Рост футболиста. Проблемы и решения
Рост футболиста. Проблемы и решения
Одной из основных проблем, которая возникает у родителей – это отставание, как им кажется в росте их ребенка и соответственно непопадание в основной состав.
Проблема, действительно существует. Но как показали научные исследования, эта проблема связана с генетическими особенностями каждого отдельно взятого ребенка.
У человека рост ограничен и конечен. Скорость роста у каждого ребенка индивидуальна и различна. Научные исследования выделили три типа детей, связанных со скоростью роста – вариант развития (ВР) А, В, С.
Большие показатели интенсивности роста свойственны детям ВР «А» - длина тела увеличивается на 4,04% в год, меньшие – детям ВР «С» - 3,14% в год, дети ВР «В» занимают промежуточное положение. Дети типа ВР «А» - заканчивают рост между 15 и16 годами, дети ВР «В» - около 18 лет, а дети ВР «С» - между 19 и 20 годами. То есть дети ВР «А» растут 15 лет, а дети ВР «С» - растут 19-20 лет.
Хочу обратить Ваше внимание на очень серьезный момент в сказанном выше.
Получается, что при отборе наших с вами детей в детские в футбольные школы и академии с первых шагов происходит ужасная несправедливость. Все спецы в один голос твердят, что главное не команда, а игрок. Так скажите мне почему наша система при ретардации ребенка ставит его и акселератов в неравные условия? Должно быть наоборот, если мальчик отстает ему должны давать больше шансов на реализацию своих возможностей.
Хочу объяснить, что имею в виду.
Некоторые родители и тренеры идут на подделку свидетельств рождения детей. Делают своих детей на пару лет моложе. Почему так происходит?
На сегодняшний день получается есть три типа детей.
1. Дети типа ВР «А» которые опережают своих сверстников в физ. развитии (акселераты) и растут до 16 лет.
2. Дети ВР «В» - которые соответствуют паспортным показателям (нормальные) и растут около 18 лет.
3. Дети ВР «С» - (ретардаты) отстающие в своем развитии от нормы и растут до 20.
Значит, что получается с первых шагов в команды в которых проповедуется не команда, а игрок, зеленый свет для достижения результата получают ребята из группы ВР «А» и может быть некоторые на перспективу из группы ВР «В» (в чем я сомневаюсь), а что тогда делать нам с отстающими детьми? А их просто со слезами на глазах технично АУТ, не подходишь.
Вот почему родители и занижают возраст своим детям, чтобы у них хоть какой-то шанс на попадание в супер условия наших топовых академий типа ФК «Краснодар».
Идем дальше. Хочу обратить Ваше внимание на парадокс.
Делая выбор в пользу акселератов, мы не замечаем одной особенности, что они то растут до 16 лет, а ретардаты до 20 лет. О чем это говорит?
Это говорит о том, что вторым, если посчитать допустим с 6 лет с начало занятий, дается до окончания роста больше времени для освоения футбольных наук.
Считаем акселераты 6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16 получается 10 лет.
Ретардаты 6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20 получается 14 лет.
Получается выбирают то ни тех. То есть выбирают не по таланту, а по старшинству. В такой селекции присутствует принцип «кто старше тот и талантливей».
Еще один момент со знаком минус для акселератов при таком раскладе.
Всем известно, чтобы стать сильнее нужно тренироваться со старшими.
Значит, что получается в России в группы подготовки набирают детей одного возраста и отобранные акселераты в основном рожденные в начале года Январь, Февраль, Март всю свою футбольную жизнь получается должны тренироваться и играть с младшими, а рожденные в Октябрь, Ноябрь и Декабрь, их очень мало в начале обучения, и очень много в конце, но есть, и они тренируясь мало играя, но получают больше пользы, так как тянутся за Январскими.
Вот мы и пришли к концу моей мысли.
На сегодня наша система футбольного образования преподносит такие сюрпризы, найдется ли хоть один Галицкий С. Н. который соберет хоть одну конференцию где будут подняты вопросы для разрешения их в пользу детей, а не во вред.
Сплошь и рядом объясняются проблемы детского футбола
1. Нехваткой инфраструктуры, а Головин откуда появился он?
2. Недостаточной Квалификацией тренеров, а тренер Головина, посмотрите на него, какая у него квалификация, а он вырастил футболиста «Монако», и посмотрите на квалификацию тренеров знаменитых наших академий, которые выезжают на таких как Головин.
3. Нехваткой мастерства. От куда будет техника у пацанов, если их с первого дня обучают игре в одно, два касания и в футбол «бей беги».
Эти все причины несерьезны и вполне решаемы, если поднять вопросы по их устранению.
