7 мин.

Энди Робертсон очень сильно прибавил. В этом сезоне он лучший крайний защитник в АПЛ

Год назад он проигрывал конкуренцию Альберто Морено, а теперь – лучший крайний защитник в Англии.

В футболе есть одна чудовищная несправедливость – внимание СМИ, клубов и фанатов чаще всего приковано либо к громким, гламурным футболистам, либо к суперзвездам. По этой причине простые, но крайне талантливые футболисты остаются обделены вниманием, а их прогресс бывает сложно заметить. Помимо прочего, чаще всего кумирами молодежи становятся нападающие, забивающие голы, или полузащитники, дирижирующие игрой. Но когда ты крайний защитник – у тебя практически нет шансов. «Никто в детстве не мечтает быть крайним защитником, Гари, никто этого не хочет» - так несколько лет назад на Sky Sports Джейми Каррагер шутил про Гари Невилла и про его позицию на поле. Во многом, слова Каррагера - правда, но позиция крайнего защитника, хотя и не самая гламурная и интересная, приобретает все больше значимости в современном футболе. Позиция становится настолько важной, что Гвардиола не стесняется тратить на фуллбэков 115 миллионов евро за одно лето. 

Майкл Кокс из британского издания ESPN в свое время здорово объяснил, почему хороший левый защитник – это одновременно большая удача и огромная редкость, особенно, если сравнивать их с правыми защитниками. Левые защитники традиционно больше участвуют в атаках команды и чаще оказывают влияние на игру, чем правые, и на это две серьезных причины. Первая – хороший левый защитник практически всегда левоногий, потому что так удобнее делать забегания и удобнее навешивать и простреливать, хотя бывают и исключения: например, два итальянских правши Паоло Мальдини и Джанлука Дзамбротта играли именно слева в защите. Несмотря на то, что исключения есть, в основном тренеры хотят видеть левоногих левых защитников, поэтому часто переводят молодых атакующих левоногих вингеров в защиту. По большей части, в футболе игроки в основном правоногие, а значит вингер-правша, который играет слева в атаке всегда будет интуитивно смещаться в центр, пытаясь пробить, оставляя пространство для подключений крайнего левого защитника. Справа же в атаке подобного происходить не будет, по все тем же причинам: правоногих футболистов много, и зачастую, направо в защиту ставят игроков, которые не смогли бы играть на более «крутых» позициях. Помимо прочего, правоногий вингер, играющий над правым защитником, будет интуитивно обеспечивать ширину атаки, а не смещаться в центр, и высокая позиция фуллбэка справа будет не нужна, а сам защитник будет больше участвовать в перепасовке и билдапе, нежели в обострении.

Так получилось, что позиция левого защитника была проблемной в «Ливерпуле» задолго до прихода Клоппа: за двадцать три года после ухода Стива Никола пятнадцать разных игроков пытались там заиграть, но ни у кого не получалось делать это так, чтобы соблюдать баланс и в атаке, и в обороне. «Ливерпуль» пробовал много разных футболистов, и слева в защите в разное время играли и игроки академии, и покупные игроки, и футболисты, которых переводили налево в защиту с других позиций. Примеров масса: выпущенный из академии клуба Джон Флэнэган; купленный из «Ньюкасла» Хосе Энрике; бывший центральный защитник Джейми Каррагер; игравший правого защитника Арбелоа – все так или иначе не смогли закрепиться надолго в роли основного левого фуллбэка. Кому-то мешали травмы, кто-то просто был недостаточно хорош, но так или иначе за последние двадцать с лишним лет у клуба не было надежного основного левого защитника. Клопп купил Робертсона за восемь миллионов фунтов и есть ощущение, что это одна из лучших покупок, которые он совершал. Робертсону удалось то, что не удавалось стольким футболистам до него – в первую очередь, потому что он лучше всех предшественников умеет находить баланс между атакой и обороной.

Система игры Юргена Клоппа подразумевает, что ширину в атаке создают именно крайние защитники, в то время как вингеры смещаются в центр. В этом сезоне Робертсон – один из главных плеймейкеров команды, как бы сумасшедше это ни звучало: по созданным явным шансам он второй в команде после Салаха (6 против 9), а по отданным голевым передачам – делит второе место с Фирмино. Помимо активности впереди, он успевает отрабатывать и в обороне: в этом сезоне он лучший в команде по отборам. Его умение быть везде отлично видно по тепловой карте этого сезона – Робертсон умудряется часто получать мяч даже в штрафной соперника:

 

Тепловая карта Робертсона в сезоне 2018-2019 в АПЛ.

