Тихонов: «Хотелось бы проститься с болельщиками в праздничной обстановке»
Накануне прощального матча мы попытались узнать у Андрея Тихонова секрет его долголетия в футболе.
— Какие чувства вы испытываете в преддверии прощального матча?
— Пока двоякие. Меня, признаться, больше заботят результаты команды, чем собственные ощущения. Это же не выставочный, а официальный матч чемпионата, в котором «Спартаку» кровь из носа нужна победа.
— Сравнимы ли эти ощущения с тем, что вы чувствовали накануне своего дебюта в «Спартаке» 31 октября 1992 года?
— Нет. Это совершенно другое. Когда Олег Иванович Романцев сообщил мне, что завтра я выйду на поле, то, помнится, не спал всю ночь перед игрой. Сейчас подобного волнения нет. Может быть, в день игры, когда выйду на разминку и увижу на трибунах болельщиков, оно появится. Пока же, повторю, спокоен как удав.
— Что в начале карьеры мешало вам забивать за основу так же много, как и за дубль?
— Отсутствие опыта и нервозность. В молодости чаще выходил на поле с мыслью, чтобы не испортить игру.
— Вы начинали в «Спартаке» как форвард, а в 1995 году переквалифицировались в крайние полузащитники. Можете представить, как сложилась бы ваша футбольная карьера, если бы всю жизнь играли в нападении?
— Во-первых, все, что ни делается, — к лучшему. Во-вторых, когда я был форвардом, тоже забивал немало. Но как бы сложилась моя карьера, судить не берусь. Скажу лишь одно: если бы действовал исключительно в атаке, вряд ли доиграл бы до сорока лет. Форварду нужен резкий рывок, взрывная скорость. А когда тебе за тридцать, эти качества постепенно утрачиваются. В средней же линии больше ценятся иные козыри — видение поля и умение отдать голевую передачу.
— Известно, что полузащитники преодолевают за матч большее расстояние, чем нападающие. Вы всегда выделялись выносливостью. Это качество у вас природное или пришло с годами?
— Природа не обделила меня здоровьем, но я привык выполнять тренерскую установку от и до. Трудолюбивым и исполнительным был всегда. Если скорость приобрести нельзя, то выносливость вырабатывается на тренировках.
— Как вы объясните тот факт, что прежнее поколение футболистов вешало бутсы на гвоздь гораздо раньше нынешнего?
— В советское время существовал стереотип: если тебе уже под тридцать, ты относишься к категории ветеранов, которым пора задуматься об уходе. Наше поколение изменило это представление. Посмотрите: Лоськов, Семак, Зырянов и другие до сих пор выступают на высоком уровне. Эти люди доказывают на своем примере, что можно хорошо играть и когда тебе далеко за тридцать. А без опытных футболистов молодежи не обойтись.
— Известно, что вы жестко придерживаетесь спортивного режима, в том числе и правильно питаетесь. Интересно, а каким был ваш рацион питания в детстве?
— Точно не помню. Мы жили в другие времена и ели то, что нам давали родители. Никакого рациона тогда не существовало. Это сейчас родители тщательно выбирают, чем кормить своих детей, занимающихся спортом. А мы думали только о том, чтобы сытно поесть. А полезно или нет, дело десятое. О калориях никто не задумывался.
— А когда служили в армии?
— В армии была лишь одна задача — просто наесться. Хоть чем-то. Желудок не ноет — уже хорошо.
— Сейчас вам приходится во многом отказывать себе за столом?
— Если раньше мог пить пиво вприкуску с сосисками, то теперь подобное позволить себе не могу. Сразу появляются лишние килограммы.
— Сохраните строгую диету даже тогда, когда займетесь только тренерским ремеслом?
— Да. Чем меньше двигаешься, тем меньше нужно есть. Это аксиома. В противном случае не за горами тот день, когда появится брюшко или второй подбородок.
— А вот главный тренер сборной Испании Висенте дель Боске ни в чем себе не отказывает и выиграл чемпионат мира…
— Считаю, что мужчина всегда должен следить за своей фигурой. Лишние килограммы, по-моему, еще никого не красили. Но если у дель Боске хороший аппетит, пусть кушает на здоровье. Для тренера все-таки главное — голова, а не живот.
