8 мин.

Гуру журналистики изменивший итальянский футбол

"Кальчо является самой красивой игрой в мире. К сожалению или к счастью, не все те, кто любит  кальчо, способны в полной мере это понять".

Джанни Брера

***

Брера родом из Павии, региона к югу от Милана в Ломбардии. По факту такого рождения, жизнь за тебя резко сужает выбор твоих футбольных пристрастий либо "черно-синий" "Интер" либо "черно-красный" "Милан" но Джанни, в свою очередь, часто утверждал, что принимает нейтральную сторону в великом миланском дерби и, чтобы сохранить журналистскую объективность  уверял, что как болельщик переживает за "Дженоа". Брера, как и следует, в вопросах своего ремесла был жесток и бескомпромиссен, он критиковал всех с одинаковой страстью, не стеснялся  даже одного из боссов итальянской мафии Дженовезе, он первым ввел в журналистику того периода практику честных и жестких репортажей. Брера писал о главной итальянской игре так, как ни один писатель или журналист до него, он изобрел свой собственный язык и лексику. Он был первым спортивным автором, который модернизировал язык футбольных изданий до такой степени, что он достиг идеального баланса между технической информацией и фактическим рассказыванием спортивных историй.

Приобщение Брера к журналистике произошло в юном возрасте. Он начал писать для скромного журнала "Guerin Sportivo" небольшие заметки об итальянской серии C в 1937м году. На тот момент ему было восемнадцать лет. К сожалению, начало его журналистской карьеры было прервано Второй мировой войной, в которой Брера сначала участвовал в качестве десантника, а затем партизана. После войны Брера снова начал писать о спорте, но в этот раз уже  на розовых страницах "La Gazzetta dello Sport" - главного итальянского спортивного издания.  Эта газета охватывает гораздо больший диапазон событий, чем просто футбол, как и ее самый молодой редактор Джанни Брера, который серьезно интересовался многими видами спорта за пределами Италии. Будучи молодым человеком сам Брера пробовал свои силы в футболе и боксе, на заре карьеры он прославился статьями о легкой атлетике, в которых уже прослеживались задатки его будущего литературного стиля, а немного позже его захлестнула еще одна страсть - велогонки. Это влечение он открыл в себе, обозревая "Тур де Франс" 1949 года, который выиграл Фаусто Коппи, которым журналист крайне восхищался. На этом фоне он стал большим поклонником "Джиро д'Италия" - велогонки ежегодно собиравшей лучших спортсменов на "двухколесных". Гонка была впервые организованна именно "розовой" газетой для привлечения к ней внимания в 1909 году. Со временем обширный кругозор, уже опытного редактора, Джанни Брера,  в который входило немало видов спорта, практически полностью заполнил футбол. В дальнейшем Джанни страстно посвятил свой талант этой "великой" для итальянцев игре.

***

 "До него этот спорт был просто изъявлением эмоций, Брера придал ему новое измерение: он заставил миллионы людей поверить, что о футболе можно говорить, в том числе, с точки зрения литературы и психологии".

Серхио Заволи

Брера любил футбол в целом, как большое  универсальное явление, но с особым пристрастием он относился к тактике. Например, он говорил, что элемент развлечения в футболе не основан на красивых голах. Вместо этого он получал удовольствие от тактической организации игры команды. Счет 0:0, по окончании матча, был для Брера самым удовлетворительным и являлся свидетельством тактического противоборства тренеров команд. В условиях сегодняшнего движения футбола в сторону повышения результативности, подход итальянца звучит немного экстремально, но вполне справедливо. Брера был уверен, что результативный матч - это, по большей мере, плод обоюдных ошибок соперников. Чему тут радоваться? У Брера было свое особое мнение об итальянском футболе, так называемом, Calcio all'italiana. По его словам  итальянские игроки не могли на равных конкурировать с другими иностранными командами, опираясь только на свои физические способности. В силе и скорости итальянцы уступали, например, англичанам. Исходя из этого, акцент внутри кальчо необходимо было делать именно на тактику. Таким образом, в итальянском футболе родился культ защитного футбола, который предполагал оборону большим числом игроков с переменными быстрыми атакующими прорывами. Так появилось знаменитое  «катеначчо».

Человеком, который применил эту идею на практике в условиях кальчо, был Нерео Рокко – эксцентричный тренер известный по плодотворной работе с «Миланом» 60-х. Рокко, чья идея футбола была похожа на взгляды Брера, стал очень близким другом итальянского журналиста. Жизнь, Джанни в футболе сложилась так, что он имел много крепких дружеских отношений с людьми из этой среды. Когда он стал известной фигурой в мире кальчо, он полюбил идею устраивать ужины для игроков и тренеров, на которых, неустанно текло вино и шли жаркие разговоры о тактических формированиях и игре в целом (вино было заветной страстью журналиста). Это были ужины, на которых он подмечал интересные мелочи, ускользающие от него ранее, в дальнейшем он с успехом использовал их в своих работах.

