Штоффельсхаус в «Локомотиве»: гонял на «Ягуаре», общался только с Геркусом, Семин называл его «этот»
А еще мы узнали его зарплату.
Когда летом 2017-го получил травму Ари и «Локомотив» искал нападающих, теперь уже бывший советник президента клуба Лев Гоберман (ушел в августе 2017-го) получил сигнал от спортивных юристов Юрия Зайцева и Михаила Прокопца (защищал интересы Погребняка во время разбирательств с «Динамо», «Ростова» в споре с Азмуном, Дзюбы в конфликте со «Спартаком»). Они рассказали, что знают человека, который может привести в «Локомотив» по свободному трансферу Паоло Герреро – легендарного нападающего сборной Перу (забил за «Фламенго» 20 голов во всех турнирах в сезоне-2017, а в декабре попал в историю с кокаином).
Гоберман посмотрел в InStat записи игры Герреро и позвонил Семину. После уговоров Семин тоже посмотрел записи Герреро и одобрил трансфер. «Я попросил Штоффельсхауса взять у Фарфана телефон Герреро, – рассказывает Гоберман Sports.ru. – Фарфан перуанец и близкий друг Герреро, можно было через него зайти. И я получил прямой отказ на мой запрос. А потом мне сказали, что я обидел спортивного директора, не посоветовавшись с ним, нужен ли этот игрок».
Это одна из многих историй, характеризующих беспорядок в клубе, сложившийся еще во время чемпионского сезона. В «Локомотиве» даже не было четко определено, кто ведет трансферные переговоры. «Безотносительно организационной структуры клуба по факту их вели – независимо друг от друга – три человека: Геркус, Штоффельсхаус и я, – говорит Гоберман. – Подписывал контракты в конечном счете все равно Геркус».
***
«Локомотив» объявил о приходе Эрика Штоффельсхауса на пост спортивного директора в январе 2017 года. Он привел в команду Джефферсона Фарфана и Эдера, сыгравших важную роль в чемпионском сезоне, а также Хеведеса и Крыховяка, топовых для РПЛ игроков. У него уже до этого были отличные отношения с президентом «Локо» Ильей Геркусом – тот не скрывал, что приглашение немца было его идеей, во всех интервью подчеркивал его компетенцию. При этом Юрий Семин со Штоффельсхаусом не разговаривал вообще (и в книге написал, что приход немца испортил его отношения с Геркусом), а другие работники жаловались: Штоффельсхаус общался только с Геркусом, из-за чего постоянно возникало недопонимание.
«Геркус не может держать себя в руках, он хочет играть в футбол. Штоффельсхаус нужен, чтобы играть в реальный футбол, как в Football Manager. Если что – можно сослаться на авторитет Штоффельсхауса», – сказал в разговоре со Sports.ru человек, знакомый с ситуацией в «Локомотиве».
Sports.ru поговорил с людьми, которые рассказали о бардаке в чемпионском «Локо».
Жена Геркуса познакомила его со Штоффельсхаусом, Эрик вслух говорил, что хочет взять с «Локомотивом» ЛЧ
За несколько недель до найма Штоффельсхауса, в декабре 2016-го, из «Локомотива» ушел спортивный директор Игорь Корнеев. Илья Геркус оценил работу Игоря так: «Корнеев отработал хорошо, но можно было лучше». Две главные претензии к нему – трансфер Игоря Портнягина за 3 млн евро и продление контракта Ведрана Чорлуки до 2020 года с зарплатой около 4,5 млн евро, после которого центральный защитник начал постоянно ломаться.
Лев Гоберман рассказывает, что после ухода Корнеева на пост спортивного директора было три кандидатуры: Оресте Чинквини, который потом устроился к Манчини в «Зенит», Виктор Панченко и Эрик Штоффельсхаус. В итоге взяли Панченко (ушел в августе 2017-го) и Штоффельсхауса. Немцу выдали один из двух клубных Jaguar XJ Long (на втором ездил Геркус). Стоят такие от 6 млн рублей.
«Все это происходило на фоне нашего жесткого и неприятного разговора о том, что мы допустили ошибку с Чорлукой и Портнягиным, – вспоминает Гоберман. – Мы с Геркусом решили, что такого больше быть не должно. Кто-то придет, но его полномочия будут заканчиваться там, где начинается стол переговоров.
Первой возникла кандидатура Панченко (Виктор играл у Семина в «Локомотиве» в 80-е, а до прихода в «Локо» был спортдиректором «Химок» и ЦСКА – Sports.ru). Геркус одобрил Панченко, после чего предложил взять и Штоффельсхауса. Сказал, что немец умеет работать с молодежью, что показал в «Шальке», и знает, как поставить работу, чтобы в первую команду попадало больше своих воспитанников (это было одним из основных KPI от главы РЖД Олега Белозерова). Мы решили, что будут два равных направления: Панченко займется российским рынком, а Штоффельсхаус – западным, будет плотно заниматься академией, внедрять свои методики».
