9 мин.

Еще один вингер из серии А взрывает АПЛ. Его называют младшим братом Неймара

Он конфликтный и не такой стабильный, как Салах.

Фелипе Андерсон творит восхитительные вещи. Бразилец пяткой забил «МЮ», разобрал «Бернли» и сделал 5+1 в последних восьми матчах.

Самый дорогой трансфер в истории «Вест Хэма» отбивается быстрее, чем отставка Моуринью в Манчестере.

Удивительно, что все это происходит с Фелипе Андерсоном именно сейчас. Бразилец – шикарный игрок, но с адаптацией у него всегда были проблемы. В Италии Андерсон долго не мог раскрыться, изобретательно упускал шансы и откатывался назад. Эпизодический блеск чистейшего таланта разбивался о странный характер, который не понимали одноклубники по «Лацио».

Европа чуть не сломала его. Через два месяца в Италии Фелипе понял, что в изучении языков он не слишком хорош. В ресторанах Андерсон произносил единственное итальянское слово, которое знал твердо – «карбонара» – и далеко продвинулся в классической весовой эволюции «Роналдо-1998 – Роналдо-2008».

Располневший забитый бразилец мало напоминал латиноамериканского мага. На поле он растворялся, вынуждая тренера Эди Рейю защищать его перед тифози и владельцами клуба: «На тренировках Фелипе делает невероятные вещи, но теряется в матчах. Ему не хватает спокойствия и хорошей физики, а так у него есть все, чтобы стать чемпионом». Уходя с поля, Андерсон зашивался в квартиру и в одиночестве, пока никто не видит, плакал и вспоминал отца.

С такой же нежной тоской президент «Лацио» Клаудио Лотито вспоминал 8 миллионов евро, заплаченные за Андерсона. А тот заиграл спустя полтора сезона – как-то вдруг, без прелюдий и постепенного роста, сразу на топ-уровне. В сезоне-2014/15 за полтора месяца сделал 6+4 в 5 матчах – и чуть все не бросил, когда Рим уже лежал у его ног.

Было так. 12 января 2015-го два мужика поспорили из-за девушки и устроили киношную погоню по улицам бразильской Санта-Марии. На повороте они потеряли управление (свидетели говорят, что машина преследовала и подрезала байк) и влетели в дом у дороги. Под обрушившейся стеной погибли мотоциклист (один из спорщиков) и хозяйка дома.

В водителе, который вышел из раскуроченного фиата и скрылся, узнали Себастьяна Томе Гомеса, отца Фелипе Андерсона. Погибший мотоциклист был бывшим девушки, с которой встречался Себастьян. Незадолго до трагедии Фелипе посвятил отцу гол в ворота «Интера».

Полузащитник забыл о футболе, «Лацио», травме, собрал вещи и почти улетел в Бразилию. Семья была центром его существования. Родители убивались на работе, стараясь прокормить пятерых детей. Братья и сестры скидывались друг другу на обувь или еду. Отец дал Фелипе любовь к футболу. Мать – религиозность: он празднует голы в стиле Кака.

Фелипе вытатуировал на руках инициалы всех членов семьи, а на груди – слово «благодарность». Игрок должен благодарить семью еще и за этот январь 2015-го, когда он чуть не сорвался в Бразилию после ареста отца. Это они отговорили его: убедили, что справятся сами. И Андерсон остался в Риме.

Оттого удивительно, что проблемный и психологически уязвимый Фелипе так быстро прижился в Лондоне. Ладно, сложно отъесться на английской кухне, когда привык к шедеврам шеф-повара Джузеппе Ди Иорио и сам готовишь лучше, чем в лондонских забегаловках. Но и сам Андерсон к 25 годам вырос, стал увереннее и самостоятельнее.

«Он всегда в тренажерном зале, постоянно работает над тем, чтобы стать лучше, учит английский, – рассказал полузащитник «Вест Хэма» Роберт Снодграсс две недели назад. – Иногда новички из других лиг не понимают, что нужно для игры на этом уровне, но Андерсону было тяжело всего в нескольких матчах.  Он усердно работает, приятно видеть его голы – потрясающий талант и отличный парень».

Сложно поверить, что Снодграсс говорит о бразильце, который обманом проходил фэйс-контроль на индийские вечеринки в ночных клубах: Андерсон называл себя Рави. Фелипе редко запаривался ерундой вроде режима или тренажерки и лентяем прослыл еще в «Сантосе».

Надо филонить по-крупному, чтобы добыть такую репутацию в бразильском футболе, но Андерсон никогда не разочаровывал. Кроме того, к нему постоянно липли скандалы.

Он воевал с Муриси Рамальо в «Сантосе» и Симоне Индзаги в «Лацио». Конфликтовал с болельщиками и президентами. Ссорился с одноклубниками. Проблемы стали настолько устойчивым предикатом его имени, что половина новостей об Андерсоне кажется выдуманной. И какими бы невероятными они ни были, остается шанс на стопроцентную точность.

Говорили, что он недолюбливает Бальде Кейта. Еще они вместе с Бальде подумывали уйти из «Лацио» из-за расизма на трибунах. Примерно тогда же Фелипе конфликтовал с Лотито, который не отпускал его на Олимпиаду-2016. А ссоры с Индзаги стали такой же традицией, как Новый год. Последняя (в феврале 2018-го) закончилась дракой, которую разнял Лукас Лейва.

