Мясной Тамбов: здесь Ярцев, «Спартак» и красно-белые розы
Георгий Ярцев снова на стадионе «Спартак», и его снова встречают болельщики в красно-белых розах… Но это не Москва. В 2016-м году Георгий Александрович вернулся в родную для себя стихию – футбол. Но стал не главным тренером, а гендиректором клуба. В городе, где большинство болеет за «Спартак».
Речь идёт о Тамбове. Сложилось так во многом благодаря местному клубу «Спартак», основанному в 1960 году, который нёс своё бренное существование во втором дивизионе аж до 2013 года. Тогда случился переломный момент – команда была расформирована из-за нехватки финансовых средств. А её место заняла новая тамбовская команда с оригинальным названием «Тамбов», половину состава которой заняли экс-спартаковцы – сразу 7 человек. При этом клубу «изменили» не только имя, но цвета, причём на красно-синие. Официально изменили, но спустя даже 5 лет с момента основания новой команды тамбовские болельщики приходят на стадион с красно-белыми розами. Изначально это было акцией протеста, а сейчас – то ли традиция, то ли по старой-доброй памяти.
Тем не менее, самая многочисленная армия болельщиков в городе - у московского «Спартака». Правда, активных болельщиков в городе очень мало. Но с одним из них нам удалось пообщаться. Как рассказал Михаил К., в Тамбове первая околофутбольная фирма команды появилась в начале 2000-х и называлась «Гастролёры». Себя он к этому движению не относит: «Есть люди, которые активнее чем я крутятся в этой теме, но они вряд ли будут рассказывать о себе и движе». Отметим, что фирма эта закрытая – информации о них в интернете почти нет. Можно найти лишь несколько фотографий с баннером.
К тому же сейчас «Гастролёры» стали не так активны, хотя периодически их баннер всё ещё появляется на выездных матчах. Сейчас основное движение в городе – это «Красно-белый Тамбов», появившийся в 2015 году, и состоит там всего около 20-30 человек по подсчетам нашего собеседника, и Михаил как раз из их числа. А вот женского пола в этом списке нет – только если девушки и жены отправляются вместе со своими мужчинами на отдельный выезд.
- Девушка на фан-секторе — это палка о двух концах. Я лично считаю, что «скорее нет, чем да», - поделился Михаил. - Просто на секторе нужно активно поддерживать клуб, а для этого нужен громкий голос. Девушки таким не обладают чисто физиологически.
«Красно-белый Тамбов» занимается организацией выездных матчей и поддерживает любимую команду не только в РФПЛ и Кубке России, но и в еврокубках (последнюю поездку организовывали на матч с «Вильярреалом» ), и даже ездят на матчи КХЛ.
- Выезд – это всегда возможность новых знакомств, поэтому у нас есть знакомые болельщики из Пензы, Кирова, Екатеринбурга, Рязани и других городов. Вообще самый любимый выезд для меня – это Нижний Новгород, нравится там бывать. Своим гостеприимством запомнился Екатеринбург, местные из Первоуральска душевно нас встретили.
Также «КБ Тамбов» регулярно участвует в различных футбольных турнирах, которые проводятся специально для болельщиков. В этом году команда, собранная из тамбовских красно-белых, стала победителем новогоднего кубка «Формата», организованного фанатами ФК «Тамбов» в январе 2019 года.
О выездах в Махачкалу, Владикавказ, Липецк и Ярославль
- Почему-то основные воспоминания связаны с 2010 годом… У меня только два запоминающихся выезда – в Махачкалу и Владикавказ. Может быть, еще Липецк, - вспомнил наш собеседник.
В мае 2010 года «Спартаку» предстояло сыграть с «Аланией» во Владикавказе. Местные жители поджидали болельщиков в окрестностях, за порядком на секторе следил ОМОН, а автобус со стадиона до вокзала ехал в сопровождении милиции. При этом избежать стычек фанатам не удалось. Кстати, проиграли мы тогда с крупным счетом 5:2.
- Мне запомнился момент в поезде. Мы ехали до Мичуринска на фирменном поезде «Осетия» (Владикавказ – Москва). В Грязях к нам подсел местный ОМОН. Как оказалось, кто-то снял все занавески с окон одного из вагонов, наверное, на память, и начальник поезда вызвал подмогу. Фанаты это были или не фанаты – не ясно, но милиция ходила по вагонам и проводила свои мероприятия. В одной из бесед в вагоне ими была брошена фраза мол «все равно, кто именно это сделал, повесим это на кого-нибудь из вас». Не знаю, чем дело кончилось, Мичуринск был сразу после Грязей, но это запомнилось.