Гоберман говорит, что на первой встрече Штоффельсхаус всерьез заявил ему: цель «Локомотива» – выиграть Лигу чемпионов. Геркуса со Штоффельсхаусом познакомила жена Ильи, работавшая с будущим спортдиректором «Локо» на проекте «Газпрома» в Гельзенкирхене. Там она познакомилась со Штоффельсхаусом и представила его Геркусу. После ухода из «Шальке» Мирко Сломки и прихода Феликса Магата Штоффельсхаус уехал в Канаду, где работал техническим директором клуба «Оттава» и федерации футбола города Йорк. В 2016-м Геркус пригласил Эрика в «Локомотив».
Про Семина и Панченко рассказывают, что, обсуждая футбольные вопросы, они ругались и орали друг на друга так, что в ресторанах люди, сидевшие рядом, иногда отсаживались от них подальше. Но отношения Семина со Штоффельсхаусом были гораздо сложнее.
Семин считал Эрика некомпетентным: закрывался от него газетой, не контактировал
Тренер сразу был не рад Штоффельсхаусу. Отношений не было, потому что с самого начала стала просачиваться информация: приоритет – другой главный тренер. «Ко мне тогда разные люди подходили, как внутри клуба, так и вне его, даже водитель клуба, и говорили: «А правда, что Палыч уходит»?. Это ненормально, это значит, что информация ходит за спиной главного тренера и он знает: ему ищут замену, не рады его видеть на работе. Я был против увольнения Семина, но Штоффельсхаус своей неприязни к тренеру и желания его сменить не скрывал с первого дня. В результате вопрос о несоответствии Семина своей должности обсуждался в самом широком кругу сотрудников. Как я должен был это контролировать?» – говорит Гоберман.
Другой собеседник Sports.ru говорит, что в бизнес-классе самолета Семин демонстративно открывал газету, чтобы не видеть Эрика, а в приватных беседах тренер даже не произносил имя немца – просто говорил «этот». «Отношений у них изначально не было вообще и общения не было. Палыч, как человек старой гвардии, выстроил защиту: рукопожатие – и все. Они не общались ни напрямую, ни с привлечением переводчика», – говорит источник.
«Если называть спортивными отношениями обсуждение каких-то вопросов, связанных с трансферной политикой, тактикой команды, таких [у Семина со Штоффельсхаусом] просто не было, – рассказывает Лев Гоберман. – Штоффельсхаус не шел на конфликты или споры, это не его поле. Его поле – один на один с Геркусом, когда нет третьих лиц.
Эрику было свойственно улыбаться и говорить: со всем согласен, все прекрасно. Все разговоры переходили в общую плоскость. Была одна встреча после презентации «Казанки». Мы сели с Семиным и Штоффельсхаусом в ресторане. Палыч говорит Эрику: «Может, списки [потенциальных новичков] предоставите вовремя, а не в середине второго сбора?». А тот отвечает ни о чем. Этот разговор прошел полтора часа и закончился ничем. Это единственная известная мне встреча такого типа [где кто-то пытался наладить общение тренера и спортивного директора]».
Хорошо известно, что Семин и Панченко считали Штоффельсхауса некомпетентным. «Для меня до сих пор загадка, почему, каким образом, за какие заслуги спортивным директором «Локомотива» стал Эрик Штоффельсхаус, по своей основной специальности экономист по сбыту и снабжению, которого в Европе мало кто знает, – возмущался в книге главный тренер «Локо». – Тем более что он успел заронить большие сомнения в своей квалификации. Например, он был против приобретения у «Рубина» Соломона Кверквелии, дал согласие на уход Алексея Миранчука, который ему не нравился».
«Штоффельсхаус как только пришел, начал говорить: нужен новый главный тренер, – вспоминает Виктор Панченко в интервью Sports.ru. – Спрашивал: во что команда играет? Почему трибуны кричат про Семина, почему такой фанатизм? Он не знает историю «Локомотива». Не в обиду Юрию Палычу, сейчас он не самый современный тренер. Но когда Штоффельсхаус говорил: тут надо так делать, тут – так, тут надо играть другим футболистам... Ну иди сам тренируй. Хотя у него было две кандидатуры: Виктор Скрипник и Хайко Фогель из молодежки «Баварии».
Виктор Панченко
«Представьте, приходит человек, которого ты считаешь некомпетентным, и начинает работу со слов: нам нужно поменять главного тренера, – объясняет Гоберман. – Приводит на работу футболиста – я про Фарфана – без согласований, без разговора. Этого достаточно, чтобы заслуженный тренер уже не искал в себе сил, чтобы найти общий язык.
