14-летним суперталантом из «Чертаново» восхищены в «МЮ». Трансфер в Англию реален?
Спросили юриста.
Мы уже рассказывали о двухнедельной стажировке Сергея Пиняева в «Манчестер Юнайтед». Форвард академии «Чертаново» ездит туда второй год подряд. В новый приезд он несколько раз тренировался с командой на год-полтора старше, забил пять мячей в одном тренировочном турнире, разговаривал с Сульшером и Лингардом и фоткался с Погба.
С Пиняевым в Британию ездил и директор «Чертаново» Николай Ларин, который рассказал об эмоциях принимающей стороны: в «МЮ» считают стажировку русского лучшей за последние 15 лет среди всех игроков. Еще Ларин упомянул об абстрактном предложении, но недоговорил: «Как я понимаю, от «МЮ» в самое ближайшее время может последовать какое-то предложение. Более конкретно говорить не хотел бы, это преждевременно». Хотя до этого сам же сказал, что переходы игроков до 18 лет из страны в страну запрещены.
Sports.ru связался с главным спортивным юристом России Михаилом Прокопцом (на днях с ним вышел увлекательный подкаст – о том, как защищал Дзюбу от «Спартака», спасал Денисова от «Динамо» и проигрывал дело Романа Еременко), чтобы выяснить, почему Пиняев не может переехать в Манчестер уже сейчас, как это правило обойти и смогут ли его перехватить русские клубы.
– История по поводу защиты прав несовершеннолетних игроков началась у ФИФА лет 20 назад, – рассказывает Прокопец. – Тогда ребят из Африки и Южной Америки вывозили в Европу пачками. Один из пятидесяти подходил, а остальные – их же не будут увозить обратно, тратить на это деньги – влачили жалкое существование.
ФИФА решила защитить права таких ребят и разработала кодекс правил. Он называется Protection of minors. Это правило, которое запрещает международный переход футболистов до 18 лет. Оно общее, но из него есть исключения. Если твои родители – не один папа или одна мама и не опекун, не дядя, не бабушка – переезжают в другую страну по причинам, не связанным с футболом, тогда этот переход разрешается. ФИФА расследует каждый такой случай. Ну, не прям настоящее расследование, но они просят документы о том, где работали родители, изучают причину переезда и прочие факторы.
История с Пиняевым широко освещается. Он уже несколько лет ездит в «Манчестер Юнайтед», все его хвалят, тренер говорит, что это будущее клуба. Если вдруг его родители переедут, и он будет играть в «МЮ», возникнет большой риск, клуб может попасть под санкции – штрафы, трансферный бан. «Атлетико», «Реал» и «Барселона» уже были серьезно наказаны за такие дела. В ФИФА не смотрят на имена, там защищают детей. По общему правилу переходить в другую страну нельзя. Так что Пиняеву нужно ждать наступление 18-летия.
– Но если у его родителей много денег, и они сами решат переехать, потому что сыну там лучше? Без «МЮ», просто сами переедут и отдадут его в клубную академию. Это тоже незаконно?
– Рассматривается case by case basis (индивидуально в каждом конкретном случае – Sports.ru). Когда «МЮ» придет за трансферным сертификатом, ФИФА спросит: «А почему он в 14-15 лет оказался здесь?» – «Его родители переехали». – «Давайте посмотрим, почему они переехали. Почему в прессе писали, что он хотел к вам перейти?».
Я не могу сказать за ФИФА, но к этой истории уже очень пристальное внимание, и сделать все по закону будет тяжело. Особенно, если родители Пиняева вдруг окажутся работниками базы «МЮ» или каким-то образом связаны с клубом. Вот если они суперинженеры, их позвали в Англию на контракт, и сын поехал с ним – другой вопрос. Но если выяснится, что переехали из-за футбола, – тут проблема.
– Как это регулируется при переходе из европейской страны в европейскую?
– Легче. Там границы меньше, есть маленькие государства. Ты можешь жить в Лихтенштейне, а играть в соседней Швейцарии. Такие переходы разрешены, если расстояние от дома до новой работы 100 километров. Плюс внутри Евросоюза существуют критерии переходов. Сделана оговорка, что в законодательстве внутри ЕС могут устанавливаться свои правила. Если они решат по-своему, то ФИФА это разрешает (сейчас внутри ЕС разрешены переходы с 16 лет при выполнении определенных условий – Sports.ru).
– Русские клубы могут сейчас забрать Пиняева у «Чертаново»?
– У нас не запрещают переходить из одной школы в другую (а он в академии – значит, в школе). Хочешь учиться в другой – учишься. Правда, несколько лет назад в России еще действовали запреты на переходы молодых футболистов из школы условного Владивостока в Москву. Он мог переходить только в рамках одного субъекта федерации. Если переходил в другой, то должен был получить разрешение РФС. Но больших проблем внутри России не возникает. Конечно, если нет профессионального контракта (заключается с 16 лет; с 15 лет – по согласованию с профсоюзным органом; с 14 лет – с согласия одного из родителей – Sports.ru). Если есть, то за игрока надо платить трансферную стоимость.
– Но в «Манчестер» он бы тоже переехал в школу, а не в профессиональный клуб. Все-таки 14 лет.
– Да. Но даже если он любитель и играет в академии, то уже зарегистрирован в системе ФИФА Transfer matching system в России. Он игрок российской стороны. И если ты меняешь страну, то должен получить разрешение этой системы. Если возникают препятствия со стороны ФИФА, его не дадут даже любителю.
– Другая ситуация: Пиняев вообще не подписывает бумаг с «Чертаново» и в 18 лет свободным агентом переходит в «МЮ». Клуб получит за него компенсацию?
– Если футболист переходит до 23 лет свободным агентом или подписывает первый профессиональный контракт, то да. Есть система компенсаций, чтобы клубы получали деньги за подготовку воспитанников. Новый клуб платит ее по такому принципу: сколько он потратил бы на воспитание такого же игрока у себя на родине. Понятно, что подсчитать это сложно, поэтому ФИФА унифицировал цифры. Клуб уровня «МЮ» тратит плюс-минус 90 тысяч евро на футболиста в год. Дальше умножает на количество лет.
– А что, если уже сейчас, в 14 лет, подписать договор о намерениях с «МЮ»?
– Можно подписать даже полноценный договор, который вступает в силу в будущем. В 14 лет это реально сделать с согласия родителей и органов опеки и попечительства. В России нет запретов на подписание договоров будущим числом.
Революционных корней товаригщ! :))
Прямо такое уж и жалкое. Оказаться в Европе легально и с доками - это разве плохо? Я уверен, что они были только рады, что у них появилась возможность там закрепиться. Всяко лучше чем бороздить моря на резиновом плоту