6 мин.

«Каждое воскресенье» Жозе Моуриньо

Вы удивитесь, сколько совпадений между фильмом «Каждое воскресенье» и историей Жозе Моуриньо в Манчестер Юнайтед.

К сожалению, спортивную драму «Каждое воскресенье» с Аль Пачино в главных ролях я посмотрел только недавно. Несмотря на устаревшие съемки и холерический монтаж, кино заслуживает особенного внимания у фанатов «командных» видов спорта. Ведь «либо мы побеждаем как команда, либо ломаемся по одиночке». Но весь фильм меня не отпускало ощущение «дежавю». Как будто я уже наблюдал подобную историю где-то в реальности. Словно измученный жизнью и спортом Аль Пачино нашел свой прототип в португальце, затерявшемся в театре мечты на Туманном Альбионе.

Кто не смотрел фильм «Каждое воскресенье», опишу его вкратце. Заслуженный тренер футбольной команды «Sharks», некогда бравший трофеи и американскую славу, должен вытянуть в плей-офф свою уже среднюю команду. Играют они не в настоящий, европейский, а в американский футбол, где, за весь фильм, foot и ball даже ни разу не соприкоснутся.

Если вы не совсем кисель, то уже догадались, что я провожу параллель героя Аль Пачино с Жозе Моуриньо. Собственно, описание фильма уже можно подставлять к текущей ситуации в Манчестер Юнайтед. Жозе, некогда считавшийся лучшим тренером мира, еле волочет свой клуб на 6 месте, отставая от лидера на 19 очков. Кажется, что лучшие годы уже позади. В тренера не верят даже собственные фанаты. А руководство не покупает ему желанных топовых игроков. Все точь-в-точь как в фильме! Дальше будет еще интересней.

1. Конфликт с Руководством

Обычно, когда в фильме есть женщина, главный герой с ней спит. Это как с ружьем в театре! Но здесь все намного запутанней. Несмотря на привлекательность Кэмерон Диаз в те волшебные годы, Аль Пачино еле натягивает… улыбку на своем лице при виде своего босса. Она не покупает ему топовых игроков, вмешивается в тренерский процесс, и занята только тем, чтобы улучшить финансовую отчетность клуба. Говорят, что Глейзеров тоже не шибко волнует чемпионство в АПЛ. Гораздо важнее повысить узнаваемость в США и Азии, играя матчи предсезонки в Сан-Хосе. Также обоим владельцам клубы достались по наследству от своих отцов.

 2. Конфликт с молодым и наглым футболистом

Если вы подумаете, что герой Джейми Фокса и Поль Погба родственны только своими африканскими корнями, вы глубоко ошибаетесь, господа. Оба персонажа своей талантливой игрой пробили путь из провинции к топ-клубу. Оба имеют запредельное самомнение и амбиции. Оба совсем некомандные игроки. Они обожают читать рэп и сниматься в рекламе. А также читать рэп в рекламе. И из-за всего вышеперечисленного оба сидят на лавке.

 

 

3. Старость и потеря раздевалки

Весь фильм Пачино имеет довольно отстраненный взгляд, во время игр нет уже былой страсти, и поражения он воспринимает как-то спокойно. Нетипично для тренера с максимальными амбициями. Он мало следит за своим внешним видом и не церемонится с репортерами. Старина Жозе тоже уже медленно сдает в последние годы. Нет той свежести и эмоций, присущих ему в раннем Челси или Реале. Мы все больше наблюдаем отсутствующий взгляд тренера на скамейке.

  

4. Неумение в схемы и современные тенденции

Когда-то Моуриньо мог взять дешевенький порту и разорвать с ним Лигу Чемпионов. Или выиграть требл с пожилым Интером, где игроки без 5 минут готовы пойти на пенсию. Его было трудно раскусить, он всегда придумывал что-то новое. Команды ломали зубы, пытаясь пройти сквозь его оборону. Сейчас же появились новые тренеры с прогрессивным пониманием футбола. Старые тренеры эволюционировали. Но Жозе так и не смог привить современные прессинг и давление. Самая высокая команда в дивизионе со скрипом играет в вертикальный футбол. Герой Пачино также страдает отсутствием креатива и использует годами наработанные схемы. Аналитики в фильме говорят о том, что у противника есть 210 схем розыгрыша мяча, у «Sharks» - только 75, а то и вовсе 11.

«…У меня есть только игра, а там все ясно. Пересек линию с мячом – ты молодец…»

Аль Пачино настаивает на том, что игра проста. В какой-то мере Жозе точно согласен с этим мнением. 

«Мне известно много экспертов, которые приходят на телевидение сразу после футбола и начинают говорить о нём так, как будто это квантовая физика. Однако это не так. Считаю, что в какой-то степени этот вид спорта способен понимать каждый».

5. Жалобы на молодых игроков

 

В разговоре за барной стойкой, герой Пачино со своим тренером по физподготовке сошлись во мнении, что нынешние игроки менее серьезны и не обладают только желанием играть.

«…А теперь они короли. С виду здоровые как быки, ломаются как щепки. Это все TV. Телевизор изменил все. Решительно. Все кончилось, когда в первый раз прервали игру, чтобы показать рекламу…».

Сравните этот диалог с откровением Жозе о разнице поколений.

«Я понял разницу, когда поработал с таким парнем, как Фрэнк Лэмпард. Он в уже в 23 года был мужчиной, понимал футбол, был профессионалом. Пример для нынешней молодежи, которые в 23 года остаются детьми. Они дети, а все, что окружает их, не помогаем им ни в жизни, ни в футболе. Пришлось приспосабливаться к этому: 10 лет назад ни у кого в раздевалке не было мобильного телефона. Но ты должен смириться с этим, иначе вызовешь конфликт и окажешься в каменном веке».

Работа над данным материалом началась до того, как объявили об увольнении Жозе. Однако, в этом есть еще одно сходство с «Каждым воскресеньем». В фильме тренер также был уволен. Сразу после первого матча Плей-офф. И хотя свой последний матч в качестве тренера МЮ Моуриньо проиграл, увольнение еще больше подтвердило поразительное сходство с героем Аль Пачино.

И там, и здесь увольнение давно напрашивалось. Это сидело у всех в умах. Тренеры потеряли контроль над раздевалкой. Их не понимало руководство. Они тешат себя предыдущими победами, потому что не получается побеждать сегодня.

Хочется верить, что, как и герой Пачино, Жозе Моуриньо снова возглавит какой-нибудь большой клуб. Без этого парня будет скучно в этой игре.

 

Фото: REUTERS, AFP, Kinopoisk.ru, Thehimalayantimes.com, imdb.com