8 мин.

«Зенит» переименовал стадион в «Газпром Арену». Чиновники – против, но это уже ничего не значит

Разобрались в запутанной истории.

На прошлой неделе стадион «Зенита» резко переименовали в «Газпром Арену». До этого он назывался «Санкт-Петербург».

Решение о смене названия возмутило вице-губернатора Петербурга Игоря Албина – того, кто контролировал последний этап строительства и, как теперь выяснилось, придумал атаки бакланов на крышу. «Решение о наименовании объекта должны принимать жители города. Я в свое время предлагал губернатору провести обсуждение и голосование, посоветоваться с людьми. Сожалею, что такого всенародного общегородского обсуждения не произошло», – сказал Албин.

К вице-губернатору присоединился депутат Думы от «Единой России» Михаил Романов. Он написал обращение на имя главы «Газпрома» Алексея Миллера. Его идея: стадион строился на бюджетные деньги, значит, он народный, а клуб должен учитывать мнение горожан. Депутат вспомнил, что в августе 2016-го город перебросил на достройку арены 2,5 миллиарда рублей со строительства 30 социальных объектов: школ, детских садов, поликлиники.

За четыре дня против «Газпром Арены» выступили не только они. Депутаты «Справедливой России» из Петербурга тоже недовольны. Вместо Миллера они обратились к пока временному губернатору Беглову. Чиновники считают, что новое название утвердили незаконно: «Зенит» не мог переименовывать арену сам, а должен был согласовать решение с Топонимической комиссией.  

Член этой комиссии Алексей Ерофеев объяснил, что в полном составе она соберется 13 или 18 декабря. Лично его «Газпром Арена» не устраивает: «Название неудачное, и вряд ли оно кому-то понравится. Думаю, что и «Газпром» потеряет от этого, а не приобретет. Как мы знаем, «Газпром» в рекламе не нуждается».

***

Споры о названии нового стадиона длится с середины 2000-х, когда строительство еще даже не началось. Следите за новостями:

1. Изначально предполагалось, что строительство оплатит «Газпром», поэтому название – его. Но решение о строительстве все никак не принимали.

2. Разрешилось только в 2006-м, когда «Газпром» перевез «Газпром нефть» из Омска в Питер, а город получил дополнительные миллиарды в виде налогов. Тут же отменили постановление от 2004 года: арену было решено строить на бюджетные деньги. Про название временно забыли – разбирались с начальным этапом стройки.

3. В июне 2009-го губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко пообещала, что название стадиона выберут на открытом конкурсе, который объявят до конца года – решать должны жители города.

4. Президент «Зенита» Александр Дюков предпочел европейский путь и сообщил: клуб проведет свой конкурс среди коммерческих компаний.

5. В сентябре 2009-го на стройку приехал Миллер и заявил, что объект будет называться «Газпром Ареной»: «К названию стадиона нужно относиться по-современному. Эта рекламная площадь может обеспечить стабильное финансирование ФК «Зенит» на долгосрочную перспективу». Стоявшая рядом с ним Матвеенко почти согласилась: объяснила, что город уже (а не в конце года – Sports.ru) проводит конкурс и часть жителей поддерживает именно название со словом «Газпром».

6. Декабрь 2009-го, глава спорта Петербурга Вячеслав Чазов подвел итоги конкурса на название арены: поступило больше тысячи предложений, среди которых – «Стадион Петра Великого», «Галактика», «Летучий голландец»,  «Белые ночи», «12-й игрок», «Триумфальный», «Зенит-Арена», «Питер» и «Крестовский». Но победитель – «Газпром Арена».

7. Тот же день – 17 декабря 2009-го. Топонимическая комиссия удивилась словам Чазова и сказала, что его конкурс альтернативный. Основной проводит сама комиссия, и название «Газпром Арена» она не утвердит. «Скорее всего, стадион будет «Крестовским» или «Приморским» – по Приморскому парку Победы, в котором он находится», – говорил член комиссии Алексей Ерофеев.

8. Эта часть дискуссии закрылась в феврале 2010-го. На вопрос депутата местной Думы Матвиенко ответила, что имя утвердит правительство города в тот момент, когда объект все-таки построят.

9. В апреле 2016-го стадион еще строился, но неожиданно городской комитет по культуре сообщил о названии «Крестовский». Комитет сослался на решение топонимической комиссии и социологический опрос, по которому 30% петербуржцев высказались за подобный вариант. Речь шла об опросе с такими результатами: «Петербург Арена» (37%), «Крестовский» (30,3%), «Зенит-Арена» (19,7%), «Зенит» (6,1%), не определились (4,3%), не смогли выбрать ни один из четырех вариантов (2,6%). Сообщение комитета, который входит в мэрию, никто не опроверг.

10. Июнь 2016-го, губернатор уже Полтавченко. Он рассказывал, что название еще не определено, но ему сложно выступать против «Крестовского», потому что он сам предложил это имя. «Будем обсуждать окончательный вариант с управляющей компанией. «Петербург Арена» тоже хорошо звучит», – говорил чиновник.

