8 мин.

Прогресс АПЛ все измеряют в деньгах и ТВ-контрактах. Есть другой способ – история стадионных туалетов

В книге The Club, в которой журналисты американского The Wall Street Journal рассказывают об английском футболе, есть с десяток мощных сюжетов о создании и росте лучшей лиги в мире. Вы уже читали истории про продажу «Челси» Роману Абрамовичу в 2003-м, но на страницах прячется еще множество интересных деталей – и одна эпичная битва. Нет, не между Венгером и Фергюсоном и не между BT Sports и Sky Sports.

30 лет назад вице-президент «Арсенала» Дэвид Дин начал борьбу с ужасными туалетами на английских стадионах.

***

В 1972-м, за 9 лет до покупки 16,6% акций «Арсенала», Дин, который тогда был владельцем международной торговой компании London and Overseas Co., оказался на матче «Майами Долфинс». Больше всего его поразила не игра «Долфинс», которые проводили идеальный сезон (17 побед в НФЛ, включая матч за Супербоул), а стадион «Майами Оранж Боул».

«У меня открылись глаза, – рассказывал Дин. – Они так продавали матч, что он становился чем-то большим, чем 60 минут футбола. Игра была событием для всей семьи, на стадионе работали хорошие магазины, а в кафетериях можно было прилично пообедать. Даже туалеты были удобными».

Контраст с привычными английскими уборными был невероятен. Сам поход на матч в Англии 1980-х был не самым приятным занятием: ветхие стадионы, фанатские разборки, отвратительная британская погода. Но худшими были туалеты. Совершенно убогие, они часто располагались на открытом воздухе и представляли собой четыре хрупкие стены вокруг вырытой в земле дыры. О женских туалетах речь тогда вообще не шла.

Когда Дин ворвался в английский футбол, вопрос с туалетами стал для него главным. Он ругал их за примитивный дизайн, плохое обслуживание и недостаточное количество и считал, что именно плохие уборные воплотили в себе все недостатки английского футбола.

Крестовый поход против ужасных туалетов начался с увеличения времени перерыва. До эпохи АПЛ перерыв между таймами длился десять минут, и многие фанаты, не успевающие отстоять очередь к писсуару, просто облегчались у стены или в раковину.

На встречах с другими владельцами клубов Дин убеждал коллег: футбол – это индустрия развлечений, и все окружающее его должно быть приятным для зрителей. Болельщики не могут проводить по 10 минут в очередях и в итоге не получать возможность добраться до унитаза.

Аргументы сработали: после пяти лет лоббирования в Англии перерыв увеличили с 10 до 15 минут. В 1995-м поправка о перерыве, не превышающем 15 минут, была принята и ФИФА.

***

Теперь болельщики могли проводить в туалете больше времени, но с ужасными условиями все еще надо было что-то делать.

На помощь Дину пришел выпущенный в 1990-м доклад Тейлора, который заставил клубы переоборудовать стадионы после трагедии на «Хиллсборо». Как и многим, «Арсеналу» пришлось перестраивать стоячую фанатскую трибуну, и для вице-президента это был шанс обновить ее не только снаружи, но и внутри.

По словам архитектора Криса Ли, Дин с самого начала проекта был одержим уборными. Он распорядился установить в подтрибунке в два раза больше туалетов, чем того требовали стандарты. «Если фанаты пьют пиво, газировку, чай и кофе перед матчем, у них должно быть достаточно писсуаров в перерыве», – убеждал строителей Дин, который лично контролировал в новых туалетах все: от плитки до установки зеркал.

С таким же рвением он подошел и к туалетам на новом «Эмирейтс», где уборные установили не только в подтрибунных помещениях, но и на территории вокруг стадиона. Клуб также оборудовал 38 туалетов для инвалидов и первый в премьер-лиге туалет для собак-поводырей.

Через год после открытия «Эмирейтс» Дина пригласили на торжественный архитектурный прием и вручили ему трофей в виде унитаза – за лучшие туалеты на английских стадионах.

***

Дин не был единственным, кто видел прямую связь между состоянием футбола в стране и удобством туалетов на стадионах. Уже после его ухода из «Арсенала» борьба за прогресс унитазов продолжилась.

В 2012-м сеть магазинов сантехники Plumb Center провела конкурс на самый ужасный футбольный туалет в Англии.