Джанни Брера с Нерео Рокко

Итальянский футбол 60-х был пиршеством для спортивной журналистики. Яркие харизматичные игроки, новые революционные тактики, «Милан» против «Интера», борьба двух тренерских глыб Рокко и Эленио Эрреры – наставника «Интера», автора показательного выражения для футбола той эпохи «Играй индивидуально и будешь играть за соперника».  Примечательно, что именно у Эрерры играл футболист, которым особенно восхищался Брера. Это был легендарный Джачинто Факетти. Журналист, повернутый на оборонительной игре, был в восторге от его игры: «Он может защищаться до смерти».

***

«Первое что мы должны понимать о Джанни Брера, что он жил  в собственном часовом поясе. Он вставал в 11 часов дня, выпивал чашку чая, очень плохого качества (единственное блюдо на которое он не был искушенным) и читал газеты. Около часа дня он садился за стол и ел плотный завтрак с продуктами больше подходящими под обеденный прием. Рядом, неизбежно, стоял бокал вина. Во время трапезы он разговаривал со всеми, кто был рядом в это время. Насытившись пищей и беседой, он уходил в свой офис, чтобы писать. Его рабочий стол смотрел на стену, на нем лежали книги, бумага и пепельница - больше ничего лишнего, ничто не должно было отвлекать его за работой. Заканчивал писать он приблизительно в 19 часов. После, он что-то документировал для телевидения. На закате рабочего дня он оказывался в ресторане "Риччоне", где они регулярно встречались компанией друзей.  Выходной был только один - вторник. Обычно, когда работа над очередным материалом была закончена, он принимался за книги, прочитывал одну или две за ночь. Только между тремя и четырьмя часами утра в его комнате гас свет».

Паоло Брера, сын 

 

Брера объективно осознавал идеологическую силу кальчо, особенно эффективно влияющую на рабочий класс, чье представительство на стадионах было внушительным.  Он часто писал о взаимоотношениях между футболом и великими представителями высшего общества и власти Италии, такими как Аньелли, семья которых до сих пор контролирует "Ювентус". Во времена правления Муссолини кальчо уделялось особое внимание, как важному инструменту продвижения фашистских идеалов. "Иль Дуче" был патроном сборной Италии и кальчо в целом, привлекал в ряды команды сильных иностранных игроков, преимущественно из Латинской Америки, дабы тем самым не упустить возможность в купе с результатом продемонстрировать толерантность режима, который царил тогда в стране.  Конечно, толерантность эта была не более чем витринной.  Результатом такой политики стало серебро и золото чемпионатов мира 1934 и 1938 годов соответственно. Муссолини, по максимуму использовал силу влияния футбола, изменив риторику  спортивного освещения игры номер один. Брера был ярким противоядием отравленному режиму. Его сочинения и статьи были наполнены новым, свежим и самобытным языком игры свободным от политической повестки.

Одним из важнейших вкладов Брера в историю мирового футбола стал его словарь неологизмов. Он придумал множество футбольных терминов. Некоторыми мы с вами пользуемся и сегодня. Например, «полузащитник», казалось бы, это слово ровесник самой игре в футбол и появилось в бородатые года, даже не прошлого века. Но только в 50-е, в Италии, грузный журналист по фамилии Брера придумал слово на своем родном языке «Centrocampista» , которое в переводе означает как раз, известное всем нам, «полузащитник». Он стал отцом известных слов «голеадор» и «либеро» - актуального для катеначчо. Его словарь на этом не ограничивается, он немного обширнее, но часть слов используется преимущественно на солнечной итальянской земле. Вот, кстати, некоторые из них:

      Pretattica - ложная или вводящая в заблуждение информация, предоставленная СМИ (со стороны тренеров) перед матчем, чтобы скрыть новую тактику. Термин был придуман Брерой на заре 60-х, когда в итальянском футболе на первый план вышла дуэль двух тренеров миланских грандов, Эленио Эрреры и Нерео Рокко.

      Abatino - так называли молодых людей, которые сопровождали дам на различных мероприятиях в прошлые века. Они отличались хрупкостью, стилем и изящными манерами. Брера стал применять этот термин в рамках футбола. Самой известной жертвой этого прозвища стал Джанни Ривера.

     Cursore - определение выносливого атакующего полузащитника. От слова "курсор".

     Melina - термин, обозначающий, специально долгое владение мячом, с целью удерживания счета или унижения противника.

Брера называл себя «писателем, который притворяется журналистом». Это, наверное, как нельзя лучше отражает его сущность. Больше чем журналист, явление. И его термины, увековеченные в итальянском футболе, которые слетают с уст болельщиком и журналистов по сегодняшний день, прямое тому доказательство. Он, курчавый мужчина, с неизменной сигаретой в зубах, навсегда останется в истории крестным отцом прекрасного мирового явления - кальчо.