Я по своей наивности считал, что мы сможем выстроить доверительные отношения между ними. Но это было невозможно. И я не могу винить в этом Семина. Он был вправе так себя вести. Действий, направленных против общего успеха, он себе никогда не позволял. Фарфан и Эдер получили свой шанс».
Все собеседники Sports.ru отмечают: Штоффельсхаус постоянно улыбался. «Это европейский признак, – считает Панченко, – когда не знаешь, что ответить, улыбаешься».
Большая трансферная встреча, странный переход Рыбуса, Фарфан
Летом 2017-го, вскоре после совета директоров, на котором Геркус и Штоффельсхаус пытались уволить Юрия Семина, в клубе провели большую трансферную встречу. Штоффельсхаус и Панченко принесли списки кандидатов на переход в «Локо», также присутствовали Геркус и Гоберман.
«Это трансферный шорт-лист моим почерком в переговорке «Локомотива», – объясняет Гоберман. – План был такой: Панченко и Штоффельсхаус называют футболистов, мы их обсуждаем. Если человек предлагает кого-то, а трое говорят «нет», то мы пишем «no» и даже не предлагаем футболиста Семину».
Наверху прописан трансферный бюджет – 6 млн евро. Среди самых интересных вариантов: Нойштедтер, Набабкин, Камболов, Джорджевич из «Зенита», украинец Хачериди, выступавший тогда в киевском «Динамо», Эрик Шупо-Мотинг, сейчас играющий в «ПСЖ». В итоге из этого списка в «Локо» пришел один человек – Мацей Рыбус из «Лиона».
На фото видно, что возле Рыбуса написано «no». Игрока предложил Панченко, которому про него рассказал агент Роман Орещук. На встрече от Рыбуса отказались Геркус и Штоффельсхаус (считали, что он недостаточно хорош). Панченко сказал, что Рыбус стоит около 2 млн, после чего «нет» сказал и Гоберман. «Я сообщил Орещуку, что мы не берем Рыбуса, а потом появился какой-то бразильский агент, на которого вышел Штоффельсхаус, и они согласовали трансфер Рыбуса», – говорит Панченко в интервью «Матч ТВ».
Спустя несколько дней Гоберман приехал в офис и узнал, что Мацей перешел в «Локомотив». «Подхожу к Геркусу, говорю: в смысле? Показываю ему фото доски, говорю, что я не против Рыбуса и Семин за, но как его Штоффельсхаус подписал? Панченко имел полномочия вести переговоры, ему Орещук звонил. Мы выставили своего человека идиотом. Витя говорит Орещуку, что мы на совещании отказались от Рыбуса, а потом Рыбус переходит без Орещука.
Пошли к Штоффельсхаусу. Я говорю: «Ты же сказал про Рыбуса «нет». Он мне: «А, этот Рыбус? Я думал, мы про другого говорили». И Геркус: «Да ладно, Лева, он ошибся», – вспоминает бывший советник президента «Локо».
Роман Орещук в разговоре со Sports.ru подтвердил, что общался с Панченко по Рыбусу, а потом звонил Геркусу с возмущениями. «В истории с трансфером Рыбуса много непоняток, – объясняет Орещук. – Я вел переговоры с Панченко. Об этом знал Геркус. Потом оказалось, что Штоффельсхаус сам как-то связался с Рыбусом. Он сам вышел на игрока и агента, я со Штоффельсхаусом ни разу не разговаривал. Но никак было не доказать, говорил ему про Мацея Панченко или нет, я отошел в сторону. Странная история. Конечно, остался осадок, что так получилось».
***
Возможно, самый мифический трансфер в истории «Локомотива» Семина, Геркуса и Штоффельсхауса – приход Джефферсона Фарфана (которого главный тренер периодически называл Форланом). Виктор Панченко рассказал в интервью, как на зимних сборах-2017 в Марбелье Семин проснулся и увидел: за завтраком сидит незнакомый футболист. Это был Фарфан, 32-летний экс-игрок «Шальке».
«Когда возникла ситуация с Фарфаном, Палыч окончательно обезумел, – рассказывает источник Sports.ru. – Для него это выглядело так, что ему привезли игрока без его ведома. Ему про него сообщили, когда Фарфан ехал из аэропорта в отель. Палыч бесился, кричал, что отправит его в дубль, что он ему не нужен».