Лидерами фанатского голосования стали «Барнсли», «Брэдфорд», «Эксетер» и «Олдхэм», но худшими признали уборные на стадионе «Эббсфлит Юнайтед» из национальной лиги (пятый уровень английского футбола). Всего участие в голосовании приняла 21 тысяча человек, за победителя проголосовали 6 тысяч (вместимость домашнего стадиона «Эббсфлита» – 4769).

Организаторы из Plumb Center прокомментировали результат: «Мы запустили конкурс, потому что понимаем: для многих футбольных клубов возможность улучшить собственные туалеты – несбыточная мечта. Теперь при поддержке ведущих компаний, обустроивших туалеты на стадионах «Твикенхэм», «Авива» в Дублине и b2net в Честерфилде, мы преобразим уборные «Эббсфлит» до неузнаваемости».

Туалеты «Эббсфлита» до и после конкурса

Plumb Center выделил победителям 100 тысяч фунтов на ремонт. Редактор международных проектов Sports.ru Иван Калашников проинспектировал туалеты «Эббсфлита» после конкурса: «Теперь по периметру всего стадиона стоят новенькие сарайчики, которых явно больше, чем нужно. Видимо, 100 тысяч – это действительно много. В одном даже есть мемориальная табличка, что «Эббсфлит» выиграл столь почетный конкурс».

***

Сегодня в АПЛ за состоянием туалетов следят эксперты-любители Диана Марсон и Мелани Райли. Девушки работают в NHS (национальная служба здравоохранения в Великобритании) и в сезоне-2016/2017 проехали по всем стадионам лиги, составляя свой рейтинг.

Первое место получил «Кристал Пэлас» (10/10), чьи туалеты, по словам Марсон и Райли, больше похожи на уборные в отелях, чем на стадионе.

В лидерах также «Арсенал» (9/10), «Манчестер Сити» (9/10), «Манчестер Юнайтед» (8/10), «Сток» (8/10), «Челси» (7/10), «Вест Бром» (7/10), «Бернли» (6/10) и «Ливерпуль» (6/10).

У «Лестера», «Борнмута» и «Тоттенхэма» с уборными проблемы (4/10). Хуже – только «Уотфорд» (3/10) и «Эвертон», перед матчем которого эксперты советуют сходить в туалет дома: 2/10 от экспертов с комментарием «туалеты настолько маленькие, что вы не можете попасть к унитазу, если кто-то моет руки!»

***

Для девушек, инспектирующих туалеты, хорошей новостью стала кампания On The Ball, которую запустили три болельщицы «Селтика». В марте они предложили клубам бесплатно разместить в женских уборных тампоны и прокладки.

Организаторы акции вдохновлялись большой кампанией по размещению предметов женской гигиены в университетах и школах Великобритании: шотландское правительство уже готово потратить на программу, обеспечивающую школьниц и студенток всем необходимым, 5,2 млн фунтов.

Болельщицы также надеялись, что кампания поможет увеличить число женщин на стадионах. Девушки составляют более четверти зрителей премьер-лиги, но стадионы все равно остаются пространством, ориентированным на мужчин.

За «Селтиком», быстро подхватившим идею, потянулись и клубы АПЛ. Первым был «Брайтон», за ним – «Хаддерсфилд» и «Фулхэм». Сегодня бесплатные гигиенические продукты можно найти в женских туалетах на 45 стадионах Британии – включая «Гудисон Парк» и «Энфилд».

***

В последние годы АПЛ поднимает вопрос доступности туалетов не только для фанатов, перепивших пиво перед матчем, но и для маломобильных болельщиков.

Все стадионы лиги оборудованы необходимым количеством базовых туалетов для инвалидов (с необходимой для коляски шириной двери и площадью), но к апрелю 2017-го лишь 7 клубов установили changing places toilets – специальный уборные для людей, которым для пользования туалетами требуется дополнительное оборудование и пространство.

Стандартные доступные туалеты не предусматривают регулируемых по высоте скамеек и подъемников, а также слишком малы для размещения более одного человека. При этом болельщикам с ментальными сложностями, а также людям с травмами позвоночника, мышечной дистрофией и рассеянным склерозом может понадобиться помощь одного или двух опекунов.

Стоимость установки такого туалета – около 10 тысяч фунтов для каждого клуба. За полтора года под давлением общественности количество changing places toilets в лиге удвоилось.

Мечта Дэвида Дина об идеальных туалетах в премьер-лиге стала еще ближе.

Фото: Gettyimages.ru/Doug Pensinger, Nigel Roddis, Jan Kruger; homesoffootball.co.uk; allarsenal.com; en.wikipedia.org; thenonleaguefootballpaper.com; Instagram/; planetfootball.com;