Что делать? Нужно решать и чем быстрее, тем лучше.
Господин Галицкий дай возможность поспорить на этой конференции с вашими специалистами в лице Марьяновича, который говорит одно, а делает другое. Ваши «воспитанники» Сулейманов и Игнатьев продукт этой самой системы и на их примере нужно менять всю эту прогнившую систему. Что бы поменьше в нашем футболе было Кокориных и Мамаевых.
Вот так вот друзья.
Кроме этого, в зависимости от варианта развития, у детей значительно отличается время освоения техники выполнения спортивного движения. Это особенно важно в видах спорта со сложной техникой, к которым без сомнения относится футбол.
У детей ВР «А» - время освоения техники короткое по сравнению с ВР «С». Вполне понятно, почему отстающие в развитии дети потом обгоняют лидеров – они медленнее созревают, но прочнее и лучше усваивают движения, доводя их до полного автоматизма.
Средняя годовая прибавка роста тела без учета фаз роста у детей ВР «А» - 5,5 см, ВР «В» - 4,52 см и ВР «С» - 4,45. При этом, существенно различны и скорости наступления так называемой морфологической зрелости – то есть не только роста, но и других систем организма – например мышечной и жизнеобеспечения.
Дети типа ВР «А» достигают 75% уровня морфологической зрелости к 8,5 годам, а дети типа ВР «С» - к 12-12,5 годам. Опережение детьми типа ВР «А» детей типа ВР «С» к 12 годам составляет 2,5 – 3 года, а по росту эти показатели достигают 15 – 20 см.
Исходя из вышеуказанных показателей, становится понятно, что в 12-13 лет в футбольных командах появляется ряд игроков значительно опережающих по своему развитию остальных.
У тренера появляется соблазн ориентировать уровень физических нагрузок именно на этих ребят, которых он считает, и считает обоснованно, наиболее перспективными в данный момент.
Кроме того, уже в 10 лет футбольные команды начинают участвовать в регулярных чемпионатах, над тренером начинает давлеть результат выступления команды, что сказывается на интенсификации тренировочного процесса.
И тут – возникает опасность перетренированности у детей типа ВР «В» и особенно ВР «С». При этом к 13-14 годам, когда различия наиболее очевидны это особенно актуально.
Проведенные нами исследования на одной из команд высшей лиги показали, что в 13-14 летнем возрасте при интенсивных тренировках спортсмены типа ВР «А» (средний рост - 170 см, вес - 68 кг) успешно переносят тренировки, типа ВР «В» справляются с тренировками (средний рост - 160 см, вес - 57 кг), а у ребят типа ВР «С» (средний рост - 150 см, вес - 50 кг) наблюдается колебания веса в сторону уменьшения, при интенсификации тренировочного процесса, что указывает на необходимость индивидуализации величины нагрузок для различных вариантов развития.
Особенно это сказывается на количестве жировой массы у юного футболиста. Именно дети типа ВР «С» наиболее интенсивно теряют жировую массу в процессе интенсивных тренировок и есть случаи, когда содержание жира в организме ребенка доходило до критических величин – 3-4 кг (все замеры делались при помощи биоэмпидансного анализатора состава тела, что гарантировало высокую точность замеров).
Так как при интенсификации нагрузок многие их не выдерживают и навсегда уходят из спорта.
Тренировка должна быть адекватна потенциальным возможностям ребенка. Увеличения объема тренировок сверх возможностей ребенка опасно, особенно в период полового созревания. Сверхинтенсивные тренировки могут привести к раннему прекращению роста ребенка.
Что же можно посоветовать, родителям, дети которых относятся к типу «В» и особенно «С»:
1. С самого детства постараться определить тип развития своего ребенка. Для этого, начиная с 6-7 лет замерять изменение роста каждый год, и по величине прироста вы можете спрогнозировать скорость и длительность роста вашего ребенка. На основе полученных данных не отчаиваться и понимать, что к 16 годам ваш ребенок догонит сверстников по показателям роста, но это будет футболист с хорошей техникой и координацией.
2. Не допускать перетренированности своего ребенка. Для этого хотя бы контролировать вес своего ребенка, не допуская ни его уменьшения, если только ваш ребенок не страдает ожирением, ни резкого увеличения. Если есть возможность, начиная с 12-13 летнего возраста периодически определять состав тела юного футболиста.
3. Так как вашему ребенку нужно больше времени для восстановления, чем его более высоким и массивным сверстникам, постарайтесь обеспечить ему соответствующие условия, ведь вы же хотите, чтобы ваша команда побеждала.
Александр СОРОКИН,