11. «Зенит» заехал на стадион в апреле 2017 года, но официального названия по-прежнему не появилось. Гендиректор клуба Максим Митрофанов говорил, что если права на название окажутся у «Зенита», клуб не исключает их продажу.

12. В мае 2017-го вице-губернатор Албин написал в твиттере, что все-таки будет голосование: «Решит народ».

13. Кубок Конфедераций и чемпионат мира арена пережила с названием «Санкт-Петербург», которое предложил оргкомитет турнира. По правилам ФИФА, даже если бы арена уже называлась в честь «Газпрома», на время турнира спонсора пришлось бы убрать.

14. 8 декабря 2018-го «Зенит» объявил окончательное название стадиона.

***

Из таймкодов выше понятны несколько вещей:

• «Газпром» всегда хотел назвать стадион в свою честь.

• В клубе о выборе названия говорили осторожно и считали, что выгоднее всего – продать нейминговые права спонсору. Но явно не торопились.

• Топонимическая комиссия выступала жестко против «Газпрома», пытаясь организовать свой конкурс и имитируя работу, хотя ее мнение не решающее – она может только рекомендовать.

• Власти подстраивались под всех: сначала рассказывали об открытом конкурсе, потом соглашались, стоя рядом с Миллером, что «Газпром Арена» – отличный вариант, дальше говорили о голосовании жителей. Все это – вместо того, чтобы однажды сказать правду: «Стадион мы отдадим клубу в аренду на 49 лет. Вместе с ним – права на все названия. Как решит клуб, мы не знаем. Могут хоть «Заболотный Арена» назвать».

• Игорь Албин всегда говорил о народном голосовании. Но, по информации Sports.ru, именно он участвовал в подготовке соглашения между городом и клубом. По этому документу все нейминговые права отошли «Зениту», подписал его экс-губернатор Полтавченко.

***

История будет неполной без позиции «Зенита» по поводу последней критики. Мы позвонили официальному представителю клуба Антону Макаренко:

– Для нас очевидно, что это или следствие банального незнания условий концессионного соглашения между городом и клубом, или непонимание общемировой практики ведения спортивного бизнеса. В соглашении четко указано, что клуб – помимо того, что стадион переходит к нему в управление – получает все коммерческие права, в том числе присваивание и изменение коммерческого названия. Эти вопросы оставляются на усмотрение клуба и не требуют дополнительных согласований администрации города. Это условие утверждено постановлением правительства Санкт-Петербурга.

То есть выбор названия стадиона становится исключительным правом клуба. По этому праву ПАО «Газпром» выкупил у клуба коммерческое наименование арены сроком на 5 лет.

– Не на 49 лет?

– На 49 лет рассчитано концессионное соглашение. А коммерческое наименование арены «Зенита» –  отдельный рекламный контракт клуба с генеральным спонсором. Он – на пять лет.

– Какая стоимость? 

– Это коммерческая тайна. Но она абсолютно релевантная. Оценивала ее независимая иностранная компания, которая работает на многие клубы. При формировании стоимости учитывалось много параметров: результаты команды, посещаемость стадиона, маркетинговые показатели, инвестиционная привлекательность региона, рекламный инвентарь.

– Но можно было поступить по-человечески: провести опрос среди жителей города, организовать референдум, чтобы люди выбрали название. Стадион же строился на бюджетные деньги, из-за него несколько детских садов и школ не построили.

– Когда впервые поднялся вопрос о названии, комитет по физкультуре и спорту провел конкурс. Название «Газпром Арена» нашло наибольшую поддержку у петербуржцев.

По поводу бюджетных средств: пока стадион строился, представители власти не раз подчеркивали, что во многом арена возводится на налоговые отчисления группы компаний «Газпром». Ее предприятия отчисляли налоги в городской бюджет. Некоторая часть этих денег выделялась городом на строительство стадиона.

– Но жителей все равно можно было спросить как-то более открыто. А получилось, что клуб единолично принял решение о названии арены.

– Спросить можно, а платить за выбранное название кто будет? И напомню, что, получив в концессию стадион, клуб снял все финансовые обременения с города по содержанию арены. Это около 1,9 млрд рублей в год. Клуб эти расходы полностью взял на себя. И на сегодня уже инвестировал в стадион около 1,5 млрд рублей собственных денег. А в ближайшие пять лет мы планируем инвестировать еще несколько миллиардов рублей в инфраструктуру и прилегающую к стадиону территорию.

***

Так что можно смириться и запомнить: теперь стадион «Зенита» – это «Газпром Арена». Оба слова с заглавных букв, без тире и дефисов.

Как минимум на пять лет.

Фото: РИА Новости/Анатолий Медведь, Алексей Даничев, Сергей Гунеев, Сергей Мамонтов, Владимир Песня