— Многие талантливые игроки уходили из футбола преждевременно, поскольку не могли отказать друзьям и поклонникам в выпивке. Как вам, несмотря на наличие немалого числа друзей и огромной армии поклонников, удавалось и удается избежать этого соблазна?
— Рецепт прост: стараюсь не употреблять крепкие алкогольные напитки. А то, что живу за городом, а не в Москве, позволяет избегать больших тусовок. У меня есть сложившийся круг друзей, с которыми могу иногда себе позволить выпить пивка после матча. Но не более того. При этом хочу заметить, что сейчас футболисты стали пить меньше, чем в старые времена. В плане быта спортсмены профессиональнее относятся к своим обязанностям. У многих весьма солидные контракты, и никто не хочет терять их преждевременно.
— Почему в Советском Союзе «физика» всегда считалась коньком наших футболистов, а теперь мы отстаем в этом компоненте от Запада и приглашаем оттуда специалистов по физподготовке?
— В СССР у нас были выдающиеся тренеры — Бесков, Лобановский… Проводилась огромная научная работа, в том числе по многим медицинским вопросам, связанным со спортом. Не случайно советская футбольная школа считалась одной из лучших в Европе. Сейчас в этом плане нам нужно наверстывать.
— Ваши дети Михаил и Денис занимаются футболом в спартаковской Академии имени Федора Черенкова. Какой ваш главный отцовский совет им в этом деле?
— Что-то может не получаться на поле, но трудолюбие должно присутствовать всегда. Не получится сейчас — выйдет завтра, через неделю, месяц или год. Сколько было одаренных детей и юношей, которые не любили работать и в итоге никуда не пробились. И наоборот: те, кто обладал меньшим талантом, но трудился с огромным желанием и упорством, стали известными футболистами.
— Почему раньше во дворах у нас рождались разноплановые игроки, а все выходцы из футбольных школ выглядят словно под одну гребенку?
— На мой взгляд, в школах нужно больше давать детям упражнений на технику. Не убивать в них с малых лет индивидуальность, а, наоборот, способствовать ее развитию. Чтобы ребята получали радость от игры в футбол, чтобы больше возились с мячом, обводили. А все остальное, уверен, придет к ним с возрастом.
— Знаете, что в апрельском кубковом матче против «Краснодара» вы побили рекорд легендарного спартаковского капитана Василия Соколова, продержавшийся без малого 60 лет, и стали самым возрастным игроком в истории красно-белых?
— По большому счету рекордами не интересуюсь. И не стремлюсь к ним. Знаю, что забил в высшей лиге и Премьер-Лиге 98 голов. Двух мячей не хватает, но в Клубе ста и без них состою, признавался лучшим игроком сезона, не раз побеждал в чемпионатах и Кубках страны. Единственное, о чем жалею, — что не сыграл ни одного матча в финальных стадиях чемпионата мира или Европы.
— Почему вы предпочли проститься с футболом в официальном матче, а не выставочном?
— Это совместное решение с руководством нашего клуба. Официальный матч — не игра в поддавки или «дружбу». Здесь все будет интереснее и гораздо ответственнее. Это чемпионат и реальная битва за очки, в которой никто не захочет уступать.
— Символично, что соперником «Спартака» в прощальном матче станут «Крылья Советов», чей бронзовый успех неразрывно связан с вашим именем…
— Да, «Крылья» — вовсе не чужая для меня команда. Пять лет отыграл за нее. К Самаре и ее болельщикам всегда относился с большой симпатией.
— Сколько зрителей ждете 18 сентября в «Лужниках»?
— Сколько бы ни пришло, всех буду рад видеть. Но, конечно, чем больше народу соберется на стадионе, тем лучше. Всегда играл для болельщиков, и мне бы хотелось проститься с ними в праздничной обстановке. А обстановку эту в первую очередь способны создать самые верные и преданные друзья «Спартака» на трибунах «Лужников». Люди, без чьей поддержки ни при каких обстоятельствах не доиграл бы до сорока…
Спасибо, Андрей!