Фарфан в итоге сыграл ключевую роль в чемпионском сезоне «Локо». Панченко уверен: успех Фарфана – заслуга Семина. «Он мог бы отправить Джефферсона прямо из Марбельи. В итоге Семин засунул свое самолюбие в одно место, зная, каким футболистом был Фарфан. У того от нагрузок пошли мышечные травмы, его надо было привести в порядок. Но когда тесты показали, что Фарфан набрал форму, все были только рады. Я не умаляю работу Фарфана. Если б он ничего не хотел, ничего бы не получилось. Тут сошлись характеры».
Игроки шутили над Геркусом и Штоффельсхаусом, сколько Эрик получал
По информации Sports.ru, игроки «Локо» понимали, что Геркус и Штоффельсхаус хотят отставки Семина и надеются, что «Локомотив» начнет проигрывать в первых турах чемпионского сезона-2017/18. Футболисты открыто шутили над менеджерами. После одного из матчей Геркус пришел в раздевалку и кто-то из игроков сказал: «Ничего, что мы сегодня выиграли?».
Виктор Панченко вспоминает, что Штоффельсхаус почти ни с кем в «Локомотиве» не общался, не знал русский язык (с Геркусом и Гоберманом говорил по-английски) и не любил переводчиков. «Считал себя звездным спортивным директором, хотя непонятно почему, – ругается Панченко. – Не интересовался работой ни молодежной команды, ни академии. Мы, россияне, знаем, кто там играет и кто и как откуда приходит, а он откуда знает?
Я, например, приносил бумаги на продление контракта с Тугаревым. Говорил с агентом, потом ложил их на стол Геркусу. Геркус говорит: мне надо с немцем поговорить. Я говорю: о чем говорить, когда он его не знает? Тугарев будет играть. Я его сам видел, давно знаю его, он воспитанник академии. Так и вышло».
Собеседники Sports.ru говорят, что Штоффельсхауса звали в том числе как эксперта по молодежи, немец этим не занимался, а Геркус, по сути, устранился от проблемы. «По факту академия работала автономно, скорее даже Виктор помогал в каких-то вопросах. Про внедренные немецкие методики я не слышал. Появление в составе Лысова, Баринова и Антона Миранчука – заслуга исключительно тренерского штаба», – говорит Гоберман.
Еще он вспоминает, что с момента возникновения конфликта Семина и Геркуса со Штоффельсхаусом, Эрик появился на базе максимум один раз. Бывший советник Геркуса не согласен с тем, что их споры помогли «Локо» прийти к чемпионству. «Никакой синергии это напряжение не привнесло, – считает он. – Не надо переоценивать влияние менеджмента на команду. Иногда команда знает о внутрикорпоративных спорах даже меньше, чем журналисты. Геркус что-то сказал, Палыч что-то сказал, никакого дальнейшего эффекта это, как правило, не имеет. Если команда добилась результата – значит, Семин смог создать атмосферу, в которой ребятам хотелось побеждать не за тренера или директора клуба, не выбирать стороны, а играть за самих себя с полной отдачей».
По информации Sports.ru, Штоффельсхаус получал в «Локомотиве» около 30 тысяч евро в месяц. Кроме того, Штоффельсхаус получил 30 млн рублей премии сразу после чемпионского сезона. Футболисты получили премиальные позже и не в тех размерах, на которые рассчитывали.
Эрик Штоффельсхаус не ответил на запрос Sports.ru. Илья Геркус отказался от комментариев. 28 декабря 2018 года оба объявили, что уходят из «Локомотива».
Фото: Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos; fclm.ru (2,4,5,8); РИА Новости/Александр Вильф; Лев Гоберман; instagram.com/fclokomotiv; РИА Новости/Крис Бэрри; globallookpress.com/Federico Gambarini/dpa
У каждого из вышеперечисленных людей были в чемпионский сезон свои успехи и неудачи. В комплексе это привело к победе. Но вы пишете статью от имени друзей Семина, где его роль выставляется спасительной.
Особенно долго смеялся на моменте про молодежь. Семин и молодежь - это оксюморон, несочетаемые вещи. Скорее выпустят Михалика или Бориса, чем дадут шанс Тугареву.
Никогда не любил флешмобы на тему Муна и минусов, но тут поставлю от души.
Назвать все приведенные обстоятельства "представляющими Семина спасителем" тоже можно с большой натяжкой – особенно, те, где он закрывался от Штоффельсхауса газетой или криком решал вопросы с панченко.
— Извините, это ваш ягуар перед клубом стоит?
— Да.
— Я допью?
Как же они попадали в состав?
Может быть попадали, потому что был явный талант и стремление играть в основе?
Антон стал игроком основы при Семине, Лысов получал свои шансы много раз, Баринов выходит периодически, но на его позиции конкуренция очень высока.
Тугареву не дает шанса? Значит чего то Тугареву не хватает.
P/S не болельщик Локомотива, взгляд со стороны