«Руководитель клуба должен искать единомышленников. Нельзя стоять с протянутой рукой»
Президент "Авангарда" Николай Волокитин рассказал о причинах, по которым занимается футболом, поделился мнением о роли руководителя футбольного клуба и заверил, что этой зимой курский клуб ждет усиление.
— Если в поисковике вбить "Николай Волокитин", то вначале появляется "бизнесмен", а потом — "президент ФК "Авангард". Кто вы в большей степени?
— Трудно разделить. Мое сердце принадлежит футболу. Бизнес — это разум и источник доходов.
— Согласно данным "Руспрофиль", вы являетесь учредителем десяти компаний и руководителем пяти. Как вы выкраиваете время на "Авангард"?
— Это называется — мобилизация внутренних резервов. Личного времени практически нет. Сон? Стараюсь спать хотя бы шесть часов.
Чтобы было понятно, я руковожу компаниями, которые работают в общем холдинге. Все структурировано.
— В 2001-м году вы стали учредителем ООО "ПК Кристалл-Лефортово". Через два года вы стали учредителем "Курской футбольной лиги", "Курской федерации футбола" и "Курской федерации волейбола". Почему решили перейти с алкоголя на спорт?
— При чем здесь алкоголь? Я еще до "Кристалл-Лефортово" поддерживал футбол. Вначале — ветеранский. Потом — детский. Нельзя ставить знак следствия между алкоголем и футболом.
Каждый из нас может заняться массовым футболом. "Курская футбольная лига" — это лига, где собираются люди по интересам. Футбол — это увлечение.
— Но вы не просто стали заниматься футболом, вы стали учредителем трех спортивных лиг.
— Кому-то надо брать на себя ответственность, кому-то нужно организовывать соревнования. К примеру, вначале нужно организовать некоммерческое партнерство, потом — войти в "Федерацию футбола Курской области".
"Курская футбольная лига" до сих пор успешно работает, проводит прекрасные летние и зимние чемпионаты с большой аудиторией. Она освещается в СМИ и присутствует в социальных сетях. У нас есть призовой фонд, хорошее судейство, видеосъемка матчей.
Любительский футбол — платформа для развития профессионального футбола. Без любительских клубов не будет и профессиональных.
— Как и для чего вы стали учредителем "Курской федерации волейбола"?
— На тот момент была необходимость помочь "Курской федерации волейбола". Сейчас я волейболом не занимаюсь. После того, как я стал президентом футбольного клуба, все проекты, связанные с другими видами спорта, были закрыты.
— Некоторые компании за помощь спорту получают преференции от региональных властей. Какие дивиденды за футбольную лигу и "Авангард" получили вы?
— Спорт в России — это не доход. Не знаю клубов, которые окупались бы даже в РПЛ. Люди, которые занимаются футболом, по большей части, делают это от души. Дивидендов от этого не получишь.
— Если бы производителям алкоголя разрешили использовать спорт, как площадку для рекламы, это бы пошло на пользу спорту?
— Сейчас я ратую за то, чтобы мы повторяли успешный опыт европейских стран. Стадионы нужно сделать местом семейного досуга. Из-за того, что на чемпионате мира по футболу разрешили пиво, беспорядков не было. Зато на трибуны удалось привлечь больше людей и возросла доходность. Если будет разрешена реклама алкоголя, пить больше не станут.
— Вы часто говорите о необходимых реформах в футболе. Можете привести пример?
— В первую очередь, мы должны разобраться с финансированием футбольного хозяйства России. Сейчас, с одной стороны, мы заявляем, что финансирование ни в коем случае не должно идти за счет государства. С другой стороны, мы понимаем, что вершина любого спорта — это профессиональный спорт. Если в Курске не будет профессионального клуба потеряется смысл обучения местных пацанов футболу.
Мое мнение, как предпринимателя, заключается в том, что должно быть больше людей, вкладывающих в спорт. Для этого нужно дать льготы компаниям, которые вкладывают в развитие спорта. Если этого нет, нужно разрешить местным властям финансировать профессиональный и массовый спорт. Сейчас получается, что местной власти денег на спорт давать нельзя и не давать тоже нельзя. Почти все клубы сейчас живут за счет завуалированной формы субсидирования из бюджета.
В 50-е и 60-е годы наш футбол в мире признавался и шел на хорошем уровне. Так было из-за того, что после войны все в Европе были в равных условиях, все одинаково стартовали: были дворы и мячи. Сейчас даже в скандинавских странах футбольных полей больше, чем у нас. Мы не можем продолжать заниматься футболом с детьми на огородах. Два-три клуба не могут тащить за собой весь футбол России.
— У меня сложилось впечатление, что роль руководителя футбольного клуба в ФНЛ и ПФЛ сводится к тому, чтобы стоять с протянутой рукой перед губернатором и делать жалобный вид. Что входит в обязанности президента "Авангарда"?
