5 мин.

Российский футбол учится продвигать себя. Это очень круто

Мы будем ещё долго изживать советское наследие. В этическом плане в первую очередь. Никуда не денешься: парадигма навязывалась долго и слишком настойчиво. Избавиться одним мановением от этих метастаз было бы слишком желанно, но так устройства человеческой личности и общества не работают.

Но здесь нас интересует эстетика. Конкретнее говоря то, как российский футбол учился выглядеть привлекательным в медиа. Как он избавлялся от серьёзной мины и неуместной торжественности, с которой зрителю преподносили развлекательный продукт. Как наши клубы учились шутить над другими, смеяться над собой и наконец-то стали современными.

***

Ещё несколько лет назад мы писали о том, что работать с болельщиками, как это делал ЦСКА, недопустимо. Не только по причине бессмысленности такого труда. Тем, кто следил за социальными сетями московского клуба, становилось реально неловко: прошибал испанский стыд.

На всякий случай – если вы забыли, как это выглядело – характерный пример.

До того момента, как российский футбол осознал, что ему нужно прилично и весело представляться, медиа в нашей лиге выглядели именно так. Правда, большинство клубов этим вообще не занималось. К чему этот балаган, когда можно напечатать порцию безвкусных программок?

Но вернёмся к ЦСКА: теперь «армейцы», слава Богу, в этом направлении действуют совершенно иначе. Наконец-то у болельщиков есть повод проверять твиттер своей команды. И больше не надо закрывать вкладку браузера или приложение на смартфоне, вздрагивая от ужаса.

Анонс игры ЦСКА и «Реала» в Лужниках

У глобальной онтологической перемены нашего футбола есть конкретная ключевая фигура. Человек, первым преодолевший старомодное пренебрежение к развлекательному контенту и продемонстрировавший важность его качества. Правда, и ему должно было повезти. Без удачи (или неудачи) столь крупные метаморфозы не происходят.

Станислав Меркис рулил социальными сетями красноярского «Енисея» и пытался добиться места в клубе, ещё будучи школьником. При том руководстве, с которым он пытался начинать профессиональную деятельность, это было невозможно. Солидные пожилые мужчины не любят обращать внимание на баловство. И уж тем более тратить на это деньги.

С тех времён сохранилось замечательное фото: медиа пытается стать частью русского футбола - ретроградного и беспощадного.

Но местечковые беды «Енисея» переросли во кое-что значимое. Поменялось руководство - и Станислав получил должность, которую занимает и сейчас.

Это было летом 2016. Какое-то время клуб из Красноярска оставался уникальным, но процесс уже запустился: клубы премьер-лиги начали шевелиться, понимая, сколько внимания привлекает грамотная работа в сети.

И в этом сезоне наконец-то сложилась ситуация, при которой информационное пространство вокруг большинства клубов в меру насыщено (сейчас речь не о московском «Спартаке», у них как раз не в меру). Интересоваться ими и получать удовольствие, оказалось, можно и среди недели, когда до похода на стадион ещё остаётся ждать несколько дней или даже недель.

ЦСКА не единственный клуб, порадовавший нас в этом году. Гораздо дальше продвинулся «Ростов». История с ковром – из довольно сомнительного жеста болельщиков сделали целый тренд, который привёл к тому, что «резервную» форму реально начали покупать. Приглашение Карпина на стадион с уморительным «Ёпт», из чего так же сделали отдельный мерч. Переписка с пресс-службой ЦСКА в твиттере и последующее оформление игры против москвичей.

Если кто совсем в танке и не в курсе, защитник «армейцев» Бекао слегка похож на героя культовой игрушки GTA: San Andreas. 

Матч с ЦСКА стал главным достижением пиар-службы «Ростова». Получилось и смешно, и колоритно. Запомнится наверняка надолго.

Ссылка

Правда, бывали и неприятные последствия этой вовлечённости «Ростова» в публичную жизнь. После того, как дончане проиграли «Крыльям», их официальный твиттер назвал судью Карасева клоуном. Вскоре твит был удален, но интернет помнит все.

Другие клубы отстают, но хотя бы двигаются. Неожиданно смог в юмор суровый «Урал»

«Локомотив» перед дерби сделал собственную версию «Лиги плохих шуток». Тарасов оказался неплох в новом амплуа.

Буксует «Спартак». Пару лет назад они могли сделать очень неплохой ролик, а теперь вообще не используют свои возможности. Самый популярный клуб в стране просто не интересует общение со своей публикой. Впрочем, они всегда идут по своему, «особенному» пути, который приводит непонятно куда.

Реакции, которые наши клубы получали на свою интернет-деятельность в этом году, наверняка сподвигнут и остальных. Может, не всех сразу, но постепенно мы придём к всеобщему понимаю необходимости общения с болельщиками таким образом.

А пока можно порадоваться – мы сдвинулись с мёртвой точки. И кайфовать можно прямо сейчас.

Григорий Каленов, Rusfootball.info

Если материал вам понравился, не забывайте лепить плюсики. Таким образом вы вдохновляете на дальнейшую работу.