Уйдя из «Сантоса», Андерсон пожаловался на бывшего тренера – и заодно подкинул инструкцию к самому себе: «Большинство ярлыков вроде лени, которые повесили на меня, пошли от Рамальо. Я бы играл лучше, будь у меня достаточно душевного спокойствия для нормальной работы. Конфликт ускорил мой уход из клуба».

Кажется, в Лондоне бразилец нашел нужного тренера – того, который не только научит его чему-то новому, но и раскроет сильные стороны. Пеллегрини хотел купить Андерсона еще в «Ман Сити» – теперь ясно, что у чилийца было реальное видение того, как Фелипе усилит команду. А бразилец наконец получил то, что хотел: «Все говорят, что я могу быть главной звездой любого клуба. Серия А очень сложная, там очень много тактики, а здесь с моими качествами я буду больше выделяться. Английский стиль игры поможет мне раскрыть потенциал».

Пеллегрини сразу поставил Андерсона на левый фланг и выше в атаку – теперь правша может укладывать в дальние такие обводящие удары, как в матче с «Кристал Пэлас». Он играет легко и с фантазией, словно снова бегает без обуви по улицам своего сурового района – там школу финансировал батальон военной полиции, который футболом отвлекал детей от наркотиков. На него будто ничего не давит, ничего не связывает.

Такого художника в клубе не было со времен Пайета. Фланг никак не ограничивает бразильца, который через несколько сложных месяцев после дебюта («Вест Хэм» 4 раза подряд проиграл на старте, а Андерсона обвиняли в том, что он ходит по полю) включился в командную игру. Сейчас он второй в клубе по количеству передач, один из лидеров по обостряющим пасам, отборам, дриблингу и заработанным фолам. Он стал ключевым игроком строящегося «Вест Хэма» и сыграл во всех 18 матчах (единственный из полевых футболистов). Пеллегрини варьирует схемы и сочетания, но всегда находит место для Андерсона. Тренер вряд ли пожертвует бразильцем, когда вернется Лансини – скорее у Фелипе появится еще один думающий партнер в центре поля.

Необычные качества Фелипе удачно совпали с видением Пеллегрини, который хочет, чтобы в обороне участвовали все полевые игроки. От ярлыков обычного бегунка и типичного бразильского дриблера он избавился еще в Италии, где Симоне Индзаги научил его играть в защите и вытягивать на себя соперников, освобождая зоны партнерам: «Я люблю атаковать, но тренер может рассчитывать в отборе на мою скорость и силу. Все знают, что я быстр и опасен в дриблинге, поэтому на меня всегда нападают два-три игрока. Это значит, что мои одноклубники смогут ворваться в освободившуюся зону, и я рад отдать им последний пас».

И все-таки лучшая версия Фелипе Андерсона – с мячом и на полной скорости. В академии «Сантоса» он проводил свободное время с Неймаром, выносил его на Xbox и сливал в PlayStation. Они сдружились так сильно, что Фелипе называли младшим братом звездного нападающего. Однажды Неймар даже спас друга, которого взбешенные болельщики «Сантоса» поджидали у стадиона – хотели помочь с мотивацией. И это Ней научил полузащитника финтам, а сверхзвуковой дриблинг тот подсмотрел у Кака.

«Фелипе Андерсон – идеальный ассистент, знает, когда и как отдать пас. В полузащите он умеет все», – описал друга Неймар.

Неймар прав. Фелипе Андерсон действительно умеет все: отбирать, пасовать, бить, обыгрывать. Если надо, сыграет в защите. Нет – будет нападающим. Если Пеллегрини найдет то, чего бразилец еще не умеет – он этому научится.

Но это не значит, что Фелипе Андерсон надежно и прочно утвердился в английском топе, как Салах годом ранее.

Менталитет всегда тормозил его карьеру.

Впервые это случилось в «Сантосе», задолго до того, как талантливый бразилец чуть не пал жертвой карбонары. В клубе ему дали 10-ку, которую тысячу лет назад носил Пеле. Оказанная честь шокировала молодого плеймейкера так сильно, что он несколько месяцев ходил к клубному психологу.

В Италии были конфликты, сытная кухня и куча других оправданий, а на выходе получалось то же: энергичный дэнс-рок (так Gazzetta dello Sport описала стиль игры пикового Андерсона) сменялся сонным балетом, а классные сезоны чередовались со средними. Отчасти поэтому «Лацио» продал Фелипе: устал ждать прорыва на топ-уровень, ради которого несколько лет назад отклонил 60-миллионное предложение «Ман Юнайтед».

Фелипе Андерсон еще ни разу в карьере не справился с давлением. Но он год за годом убирал слабости в игре. Менталитет – последнее, что стоит между ним и стабильным топ-уровнем. Может быть, справится и с ним. Все равно места лучше сырой Англии для быстрых полузащитников еще не придумали.

Пока получается. Левостороннее движение доставляет ему больше проблем, чем английские защитники – и вряд ли фанатов «Вест Хэма» сильно заботит то, что Фелипе страшно садиться за руль.

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: REUTERS/Andrew Couldridge/Action Images; globallookpress.com/Antonietta Baldassarre/Insidefoto; instagram.com/f_andersoon (4,8); globallookpress.com/Andy Rowland/imago/PRiME Media, Romena Fogliati/imago/Focus Images; REUTERS/Ueslei Marcelino;