Россия - Македония. Кризис в пользу бедных
Согласимся, что после поражения в Мариборе писать и говорить о национальной команде все-таки достаточно затруднительно. Ну, во-первых, потому что воспоминания еще свежи в памяти, а во-вторых – с тех пор лицо сборной мало изменилось. Та игра буквально вынудила российскую футбольную общественность смотреть в будущее отнюдь не в позитивных красках. Как следствие, ярко подмечать и остро обозначать моменты регресса в противовес хоть какой-то положительной динамики. Другое дело, что она действительно прослеживается только в немногочисленных эпизодах. Заметим, что матчи против Македонии и Ирландии (как, впрочем, и предыдущие) ожидались именно с позиции подтверждения данного правила, нежели надежды на исключение.
Приятно, однако, что болельщикам есть, с чем сравнить зрелище нынешнего образца. Триумфальное во всех отношениях Евро-2008 – предмет гордости и одновременно бальзам на душу поклонникам отечественного футбола. Победы, достигнутые на полях Австрии и Швейцарии, уверен, рискуют еще на продолжительное время остаться счастливым сном, приснившимся в одну из летних ночей. Сейчас же мы не то, чтобы ударяемся о суровую реальность, а, скорее, окончательно просыпаемся и возвращаемся на привычный уровень. Высокий, средний или низкий – вопрос вторичный. Просто на свой.
Это лишь отчасти связано с деятельностью Дика Адвоката на посту главного тренера. Тренер тренером, но в футбол играют именно игроки. В составе сборной России ведь всегда были игроки, не претендующие на звание суперзвезд. Может быть, считающие себя таковыми, но объективности ради до данного статуса явно не дотягивающие. Как показал все тот же 2008-ой, команда из подобных исполнителей может представлять силу лишь тогда, когда находится в полном единстве и согласии физических, а также морально-волевых показателей. Если этого не происходит, то потолок коллектива – как раз таки борьба за попадание на крупные международные форумы и, собственно, попытка выступить на них достойно. Но именно после красивых взлетов и уже состоявшегося падения, так ясно и отчетливо приходит осознание, насколько тяжело выполняется и эта, казалось бы, совсем заурядная задача.
А что, собственно, мешает её выполнению в данный конкретный момент? Если продолжать рассуждать о частностях относительно сборной России образца Адвоката, то можно выделить две главные, действительно серьезные проблемы. Первая – полное отсутствие резерва на будущее. Политика «после меня хоть потоп» намного страшнее самого непопадания на Евро, поскольку затем может вполне последовать еще несколько совершенно точных непопаданий. Пока абсолютная загадка, что будет представлять из себя команда уже через два года. К существующему созыву уже привыкли соперники, а порой складывается ощущение, что он надоедает и сам себе. Другой момент – если бы резерва не существовало в помине. Но он же есть. Почему хоть частично не использовать его в официальных, а, тем более, в товарищеских матчах – до сих пор трудно догадаться.
Второе – организационная составляющая. Впрочем, эта проблема уже более глобальная и имеющая глубокие корни. Кроме шуток, даже при наличии молодой крови, более радикального тренера, новшеств тактико-технического характера, что можно реально изменить в действиях сборной за каких-то жалких 4-5 дней сборов? И это учитывая, что добрая половина одного из них проходит за процедурой заселения в отель. Недаром Гус в свое время предпочитал лишние часы тратить на подготовку, а не на коммерческие товарняки, теряющие игровую актуальность с бешеной скоростью. А как показала практика, только «закрывая» нашу команду на добрый месяц на тренировочной базе из неё может выйти определенный толк при соблюдении и учитывания ряда нюансов, вполне подвластных грамотному тренеру. Таким, каким являлся Гус.
Организация как отдельно взятых игр национальных команд разных стран, так и вписывание международных турниров в рамки и без того сложного и проблемного календаря – вопрос, уже переросший категорию «актуальный» и являющийся уже в высшей степени глобальным. Как следствие, в ряде своих проблем на сегодняшний день сборная России совсем не одинока и в чем-то служит наглядным образцом кризиса мирового футбола на уровне сборных команд. Ведь чтобы квалифицироваться на серьезный турнир, игрокам необходима изрядная доля мотивации. Способны ли они её найти, после изматывающих битв за свои клубы на нескольких фронтах? Более того, успешно выступить командно и индивидуально блеснуть, например, на чемпионате мира – далеко уже не приоритетная задача для футболиста. С развитием структуры клубного футбола и информационных технологий, он практически всегда может оставаться на виду у скаутов. Случаев, когда на Мундиале мы могли увидеть футболиста и дружно «ахнуть», согласимся, уже почти нет. Отживают свое и «товарняки», постепенно превращающиеся в коммерческие шоу.
С другой стороны – все ведь вчера могли наблюдать игру сборной Македонии? Роман Павлюченко абсолютно прав – она действительно прогрессирует. Только вот не неожиданно, а, можно сказать, даже ожидаемо. В условиях, когда не только сборная России, но и элитные сборные команды переживают явный мотивационный спад, а некоторые и более глубокий кризис, у македонцев и им подобных «маленьких» коллективов есть возможность выделиться, показать себя. Одержать неожиданные победы, изрядно подпортить нервы фаворитам, а то и вовсе пробиться в решающую стадию. Это уже вполне реально. И в данной ситуации, надо признать, ожидание неприятностей у сборной России в матчах с «маленькими» государствами, а, тем более, рангом выше, выглядит делом закономерным.
Во-вторых, как это ни противно, но именно сейчас - этой осенью, приглашение новичков и ввод их в состав выглядело бы глупо. Раньше - да, время для экспериментов. Товарищеские игры, все дела. Но сейчас или пропал, или пан.
По поводу того, что игроку уже не приоритетно блеснуть на мундиале (не зря «всякие там» Бербатовы и Адебайоры отказываются выступать за сборные) - тут виноваты, во многом, журналисты. То есть мы. Ведь именно из-за них проваливший ЧМ-10 Месси снова стал лучшим. Это видят его конкуренты, что ведёт к снижению мотивации на чемпионате Мира. И это печально