— Искать единомышленников. Нельзя стоять с протянутой рукой. Нужно убеждать и доказывать делами, что мы находимся на правильном пути. Наш клуб развивается потому, что мы вначале стараемся давать результат, а потом уже приходить, но не с протянутой рукой, а убеждать, что клуб должен существовать, что должна существовать наша детская академия, что должны продолжать работать наши тренеры.
Мы должны выполнять спортивную задачу, показывать эффективность. Наши учредители в лице руководства области в этом помогают. Считаю, что так и нужно выстраивать отношения.
Мы постепенно развивались. Начали с 13-го места в ПФЛ. Сейчас мы — в ФНЛ. Дошли до финала в Кубке России. Не нужно ждать чуда. Нужно работать и еще раз работать.
— После выхода в ФНЛ вы говорили, что руководство области любит футбол, хочет, чтобы команда росла. Сложилось впечатление, что нынешнее руководство в лице Романа Старовойта к футболу относится прохладно.
— Цыплят по осени считают. Нужно понимать, что Роман Владимирович пришел в конце года и на него свалилось много важных проблем. Футбол ведь не является главной целью жизни области. Сейчас мы находимся в конструктивном диалоге. Нам нелегко, но когда ты находишься в диалоге, всегда можно добиться положительного результата.
Пожар, который был, потушен. Команда занимается на сборах. Сейчас начнем играть в Кубке ФНЛ. Есть понимание того, как будем выплачивать долги. От слов к действиям перешли. Ближе к маю все будет понятно.
— Есть планы вывести "Авангард" в ноль по долгам?
— Конечно. Всегда нужно думать о лучшем. Зачем работать, если не ставить правильных целей?
— Какие цели вы преследовали, когда подавали заявление об отставке?
— Было недопонимание между нами и учредителем. Сейчас этот вопрос снят.
— В этой ситуации вас поддержал ряд футболистов. Как вы к этому отнеслись?
— Мы — члены одной команды. Тут не было того, что поддерживали конкретно меня. Мы выступали и выступаем за сохранение команды и ее лидирующих позиций в первенстве. Когда люди внутри коллектива поддерживают друг друга — нормальное явление. На то мы и команда.
— Когда в клубе не стало руководителя игроки заговорили о финансовых проблемах. Вы отмечали, что будучи президентом, разговаривали с футболистами из-за чего не было "волнений". Что вы им говорили?
— Дело не в том, что я говорил. Дело в том, что в клубе было руководство. Потом его не стало. Ребята не знали с кем разговаривать, начали волноваться. Не бывает предприятий и клубов без руководителя. Без руководителя начинается бардак.
— Как оцениваете нынешний настрой команды?
— Настрой боевой. Костяк остался. Будем биться. Будем работать. Будем привлекать болельщиков на стадион.
Но я сейчас с ужасом представляю состояние полей в начале марта. Все говорят про спортивную задачу. Но в марте, куда не приедешь, погодные условия будут нивелировать мастерство. Это уже не спорт, а удача.
— Ранее вы гордились тем, что комплектуетесь заранее. Сейчас ушли три игрока. Двое из них были очень важны для команды. Пришел только Григорьев. Что будет с комплектацией этой зимой?
— Все исправляется. Это сложно, но мы справимся. Уже немного осталось. У нас и сейчас — хороший подбор игроков, но мы ждем небольшое усиление. Несколько фамилий вы услышите.
— Акбашев ушел свободным агентом?
— По Акбашеву у нас есть определенные договоренности с клубом. Небольшую компенсацию мы получим. Хотя он мог сделать это, как свободный агент.
— Вы говорили, что летом, помимо Альшина, интересовались Гоцуком и Коробовым. Сложно было их удержать?
— Мы сели с ними и поговорили. За то, что они остались я им благодарен. Это два очень важных для нас игрока, и с точки зрения профессионализма, и с точки зрения людских качеств. Они являются одними из лидеров в коллективе.
— Ранее вы говорили, что для приглашения футболиста нужны "дополнительные аргументы" [финансовые]. Сейчас такие аргументы нужны?
— Результатами мы заявили о себе, как о клубе. Сейчас нам легко вести переговоры. Все происходит не так, как было, когда мы выходили в ФНЛ.
Футболисты общаются между собой, видят результат, видят игру и поэтому соглашаются. И правильно делают.
— Кто в "Авангарде" занимается селекцией?
— Это коллективное дело. Спортивный директор находит футболистов, но все решения принимаются коллективно. По моему, так и должно быть, когда предлагаются несколько игроков и по результатам совместного обсуждения выносится решение.
— Вы хорошо отзывались о "Чертаново". Планируете, как и они, отправлять молодых игроков стажироваться заграницу?
— Есть такие планы. В наших возрастных группах есть звездочки, которых спокойно можно отправлять на стажировку.
— В вашей коллекции много кубков. Кубок ФНЛ в ней должен оказаться?
— Главное — это оценить командную игру. Нужно понять, что мы можем с теми футболистами, которые остались. Цели выиграть Кубок ФНЛ нет. Мы его используем, как подготовительный этап перед выступлением в первенстве.
ФОТО: ФК «Авангард»/Текст: Артур Федорков