В июле этого же года наш собеседник поехал в Липецк на игру с «Металлургом», красно-белые встречались с этой командой в рамках 1/16 финала Кубка России. Из Тамбова выезжали организованной группой на микроавтобусе. В том матче «Спартак» с минимальным счетом обыграл липчан, и сам матч прошел довольно спокойно. После финального свистка болельщиков выпускали с трибуны через проход шириной не больше метра, а напротив прохода стоял милиционер с видеокамерой и снимал.
- Как нам пояснили, это было сделано для выявления лиц, зажигающих пиротехнику на трибуне. Тамбовские были на секторе не в одном месте: мы стояли ближе к выходу, а некоторые пошли в центр суппорта. Стоим, ждем пока до нас дойдет очередь на выход, а внизу, в подтрибунном проходе, периодически слышится треск электрошокеров, которые сотрудники необоснованно применяли к проходящим через их живой коридор фанатам. Кого-то задерживали, причем довольно жестко. Нам повезло, вышли со стадиона без особых проблем. Но как выяснилось позже, одного нашего все же задержали, якобы за пиротехнику. Как говорится, был бы человек, а статья найдется.
Еще менее гостеприимной оказалась Махачкала в октябре 2010 года. Болельщики приехали в город ранним утром и никакой агрессии от жителей не встретили. Как рассказал Михаил, они походили по центральному рынку, попробовали местную кухню и вино в одном из ресторанов, а потом отправились к стадиону. В первом тайме «Спартак» открыл счет, после чего болельщики
стали жечь фаеры. В этот момент на секторе появился ОМОН и активизировалась трибуна «Анжи». В сторону гостей прилетели два кресла, а на протяжении всего матча местные кричали оскорбления. Через полчаса после финального свистка отправлялся поезд, на который у многих красно-белых болельщиков были билеты, однако милиция со стадиона не выпускала. Нескольким людям удалось уйти со стадиона до конца матча, но тоже не без проблем с правоохранительными органами.
- С улицы доносятся угрозы и улюлюканье местных, сверху полетели камни. Закрываемся выломанными креслами, розами, руками. Милиция бездействует. Только спустя 5-10 минут мы спускаемся вниз и растягиваемся вдоль всей трибуны, а милиция принимает меры. Нас держат до тех пор, пока не очистили от местных жителей прилегающие улицы. Затем выпускают небольшими группами, при этом один сотрудник проверяет всех проходящих мимо на алкоголь, прося дыхнуть ему в нос! Задержали, наверное, каждого десятого. Всего же нас было, думаю, не больше трех сотен. Некоторые уходили через центральный вход, не знаю, как они добирались. Я был во второй группе, нас посадили в спецавтобус с решетками на окнах и повезли на вокзал. По дороге мы видели толпы молодых людей на улице, в основном малолетки, пара камней попала в наш автобус. Везли какими-то окольными путями, как оказалось не на центральный вокзал, а на станцию «Махачкала-сортировочная».
С сортировочной станции красно-белым сказали садиться на астраханский поезд, но то, что у некоторых парней были вещи в камере хранения центрального вокзала, милицию не очень волновало. На свой страх и риск некоторые болельщики взяли такси и съездили на центральный вокзал за своими вещами. К слову, их там поджидали около 200 болельщиков «Анжи». Билеты на астраханский поезд были не у всех, многие приехавшие опоздали на московский рейс, однако милиции удалось договориться с работниками РЖД и посадить всех на этот поезд.
Еще один запоминающийся выезд для тамбовчан состоялся в октябре 2013 года. В рамках 1/16 финала Кубка России красно-белые приехали в Ярославль на матч с «Шинником».
- Самое интересное произошло во 2 тайме. Если не ошибаюсь, то какого-то парня, устроившего забег по футбольному полю, полиция решила задержать. За него заступились фанаты и понеслась. Кресла, фаеры, щиты, дубинки, ограждения, водомет. Мы в этот момент были на противоположной стороне трибуны. Говорят, после матча полиция досматривала выезжающий из города транспорт. Искали молодых людей в мокрой одежде, следовательно, участвовавших в беспорядках. В Тамбов мы вернулись уже утром в полном составе.
Собраться всем составом на выездные матчи или даже игры в Москве, у «Красно-белого Тамбова» не получается. У большинства есть семьи, дети и проблемы на работе. Тем не менее, организация продолжает жить, ведь для них футбол – это больше, чем игра. Несмотря на весь беспредел, творящийся в клубе с осени 2018 года, болельщики всей душой продолжают переживать за московский «Спартак».