Домашний матч с «Манчестер Юнайтед» - прекрасный пример того, что будет, если на шотландца не будет оказываться давление в атаке: Робертсон отдал 50 (!) точных передач в финальной трети соперника – невероятные цифры даже для игроков атаки и полузащитников, но особенно впечатляющие для крайнего защитника.

Если брать в расчет статистику, то в атакующих цифрах Робертсон ощутимо лучше других топовых крайних защитников лиги. Он доминирует почти в каждом ключевом атакующем показателе:

 

При этом интересно, насколько быстро Робертсон смог прибавить – всего за год он стал однозначно лучшим защитником лиги в атакующих действиях. Это понятно, учитывая, что в прошлом году хороших левых защитников в АПЛ практически не было, и в итоге в символической сборной сезона оказался Маркос Алонсо. Приняв во внимание то, как сильно испанец сдал в этом сезоне, и прибавив к этому постоянные травмы Менди, Робертсону просто нужно не сбавлять оборотов, чтобы получить награду лучшего левого фуллбэка сезона по окончанию сезона. 

Для Клоппа было важно, чтобы помимо полезных атакующих действий фуллбэки успевали помогать сзади, в обороне. В первой половине прошлого сезона у Клоппа были с этим проблемы – слева в защите из раза в раз привозил Морено, а правый защитник Гомез поднимался слишком высоко, очень часто упуская своих противников на фланге. Тогда Клопп элегантно решил проблему, попросив Гомеза оставаться ниже. Во второй части сезона к команде присоединился Ван Дейк и Робертсон стал чаще попадать в состав, что сделало команду намного более надежной в защите. Оборонительно цифры Робертсона в этом сезоне тоже впечатляют – статистически он чуть хуже лучших фуллбэков лиги даже несмотря на то, что «Ливерпуль» по времени сильно меньше обороняется в этом сезоне, чем «Челси» или «Тоттенхэм». Но даже при этом шотландец смотрится очень хорошо, по оборонительным цифрам заметно уступая только правому защитнику «Челси» Аспиликуэте:

Робертсон в этом сезоне выступает наравне с лучшими фуллбэками АПЛ в оборонительном плане.

Соперники знают о том, что Робертсон надежен, и предпочитают атаковать через противоположный фланг: во-первых, там находится молодой Александр-Арнольд, которому пока недостает стабильности, а во-вторых, над молодым защитником находится Салах, который редко опускается в оборону. Здесь интересно посмотреть карту ударов по воротам «Ливерпуля» в начале сезона – на ней отлично видно, как мало получается у соперников мерсисайдцев во время атак слева. Все удары оказываются либо малоопасны, либо заблокированы:

 

 

Соперники предпочитают атаковать через правый фланг «Ливерпуля», из той же зоны приходится больше всего ударов по воротам команды.

По совокупности оборонительных и атакующий действий Робертсон – пока однозначно лучший фуллбэк в лиге. Это может измениться с возвращением на поле Менди или с набором формы других игроков, но прямо сейчас ему нет равных. Он редко ошибается, почти не привозит и идеально играет свою роль в рамках заданной Клоппом системы – сейчас он стоит куда больше, чем восемь миллионов, уплаченных за него прошлым летом.

У Робертсона есть шанс стать легендой «Энфилда», потому что он сочетает в себе все то, что так любят местные болельщики. Когда в прошлом году Энди услышал о том, что семилетний мальчик из Ливерпуля пожертвовал свои карманные деньги на помощь бедным, он отправил ему подписанную футболку партнера по команде Роберто Фирмино с письмом, концовка которого повторяла то, что Каррагер когда-то сказал Невиллу в эфире Sky: «Я знаю, что никто не хочет футболку левого защитника, поэтому попросил футболку своего одноклубника». Робертсон вел себя скромно, долго ждал своего шанса в «Ливерпуле», а когда дождался – начал играть так, как не играли в клубе уже двадцать лет, влюбив в себя этим болельщиков. Теперь кажется, что мальчишки в Ливерпуле захотят носить футболку с его именем на спине и им будет все равно, на какой позиции он играет.