на точность. И видь он в створе вратаря, пробил бы по-другому. Плюс к тому, когда к тебе аппелирует не один-два игрока, а вся команда – это тоже повод задуматься. Плюс репутация Малафеева. Плюс, плюс, плюс… Скорее всего, Карасева просто замкнуло – он принял решение, что фола не было, и никакие косвенные «улики» на него уже повлиять не могли. Но это все «задним умом». Момент был сложный, судья не разобрался и… помог Зениту?
П, С, Ну и отдельная песня – комментарий Бутенко (инспектора) – дескать, ни на одном из повторов четко не видно, был ли контакт нападающего с вратарем. По-моему, они нас уже совсем за идиотов держат, причем за идиотов, живущих в вакууме без Интернета, прессы и телевидения. Я не призываю дисквалифицировать Карасева, момент, повторюсь, сложный, но нужно уметь признавать ошибки, когда они есть. А уж когда они настолько очевидны, их непризнание смахивает на глупость.